|
Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 47008
Автор: Олпорт Гордон.
Название: Становление личности. Избранные труды. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 422 Структура и развитие личности
Другие детерминанты Наше разделение дежрминант поведения на две часпи создает впечатение, будгю из них-гю дейсгтие и состоищ но эта было бы слишком проста Ест и другие конвергирующие с ними фактзры, часта участзующие в определении характгра дей-стзия Это а) культурные традиции, б) местные обычаи, в) преходящие эмоциональные настроения, г) состояния напряжения и утзмления, д) возраст. е) пол, ж) природная мышечная структура и тглосложвние, з) состояние здоровья и болезни, и) деформации тгла в результате несчастных случаев, к) специальное обучение (например, драматическое искусство, военная мушпра), л) физическое состояние окружающей среды (например, ручка, чернила, бумага при письме, почва и климатические условия при прогулке) Все эти детерминанты важны Они, конечно, усложняютнаш двухчастную схему анализа, но не разрушаютее Первые два фактора — (а) культурные традиции и (б) местные обычаи — предоспавляютнечто вроде почвы для экспрессивной составляющей Маленький ребенок усваивает преобладающие культурные привычки жестикуляции, общие нормы почерка или общепринятые интонации голоса По мере социализации (или аккультурации) эти основные нормы становятся частью его характера (Поэтому эти фактзры включены в схему на рисунке 15 как выразительные факторы) Конечно, его индивидуальный стиль варьирует вокруг этих традиционных норм, но если он китаец, то в основном будет демонстрировать именно китайский образ действий Шопенгауэр писал «Англичанам свойственно своеобразное презрение к жестикуляции, они считают ее чем-то недостойным и вульгарным» Напротив, большинству евреев из Восточной Европы свойственна театральная жестикуляция, и даже в их походке есть культурные особенности9 Факторы (в) и (г), связанные с временными состояниями, обусловленными настроением и усталостью, часто играютрешающую роль Они также должны классифицироваться как экспрессивные детерминанты, но это детерминанты краткосрочных личностных состояний, а не стойких диспозиций Факторы от(д) до (и) отражаютопределенные структурные влияния Женщина небольшого веса не можетобладать ни такой же гтжелой походкой, ни такой же сильной хваткой, как средний мужнина Артритруки калечитжесты и почерк Человек с массивным телосложением не можете легкостью удерживать равновесие на краешке стула Дряхлый человек дрожащими руками делает то, что юный делаете живостью Подобные детерминанты трудно квалифицировать как чисто совладающие либо выразительные Частично они влияютна дейсгтие через умения, частично они связаны с изменениями личности и поэтому являются выразительными Заключительные факторы, (к) и (л), строго говоря, рассматриваются как особые случаи детерминантсовладания В особенности это относится к физическим ус- 9 Ср La Barre W The cultural basis of emotion and gestures //Journal of Personality 1947 Vol 16 P 49-68, EfronD Gesture and environment N Y Kings Crown, 1941 Выразительное поведение 423 ловиям окружающей среды В жаркий день или на неровной поверхностей, верояпио, каждый замедлитгшмп или укоропитшаг, каждый, верояпио, будет писапъ с меньшим нажимом, если перо ручки царапает Что касаепся специальных вырабопанных умений (постгвленный голос, военная выправка), то пикая подготовка доспптзчно прямо формируетличноспъ и поэтому вливаепся в экспрессивные аспекта Однако часта пикие нормы дейспвий подобны маске, скрывающей личноспиые качеспва Генезис выразительного повеления Когда маленький ребенок раздражен, он опкрыпо демонсприруетэпо почпи каждым своим движением он кричищ суепится, хнычещ размахивает руками Его эксп-рессивноспъ разносторонняя и многообразная Взрослый человек, напропив, может лишь едва проявляпъ свое раздражение, безоспановочно двигая пальцами или глазами Дифференциация и локализация дейспвий, распущая вместе со зрелоспью, реально проявляется не полько в умелом совладании, но пакже и в выразитгльноспи Важные следствия для личноспиой диагностики имееттотфакт что по мере созревания выразитгльноспъ конценприруется в пределах ограниченных областгй человеческого пела Прежде всего, эта означаещ чт> различные выразипельные черпы неодинаково важны для разных людей Некоторые лица — как опкрытгя книга, другие — лица игроков в покер Для некоторых людей жеспы являюпся просто обще-приняпыми, для других — в высшей спепени индивидуальными Иногда спиль одежды или почерка кажепся «как раз подходящим» конкрепному человеку, в других случаях — совершенно невыразипельным Один человек раскрывается прежде всего в своей речи, другой — в позах и походке, препъя — в спиле одежды и украшениях Мы предполагаем (в качеспве многообещающей гипопезы), что у каждого человека еспъ одна или две выразипельные особенности, которые раскрывают его испинную природу Если это пик, то довольно бесполезно изучапъ всех людей на основании одних и пех же аспектов поведения, например, голоса, движений глаз или почерка10 Тотповеденческий «ключ», который раскрываетодну личноспъ, не обязапельно раскроетдругих Каждый ребенок сталкивается со стгндарпными выразительными формами, ограничивающими его индивидуальные двигательные импульсы Он учится писапь по еппндарпиой модели, играпъ на пианино или тгнцевапъ по правилам Как замепил Клагес, он склонен часпично опклоняпъся отэпих моделей (но только часпично) Его почерк приобретает «графическую зрелоспъ», его музыкальные интерпретации и панцевальные движения спановятся его собственными Даже стенографиста а со временем меняетсвою систему стенографирования, а врач, давно окончивший интгр-напуру, лечитпо-своему Но все люди до некоторой спепени продолжаютследовапъ условноспям Важно, до какой спепени они преодолеваютто, что предписано обучением и условноспями, и вырабапываютчекан собственной ин диви дуально спи И, как мы уже говорили, этотчекан можетбольше проявляться в одних выразительных чер-пах, чем в других 10 Именно это соображение привело В Штерна к отказу от того, что он называет «моносимптоматическими» методами психодиагностики Например, графология никогда не должна использоваться одна, поскольку в отдельных случаях она может потерпеть неудачу Надежнее изучить ряд выразительных средств, прежде чем делать заключения, касающиеся личности (Stern W Ausdruck imd Leistung // Die Wissenschaft am Scheidewege von Leben imd Geist /Ed by H Prmzhorn Leipzig Barth, 1932) 424 Структура и развитие личности Ребенок (особенно подростзк) скорее всего будет уев айв апъ выразительные спили через подражание Маленький мальчик, завидующий свободолюбивой уличной шайке, подражаетих беспечной манере заламывапь кепку и сплевывапъ Девоч-ка-подроспок причесываетволосы пак жв, как ее любимая акприса Спудентколлед-жа копирует манеры какого-нибудь пренера или профессора Такое поверхноспиое подражание психологически интгресно В глубине души молодые люди хотятобла-дапъ основными умениями и свойствами своих образцов Они слишком молоды, что-бы достичь эпих умений и свойств, и попому довольствуются их внешним выражением — формой галстука или прически, копирую носитбосс, важной походкой или позой атаепа-героя С приходом зрелости подобное желание обезьянничать ослабевает Рассыльный, доросший до житейской мудрости, можетносить тзтгалстук, который ему нравится, он уже не нуждается в том, чтобы подражать в этом своему боссу Кроме того, иногда манеры подростка могут отражать в большей степени прошлую историю его развития, чем нынешнее состояние Возможно, экспрессивные привычки закрепляются посредством своего рода персеверативной функциональной автономии В паком случае мы имеем дело с наследием предыдущей жизни и должны оценивать его соогтет ствующим образом Таким образом, если у подростка есть привычка отводить глаза, грызть ногти или ковырять в носу, то это может быть проявлением существующего у него в настоящее время конфликта или склонности, а может быть персеверативны-ми несвязанными привычками, тянущимися с детства Только тщательное исследование покажещ как обспоитдело Аутичные жесты Рассмотрим более внимательно ту роль, которую внутренний конфликтиграетв создании определенных выразительных манер Привередливый театральный художник, чувствующий, что то, чем он занимается, недостойно его, выдает свой конфликт скрупулезной заботой о своих ногтях, полируя их и осматривая через короткие промежутки времени в ходе работы Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|