Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122932

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

498 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
При стрессе человек, как правило, чувствует напряжение в желудке, сухость во рту или учащенное сердцебиение. Эти симптомы являются тремя самыми распространенными видами реакции на стресс. Кроме того, челове-ческий организм может ответить на интенсивные эмоции учащением дыха-ния, усилением потоотделения, покраснением лица, расширением зрачков и напряжением мышц. В период стресса многие физиологические процессы резко активизируются. Повышается артериальное давление и частота сер-дечных сокращений, усиливается кровообращение в мышцах, возрастает частота и глубина дыхания, увеличивается количество адреналина в крови и изменяется кожно-гальваническая реакция (Квинн В., 2000).
Можно сравнить, что же положительного и отрицательного содержится в реакциях организма на стрессор (см. таблицу, с. 497).
СТРЕСС И ДИСТРЕСС
Исследователи неоднократно указывали, что одно и то же событие может стать для одного человека принимаемым вызовом, а для другого — причи-ной дистресса. Периодическое столкновение со стрессогенными события¬ми может стать важным стимулом или толчком к дальнейшему развитию личности. Если какое-то событие ожидается или предвидится, оно может вызвать меньший стресс, чем в том случае, когда оно происходит внезапно. Усилить или ослабить воздействие стресса также может то, как конкрет¬ный человек пытается с ним справиться (Селье Г., 1979).
Стрессогенное событие — событие, вызывающее стресс; ситуация, в которой адаптивные возможности не соответствуют величине действующей нагрузки (объективно или субъективно оцениваемые: так, например, нара-стание субъективных ощущений стресса может приводить к изменению об-стоятельств таким образом, что они и объективно могут быть с большим основанием оценены как стрессогенные).
В стрессах, как и вообще в жизни, есть своя несправедливость: стрессы от спортивных успехов, получения наград, радостных сообщений обычно кратковременны; дистрессы имеют большую продолжительность.
Долговременные стрессы не дают организму времени для отдыха, они изматывают его, становясь причиной аритмии, тахикардии, других сердеч-




Болезни сердца
Расстройства вегетативной нервной системы (язвы, головные боли, высокое артериальное давление)
Подавление иммунной системы

Негативные эмоции, приводящие к стрессу, могут оказывать различное влияние на здоровье. Это особенно верно для людей в состоянии депрессии или склонных к гневу.

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ■ 499



Поведение
Мотив
Эмоции
Дистресс (расстройство,
тревога, беспокойство)
Эгоистическая
мотивация:
уменьшить
собственный
дистресс
Альтруистическая
мотивация:
уменьшить
дистресс
другого
Эмпатия
(симпатия
и сочувствие
к другому)


Поведение
(возможна помощь),
чтобы уменьшить
собственный дистресс
Поведение (помощь) с целью
уменьшить дистресс другого

Эгоистический и альтруистический пути оказания помощи. Наблюдение дистресса других может вызвать у наблюдающего смешанные чувства, включающие фокусированный на себя дистресс и фо¬кусированную на других эмпатию. Исследователи считают, что дистресс вызывает эгоистические мо¬тивы, но они не уверены, что эмпатия может вызывать только чисто альтруистические мотивы
ных нарушений. Учащенное дыхание ведет к постоянным головокружени¬ям; сбой ритма пищеварительной системы и сужение кровеносных сосудов при стрессе могут вызвать длительное расстройство желудка и запоры. Длительный стресс усугубляет и стимулирует прогрессивное развитие уже имеющихся хронических заболеваний (Альперович В. Д., 1998).
Мнение ученых
Несбывшиеся надежды человека вызывают у него самый серьезный, длительный и самый разрушительный стресс. Г. Селье утверждает, что «стресс рухнувшей надежды» со значительно большей вероятностью, чем любые физические перегрузки, ведет к таким заболеваниям, как язва желудка, мигрень, высокое кровяное давление (Селье Г., 1979). Многие онкологи предпола¬гают, что злокачественным опухолям непременно предшествуют большие нервные потрясения. Таким нервным потрясением может явиться убеждение человека о никчемности прожитой и бес¬смысленности дальнейшей жизни (Альперович В. Д., 1998).
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В РЕАКЦИИ НА СТРЕСС
В исследованиях отмечается, что в стрессовой ситуации и при перегруз-ках женщины более склонны к сверхконтролируемому пассивному поведе-нию, а мужчины — к неконтролируемому, активному.
Нельзя не отметить еще одну особенность появления и влияния стресса: он чаще случается у женщин, чем у мужчин, но женщины легче справля¬ются с ним и быстрее адаптируются к его воздействию. Некоторые специа¬листы полагают, что секрет такой выносливости представительниц слабого пола в том, что они умеют разряжать свои эмоции слезами, а то и истерика¬ми. Слезы, по утверждению ученых, содержат не только ионы натрия, ка¬лия и других солей, но и избыток адреналина, который, как известно, вы¬зывает сужение большинства сосудов, усиливает сокращение сердца, изменяет частоту сердцебиения, повышает артериальное давление.
Женщины более чувствительны и гораздо сильнее выражают вовне свои чувства, им свойственны большая внушаемость, импульсивность. Кроме то-го, характерной особенностью женщин является богатство сферы их фанта-зий, способствующих усугублению стрессовых ситуаций. Таким образом, женщины, давая волю эмоциям, на инстинктивном уровне оберегают себя от серьезных неприятностей, провоцируемых стрессом (Альперович В. Д., 1998).

500 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
В среднем возрасте депрессия встречается одинаково часто как у муж-чин, так и у женщин. Мужчин, которые занимаются тяжелой физической работой, часто огорчает то, что их силы слабеют. Те мужчины, которые работают в офисах или на производстве, еще не ощущают ухудшения своей работоспособности, но и они постепенно осознают, что годы самой плодо-творной работы подходят к концу.
Для состояния депрессии характерны уныние, пессимизм, разочарова¬ние в себе и близких, легко возникающая раздражительность, плаксивость, нерешительность, быстрая утомляемость, снижение аппетита или, напро¬тив, тяга к обжорству, мысли о суициде (Альперович В. Д., 1998).
Исследования ученых
Левинсон (Levinson, 1992) обнаружил, что отрицательные эмоции, такие, как гнев, страх и печаль, вызывают более сильные физиологические реакции, чем положительные эмоции. Это свойство было отмечено у всех испытуемых независимо от пола, возраста и их культурной при¬надлежности.
ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ИММУННУЮ СИСТЕМУ ЧЕЛОВЕКА
Исследования показали, что люди, испытывающие стресс, более других подвержены некоторым болезням и соматическим расстройствам. Каждо-дневные раздражающие факторы подтачивают силы и делают человека уяз-вимым для физических болезней. Стрессовые переживания могут ослаб¬лять иммунную систему. В то время как стресс делает человека более уязвимым для болезни, сама болезнь часто приносит с собой дополнитель¬ные факторы стресса.
На гистограмме представлена зависимость количества испытуемых, за-болевших простудой после преднамеренного заражения пятью различными вирусами, от уровня стресса (Квинн В., 2000).
Самой яркой демонстрацией связи между испытываемыми человеком эмоциями и подверженностью его инфекционным заболеваниям послужило исследование ученых из США и Великобритании. Оно показало, что высо-


Стрвсс и вирусы, вызывающие простудные заболевания.




Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Деш Оксана Владимировна. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Тюленева Лилия Ивановна. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Забалуева Яна Александровна. Нормы словарного запаса ребенка по возрастам
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Конечная Ирина Николаевна. Статья 'Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка'
  • Поздеева Галина Николаевна. Презентация для родителей 'Развитие речи детей 4-5 лет'
  • Татьяна Назарова. Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»
  • Травченко Татьяна Владимировна. Развитие речи у детей
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Садыкова Фаузия Флюровна. Методы, стимулирующие понимание и развитие речи
  • Мыскова Людмила Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Хохлова Ольга Александровна. Использование занимательного материала с экологическим содержанием для развития речи дошкольников
  • Мильниченко Татьяна Васильевна. «Коврограф» в развитии речи детей.
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Волкова Ольга Александровна. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
  • Ветрова Алла. Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
  • Степанова Татьяна Петровна. Малыш учится говорить
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Худякова Вера Анатольевна. Речевое развитие ребенка в 5 лет
  • Романова Олеся Александровна. Отчет о проделанной работе в средней группе по развитию речи
  • Бахтеева Мария Андреевна. Методическая разработка на тему: 'Развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Ирина Синкевич. Методические рекомендации «Растем вместе»
  • Деш Оксана Владимировна. Условия формирования правильного звукопроизношения
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Сапожникова Ирина Викторовна. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников
  • Алексеенко Елена Владимировна. «Коммуникативное развитие детей 3-4 лет в семье»
  • Казакова Светлана Анатольевна. КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА
  • Полтавцева Виктория Анатольевна. Статья «Движение и речь»
  • Толмачева Людмила Алексеевна. Вопросы методики развития мелкой моторики рук и графических навыков у дошкольников
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года
  • Попова Ольга Владимировна. Развитие диалогической речи детей посредством использования элементов театрализованной деятельности
  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Уразалиева Аделина Растямовна. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У КРЕАТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Холодова Лариса Анатольевна. Родительское собрание 'Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка'
  • Ермилова Елена Александровна. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Паршукова Ольга Владимировна. Моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Кошкарова Ирина. Особенности общения детей дошкольного возраста.
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Свинцова Наталья Александровна. Речь и развитие ребенка.
  • Кокорева Любовь Васильевна. Роль фольклора в развитии детей раннего возраста.
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Роль игрушки в психическом развитии ребенка
  • Ширяева Марина Геннадиевна. Особенности развития речи детей раннего возраста
  • Ульцинова Марина Олеговна. Ребенок от 2 до 3 лет.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь