Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 46556

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

У молодого человека есть своеобразная привычка подергивать руками всякий раз, когда он думаете чем-то, приводящем его в замешательство Эта привычка идет из того времени, когда его мучили неприятные навязчивые мысли о забастовщиках на улице В такие моменты он подергивал руками, чтобы сбросить импульс Но теперь он используетэпу манеру всякий раз, когда хочетосвободиться отнеприятиых мыслей
Такие движения Кроутназвал аутичными жестами Они имеютдля субъекта лишь неосознанный смысл и вовсе лишены смысла (если не проведено тщательного исследования) для наблюдателя Теория полагает если прямая реакция заторможена или пабуирована, то это приводит к простому рудиментарному состоянию — аутичному жесту
Кроутустроил этой теории изобретательную экспериментальную проверку" Он пробуждаету испытуемого конфликтное состояние, например, добивается у него согласия с утверждением, что люди держат свои сильные увлечения в секрете, а затем проситего полминуты молча подумать и признаться экспериментатору в своих сильных увлечениях Или экспериментатор говорит «Послушайте Ни один нормальный человек никогда не желаетсмерти своим друзьям, особенно родственникам Не так ли?» После согласия испытуемого экспериментатор предлагает «Я хочу, чтобы вы теперь подумали Вы лично когда-нибудь желали, чтобы один из ваших
11 Krout M H Autistic gestures an experimental study m symbolic movement // Psychological Monographs 1935 № 208, KroutM H An experimental attempt to produce unconscious manual symbolic movements//Journal of General Psychology 1954 Vol 51 P 93-152
Выразительное поведение 425
родстенников умер? Я хочу, чтзбы вы подумали» Во время вызванного ппким образом конфликпп — до тзго, как испыпуемый дает свой отзещ — осущестляетя запись движений его рук После эксперимент! у испытуемого у знающ чтз он испы-пывал в ходе конфликт!
Используя эпу методику, Кроутпришел к заключению, чт> сущеспвуетсттпи-стлчески значимое соопвепспвие между определенными жвспами и определенными установками Он упверждаещ чт> разжатгя рука, свисающая между ног, тлпично сопровождает фруспрацию, пальцы, соприкасающиеся кончиками, — подозрение или покорноспъ, рука, касающаяся носа, — спрах, пальцы, касающиеся губ, — спыд, же-спы кулаком — агрессию, один палец, обхваченный киспъю другой руки — эго-воз-величивание или воодушевление
Кроутобнаружил, чтз эпи выразитгльные знаки довольно распространены Этзт изобрепптгльный экспериментможвтв конце концов привеспи нас к общему языку жвспов С другой стзроны, у людей часпо вырабапываюпся собсгтенные личноспные паттерны, и мы не всегда можем поняпъ их с помощью стхндарпиого словаря жеспов Кульпурные нормы тгкже могутразличапъся, и, как показал Кроущ оба пола склонны использоват различные паттерны жесгюв Мы можем допуспипъ, чтю люди с легко возбудимым тгмпераментюм делаютмного движений, не имеющих более глубокого значения, а люди, спрадающие отконфликтг, могутосппвапъся внешне спокойными Если держат в уме эпи оговорки, т> можно многое узнат из эпих пионерских работ
Мы не имеем в виду, чтз все выразитгльные дейсгтия берутсвое начало в конфликт, хогш некотюрые — несомненно С нашей тючки зрения, выразитльноспъ рас-крываети свободные отконфликтт, и конфликтные стзроны личностл
Согласованы ли выразительные действия?
Приведем короткий и прости пример
На листке бумаги для письма помепъпе чегтыре линейки а, Ъ, с, d На линейках а, Ъ и с напишипе ваше имя пак, как вы обычно подписываетсь На линейке d не тзропясь сделайт тзчную копию тзго, чтз вы написали на линейке с
Теперь сравнит линейки а и Ъ, а тгкже cud Без сомнения, вы обнаружит, чтз первые две гораздо более похожи, чем две последние Рисунок 17 демонстрирует пипичный результттэтзго маленького эксперимент!
Почему подписи на линейках а и b пик похожи ? Причина в тзм, чтз инспрук-ции в совладающем аспект («напишипе ваше имя») были одинаковыми, а экспрессивной соспавляющей была предоспавлена максимальная свобода С другой стзроны, подпись на линейке d сделана совсем при других условиях Совладающий аспектбыл очень усилен Он спал сознатгльным заданием «сделапь тзчную копию» Каждое движение спало преднамеренным Экспрессивная составляющая была подавлена В перми-нах Клагеса дух (Geist) беретна себя командование и подавляетгармоничный попок индивидуальной души (Seele)
Этз демонстрация экспрессивной устзйчивоспи У людей развиваютя весьма характерные спили письма, разговора, походки, сидения, жеспикуляции, смеха и рукопожапия Мы узнаем друг друга издали по походке Мы узнаем, ктю привепспву-етнас по тглефону, не стзлько по пому, чтз он говорищ сколько по его голосу и манере разговора Наше совладающее поведение меняетя в зависимости! отпого, что мы должны сделапь Но по, как мы делаем этз, несетна себе наш практически нерушимый авпограф
426 Структура и развитие личности

Рис. 17. Подписи: при «экспрессивные», одна «совпадающая»
У конкрепиого человека паттерн выразипельноспи в значительной спепени устойчив во времени. Конечно, наспроение вносит некоторые отгичия. Если человек чем-то озабочен, его дейстзия опиоситглъно стгснены; если он чему-то рад, они более выразитгльны. Его речь более свободна в возбужденном состоянии, чем в подавленном12. Но различия в наспроении главным образом изменяютпу энергию, которая направляется на экспрессию. Сам паттерн (например, почерк) оспаепся почпи паким жв по форме.
В какой мере различные выразитгльные особенности пела согласуются друг с другом"? И правда ли, чтз, как угтерждал Лафатгр, «одна и mi жв душа проявляется во всем»? Если у мистгра X выразительный голос, выразитгльны ли его жвепы, его шаг, его рукопожатле, его нажим при письме?
В какой-по степени на этзтвопрос нам помогаютогтепипъ лабораторные измерения. В одном исследовании испыпуемых просили выполнит многочисленные задания: писапъ на бумаге, на доске, ногой (на песке), читть вслух, прохаживаться, рисовапъ, спавипъ галочки, оценивапь расстояние и т д. Оказалось, что испыпуемые были замечательно последовательными. Например, с начала до конца эксперимент! они демонстрировали характерный уровень эмпатли, а гткже свободы или стеснен-ностл движений и дейспвий, дающих выход чувспвам (ценпробежных) или направленных внупрь (ценпроспремитгльных)13.
Согласованности можно продемонстрировать не только методом лабораторных измерений, но и методом сопоставления. Я показываю вам фотографию незнакомца, а вместе с ней при образца почерка. Затем я прошу вас сказапъ, образец какого почерка принадлежитнезнакомцу с фотографии. Конечно, по теории верояпностей вы окажетесь правы в одном случае из прех. Но если правильный опветбудетрегу-лярно давапъся более часто, мы получим свидетельство того, что существует некая
12 Johnson W. В. Euphoric and depressed moods in normal subjects //Character and Personality. 1937-1938. Vol. 6. P. 79-98 and 188-202; Wessman A E, Ricks D. F, TylM Mel. Characteristics and concommitants of mood fluctuations in college women // Journal of Abnormal and Social Psychology. I960. Vol. 60. P. 117-126.
13 Подробнее об этих экспериментах см.: Allport G. Ж, VernonP. E. Studies in expressive movement. N. Y.: MacMillan, 1933.
Выразительное поведение 427
воспринимаемая согласованности между выразипельноспъю лица и почерка Эпот мепод можно разрабапывапь в разных направлениях Так, записи голоса могут со-постгвляпься с профессиями, тгкстзвые записи с рисунками, или все они с чем угодно еще14
Рисунок 14 предлагаетсопостгвипь при нопных записи с именами прех композит/ров В эпом эксперимент; мы обнаружили, чт> верное сопостгвление вспре-чаетгя в 80 % случаев 20 % ошибок сделаны главным образом в примерах из Моцарпп и Баха Уравновешенноспь и легкоспъ Моцарпп иногда пуппли с архитектоническими качествами Баха Со взрывным характером почерка Бетсовена неудачу потгрпели немногие15
Мепод сопоспавления помогаетпродемонсприровапъ, в какой стгпени мы можем извлечь одно и по же выразитгльное качеспво из разных выразитглъных данных Однако он не показывает нам, на основании чего мы принимаем наше решение Нужные признаки часта стзль прудноуловимы, что ускользаютотнашего внимания, и мы не знаем, почему сделали по сопосппвление, котзрое сделали Сопосппвление показываещ чпо соопвепсгтие сущестуещ но не говоритнам ничего больше



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Притча «Экипаж»
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Индивид, индивидуальное; Individ; Individual
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Притча «Психология как наука»
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Йегуда Ашлаг. Каббала в сравнении с науками
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Наука; science
  • Палама Г. О НАУКАХ
  • Олег Катюхин. Предательство в жизни и бизнесе
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Джемс. Психология.
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Лайтман Михаэль. Каббала для начинающих. В двух томах. Том 2.
  • Чистяков А.В. (Владимирский) МАТЕРИАЛЫ ПО КОHСТРУКТИВHОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Никита Тараторин. Психологи на службе спецслужб
  • Агапкина Наталья Викторовна. Статья «Методы и приёмы математического развития дошкольников».
  • Закономерности психических систем
  • Сергей Ваховски. Семь самых распространенных заблуждений о психологах и психологии
  • Адлер А. Наука жить.
  • Что есть психоанализ наука или герменевтика
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Старовойтов В.В. Современный психоанализ - смена парадигмы мышления
  • Объективный и субъективный; objective and subjective
  • Бехтерев В.М. Психологическое определение личности.
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Ландсбург С. Экономист на диване: экономическая наука и повседневная жизнь
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Мана-личность; Mana-personality; Mana-personlich-keiten
  • Сравнительная психология и зоопсихология.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Сергей Неллин. 7 популярных заблуждений о страхе
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Розин В.М. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ О ПУТЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Гуссерль Эдмунд. Философия как строгая наука. Логические исследования.
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Индивидуальность; Individuality; Individualist
  • Молодцова Е.Н. ПОГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ НАУКИ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь