|
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122014
Автор: Реан А.А.
Название: Психология человека от рождения до смерти. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 490 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
Например, 45-летний мужчина, все еще считающий, что он находится в прекрасной физической форме, может испытать сильное эмоциональное потрясение, когда его сын начнет обыгрывать его в баскетбол. Как правило, такие люди не хотят расстаться со своими иллюзиями и заблуждениями. Они проявляют чудеса изобретательности, продолжая себя обманывать, пока наконец реальность не заявляет о себе в полной мере. Интересно отметить тот факт, что, как полагают американские исследо-ватели, кризис середины жизни более типичен для состоятельных людей, чем для малоимущих и представителей рабочего класса. По их мнению, когда солидный счет в банке защищает вас от тягот и превратностей жизни, легче обманывать себя в отношении реалий среднего возраста. Хотя причи-на может крыться и в другом. Среди лиц среднего класса достаточно много людей, обладающих высоким уровнем образования, хорошими интеллекту-альными способностями, которые вместе с тем считают, что жизнь у них не сложилась, а их способности в полной мере не реализованы. ■ РОЛЬ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ИЗБЕЖАНИИ КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА Следует отметить, что когнитивные особенности человека играют весьма значимую роль в избежании кризиса среднего возраста. Так, по мнению Пола Балтеса, стипендиата MIDMAC и одного из руководителей Института развития и обучения человека имени Макса Планка в Берлине, людям, которые спокойно относятся к достижению середины жизни, удалось раз-вить некое психологическое качество или когнитивную способность сродни мудрости. Пол Балтес дает определение понятию «мудрого человека» как обладаю-щего обширными фактуальными и процедурными знаниями, умеющего оценивать события и информацию в более широком контексте и способного справляться с неопределенностью. Несмотря на то что быстрота и точность обработки информации у людей, достигших середины жизни, снижается вследствие биологических изменений, происходящих в организме, способ-ность пользоваться информацией у них остается прежней. Причем, как из-вестно, хотя когнитивные процессы у человека средних лет могут проте¬кать медленней, чем у молодого человека, эффективность его мышления все же выше. Другой известный американский исследователь Дэвид Фезерман, член научного Совета по исследованиям в области социальных наук, рассматри-вая эту возрастающую мудрость в перспективе жизненного пути человека, пишет: «Мудрость приходит к человеку не в 6 и не в 18 лет. Может пройти немало времени, прежде чем все ее компоненты будут собраны воедино. Мудрость — это экспертная система зна¬ний человека, ориентированная на прак¬тическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным воп¬росам. Акме— дословно «вершина». В психо-логии акме — вершина развития, момент наибольшего расцвета человеческой лич¬ности. Время ее появления указывает на то, что в зрелом возрасте мы полу-чаем новый импульс — новый спо-соб понимания жизни, более ориен-тированный на служение людям. Вполне возможно, что забота о лю-дях и есть тот "замковый камень" процесса жизни, который "отверг¬ли строители"». Таким образом, средняя взрос¬лость, как и любой возрастной пе- ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 491 риод, имеет свои особенности. Главная особенность этого возраста может быть определена как достижение человеком состояния мудрости. Неслучай-но еще древние греки рассматриваемый период взрослости назвали «акме», что означало вершину, высшую степень чего-нибудь, момент наибольшего расцвета человеческой личности. РЕЗЮМЕ Одна из главных особенностей периода средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Вместе с тем это совершенно не означает, что нет никаких изменений как на психологи-ческом, так и на биологическом уровнях. Изменения происходят и влекут за собой изменения в личностной сфере. У людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается относи-тельное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и твор¬ческую активность. Поэтому вопреки ожиданиям снижения интеллектуального развития после того, как оно достигает своего пика в период юности, развитие от-дельных способностей человека продолжается в течение всего среднего воз-раста. Особенно это относится к тем из них, которые связаны с трудовой деятельностью человека и его повседневной жизнью. Текучий интеллект максимального развития достигает в юности, в пери¬од же средней взрослости его показатели снижаются. Максимальное разви¬тие кристаллизованного интеллекта становится возможным лишь при дос-тижении периода средней взрослости. Интенсивность инволюции интеллектуальных функций человека зави¬сит от двух факторов: одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживая инволюционный процесс. Особенности интеллектуального развития человека и показатели его ин-теллектуальных возможностей во многом зависят от личностных особенно-стей человека, его жизненных установок, планов и жизненных ценностей. Главная особенность этого возраста может быть определена как достиже-ние человеком состояния мудрости. В этот период своей жизни человек, как правило, обладает обширными фактуальными и процедурными знани¬ями, умением оценивать события и информацию в более широком контек¬сте и способностью справляться с неопределенностью. Несмотря на то что вследствие биологических изменений, происходя¬щих в организме человека в период средней взрослости, быстрота и точ¬ность обработки информации снижается, способность пользоваться инфор¬мацией все же остается прежней. Причем, хотя когнитивные процессы у человека средних лет могут протекать медленней, чем у молодого человека, эффективность его мышления выше. Таким образом, несмотря на снижение психофизических функций, сред-няя взрослость является, вероятно, одним из наиболее продуктивных пери-одов в творчестве человека, тем более если его деятельность связана с гума-нитарными знаниями. ГЛАВА 2 >*» ^ '■ 1- АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ' эеднии возраст — это промежуточный период в жизни человека, своего рода мостик между двумя поколениями. Достигший середины жизни человек сознает свою обособленность не только от молодых людей, но и от тех, кто вышел на пенсию и дожил до старости (Крайг Г., 2000). Эмоции — отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. Аффективность — бурное элементарное реагирование на ситуацию, бы-стрый переход от одного эмоционального состояния к другому, эмоциональ¬ная импульсивность. «НАСТРОЕНИЕ» ПЕРИОДА СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ В процессе общения людей всегда вырабатывается некоторый «общий знаменатель» настроения. Например, мы часто обнаруживаем, что с уходом наших гостей уходит и нечто из нас: мы вдруг теряем оживленность, чув-ствуем усталость или, если встреча и разговор несколько угнетали нас, чув-ствуем прилив сил и хорошего расположения духа. Человек в одиночестве просто не способен на настоящее веселье и смех, с другой стороны, в подав-ленном настроении он ищет общества людей, чтобы в нем «забыться». Он не способен также остаться совершенно равнодушным к тому, о чем другие говорят со страхом, восторгом, возмущением, интересом, а если к подоб-ным чувствам у него есть к тому же еще и собственные основания — его переживания могут достигнуть неадекватных размеров (ВилюнасВ. К., 1976). Какие чувства в отношении своего возраста испытывают люди средних лет? Большинство людей двояко относится к среднему возрасту. Средний возраст может быть периодом расцвета семейной жизни человека, его карь-еры или творческих способностей. Однако при этом люди все чаще задумы-ваются о том, что они смертны и что их время уходит. Некоторых людей в середине жизни начинают беспокоить вопросы реализации своего творчес-кого потенциала и необходимости передать что-то следующему поколению, Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|