Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. | Общая психология, Социальная психология | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 144 страница



Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50322

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

АФФЕКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ – действие, направляемое и регулируемое определенным эмоциональным состоянием субъекта – отвагой, страстью, ненавистью, воодушевлением, мстительностью, любовью и др. Понятие аффективного действия введено Максом Вебером для отчленения его от понятия "социальное действие" (целерационального и ценностно-рационального). В отличие от целерационального действия и подобно ценностно-рациональному действию аффективное действие направлено не на достижение конкретной цели, а на эмоциональное самовыражение субъекта действия, его импульсивную самореализацию, удовлетворение страсти или влечения.
Аффективные действия пограничны между сознательным поведением и подсознательными реакциями. Они характеризуются минимальной осмысленностью; переход за эту минимальную границу вызывает дезорганизацию психической деятельности – состояние аффекта (см. "Аффект").
БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ – непонимание людьми друг друга из-за придания одним и тем же явлениям различного смысла.
БАРЬЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ – неадекватная пассивность в результате усиления отрицательных эмоций в отношении определенных явлений, избирательное торможение активности в результате низкой самооценки. Барьеры в социальном общении возможны в результате неразвитости коммуникативных качеств, эмпатии и других негативных личностных качеств.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – психические процессы, осуществляемые без сознательного контроля (инстинкты).
БИОТИПЫ ЧЕЛОВЕКА – типология человека, осуществляемая по нейрогуморальному основанию, индивидуальным особенностям симпатико-адреналиновой системы (САС). Различаются три биотипа: адреналиновый (А-тип), норадреналиновый (Н – А-тип) и смешанный. Представители А-типа отличаются повышенной тревожностью, повышенным чувством ответственности, неудовлетворенностью достигнутым, стремлением к предельным нагрузкам. Представители Н – А-типа характеризуются повышенной внутренней напряженностью, замкнутостью, скрытностью, властностью, целеустремленностью; неудачи могут привести этих людей к нервным срывам, сердечно-сосудистым заболеваниям. Представители смешанного типа характеризуются повышенной эмоциональностью, неустойчивостью настроения, повышенной чувствительностью, эмпатией – способностью к сопереживанию. Особенно интенсивно биотипические особенности людей проявляются в экстремальных условиях.
БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour – поведение) – одно из основных направлений американской психологии, трактующее психику как совокупность реакций организма на внешние стимулы. Направление возникло как негативная реакция на интроспективную психологию, преувеличивающую роль самонаблюдения в исследовании психических явлений. Первая программа бихевиоризма была провозглашена в 1913 году Д. Уотсоном (1878–1958). Предметом психологии бихевиористы считали не сознание, а поведение. Из теории поведения исключались все факторы сознания. Традиционные понятия об образах, мыслях, идеях, чувствах Джон Уотсон предложил заменить понятиями о мышечных и секреторных реакциях. Использовав учение И. П. Павлова, бихевиористы упростили его, полагая, что законы приобретения опыта у человека и животных совпадают. Ошибочным было отрицание ими сознания как регулирующего фактора поведения, сведение человеческого поведения к ситуативному приспособленчеству, игнорирование ими надситуативного, поленезависимого поведения, забвение нейрофизиологических механизмов поведения (мозг человека они считали "черным ящиком"). Социальная природа человеческого поведения игнорировалась. Однако бихевиористы внесли существенный вклад в разработку математических методов изучения поведения, создали предпосылку для возникновения кибернетики. Бихевиористы (Торндайк) открыли ряд закономерностей научения – формирования навыков (закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и др.).
Уже в 20-х годах XX в. бихевиоризм распался на ряд направлений. В 30-х годах возникло направление необихевиоризма (Толмен, Халл), которое стало признавать промежуточное звено между стимулом и реакцией, введя понятие "промежуточных переменных". Представитель современного бихевиоризма Б. Скиннер, исследуя закономерности связей между стимулом и реакцией, придал существенное значение подкреплению этих связей. Скиннер выдвинул концепцию оперантного научения (из ряда произведенных операций устойчивыми оказываются те из них, которые получают подкрепление). Скиннер стал инициатором программированного обучения. Все направления бихевиоризма основаны на биологизаторской концепции.
ВЕРА – полное и безоговорочное принятие человеком каких-либо постулатов и представлений, которые входят в структуру личности, определяют ее поступки и отношение к действительности. Вера, являясь автономным психическим феноменом, не зависит от логических и эмпирических оснований. Вера концептуализирует сознание, создавая целостный непротиворечивый образ мира. Вера – проявление подсознательной связи субъекта с объектом. Чем проще и всеохватнее эта связь, тем глубже вера. Религиозная вера связана с поиском сущности человеческой духовности, ее обусловленности божественной силой.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ – личный контакт двух или многих людей, следствием которого являются изменения в их деятельности, поведении, взглядах и установках; система взаимообусловленных действий, в которой поведение каждого из участников выступает и как стимул, и как реакция на поведение других. Межличностное взаимодействие связано с разделением и кооперацией социальных функций, имеет предмет сопряженных усилий, регламентировано конкретными условиями, подчиненно нормам и правилам интеракции (социального взаимодействия). Осуществляется в форме сотрудничества или конкуренции, столкновения противоположно направленных интересов.
ВЛЕЧЕНИЕ – подсознательно возникающая направленность на определенные объекты, удовлетворяющие актуализированную потребность, влияющая на формирование интересов и мотивов поведения. В системе фрейдизма выделяется влечение к саморазрушению, смерти, проявляющееся в агрессивности личности. Различаются также и другие патологические влечения – садизм, мазохизм, содомия, педерастия, некрофилия и др.
ВЛИЯНИЕ – процесс и результат изменения индивидом или социальной группой поведения других людей, их позиций, оценок и установок. Механизмом направленного влияния являются убеждение и внушение. Механизм не направленного влияния – подражание и заражение. Влияние может быть прямым и косвенным.
ВНИМАНИЕ – оптимальное состояние сознания, его организованность и направленность на деятельностно значимые объекты. Внимание обеспечивает согласованность различных звеньев поведения, сосредоточенность на его конечной цели, скорость и точность решения задачи. (В системе философско-психологического понятия апперцепции внимание рассматривалось как отчетливое осознание воспринимаемого, его интеграция в целостную структуру прошлого опыта.) Различаются три вида внимания: 1) непроизвольное (непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция), 2) произвольное (связанное с целенаправленными волевыми усилиями) и 3) постпроизвольное (послепроизвольное, когда в результате сдвига мотива на цель выполнение действия осуществляется без значительных волевых усилий).
К характеристикам внимания, его свойствам относятся: избирательность, объем, устойчивость, распределяемость и переключаемость.
ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ – использование языковых значений вне процесса реальной коммуникации (в уме) как средства мышления, оперирования понятиями, как диалог с мыслимым другим. От внешней речи внутренняя отличается свернутостью структуры.
ВНУШАЕМОСТЬ – субъективная готовность подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию, связанная с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, стеснительностью, доверительностью, повышенным уровнем тревожности. Ситуативные факторы повышенной внушаемости: экстремальность ситуации, некомпетентность в обсуждаемом вопросе, групповое давление, дефицит времени для принятия решения.
ВНУШЕНИЕ – внедрение в психическую сферу индивида помимо его воли, процесс воздействия на психику человека в условиях снижения его сознательности, критичности.
ВОЛЯ – самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимости планируемого результата; реализуется в форме простых и сложных волевых действий. Схема простого действия, цель – действие – оценка результата. Схема сложного волевого действия, потребность – возможные цели – борьба мотивов – принятие решения – система исполнительских действий – их оценка и корректировка – завершающие действия – итоговая оценка конечного результата.
ВООБРАЖЕНИЕ – психический процесс образного моделирования действительности, рекомбинированное, гипотетическое и вероятностное отражение действительности; реконструкция явлений по их описанию.
ВОСПОМИНАНИЕ – актуализация ранее воспринимавшегося материала, всплывание ранее сформированных образов, их локализация во времени и пространстве.
ВОСПРИЯТИЕ – отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на рецепторную систему человека, отнесение чувственного образа к определенной группе явлений (его категоризация).
ВОСПРИЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ – понимание, интерпретация и оценка человека при его восприятии (первое впечатление о человеке), достраивание его образа на основе экстраполяции исходной чувственной информации под влиянием психического состояния воспринимающего лица. Возможны искажающие эффекты: эффект статуса, эффект ореола, эффект первичности и др. Восприятие человека человеком сопровождается комплексом эмоционально-когнитивных процессов – идентификацией, рефлексией (пониманием другого путем размышления и чувствования за него), стереотипизацией – распространением на него общепринятых штампов – каузальной атрибуцией (истолкованием причин его поведения).
ВРЕМЯ РЕАКЦИИ – временной интервал между предъявлением раздражителя и началом реакции на него. Время простейшей двигательной реакции на одиночный раздражитель составляет 0,2 сек. При решении сложных сенсомоторных задач время реакции значительно возрастает.
ВЫТЕСНЕНИЕ – вид психологической защиты, состоящий в переводе в сферу подсознания или глубокое торможение следов от психотравмирующих воздействий.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Выготский Л.С., Лурия Р. Этюды по истории поведения
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • Годфруа. Что такое психология Ч.1
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Леонтьев Д. ПСИХОЛОГИЯ СВОБОДЫ
  • Зейгарник Б.В. Патопсихология.
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Вердербер Р, Вердербер К. Психология общения
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • С.Э. Поляков. Когнитивизм, интроспекция и психические феномены. Об основной парадигме когнитивной психологии
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Чистяков А.В. (Владимирский) МАТЕРИАЛЫ ПО КОHСТРУКТИВHОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Ганзен. Системные описания психологии.
  • Джемс. Психология.
  • Зимняя И.А. Педагогическая психология
  • Карпова Л.В. Общая психология. Под редакцией
  • Сосновского Б.А. Психология. Под редакцией
  • Лурия А.Р. Лекции по общей психологии
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь