|
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122943
Автор: Реан А.А.
Название: Психология человека от рождения до смерти. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Таким образом, потери в когнитивной сфере у людей среднего возраста носят весьма ограниченный характер. Чаще всего наблюдается прирост оценок по всем тестам интеллекта вплоть до 40 и даже более лет. После чего следует период относительной стабильности, продолжающийся до 60-летне¬го возраста. Статистически значимое снижение результатов людей, кото¬рым еще не исполнилось 60, отмечается лишь в субтестах на арифметичес¬кие действия и на «беглость речи» (Schaie, 1990).
В связи со всем вышесказанным можно сделать вывод о том, что, несмот-ря на снижение психофизических функций человека, средняя взрослость является, вероятно, одним из наиболее продуктивных периодов в творче¬стве человека, тем более если его деятельность связана с гуманитар¬ными знаниями. Вехи в развитии Несмотря на снижение психофизических функций, средняя взрослость является одним из наиболее продуктивных периодов в твор¬честве человека, тем более если его деятель¬ность связана с гуманитарными знаниями. Тест на «беглость речи» — психологи¬ческий тест, позволяющий оценить техни¬ку чтения как показатель интеллектуально¬го развития. Тесты на вербальное понимание — пси-хологический тест, предназначенный для оценки способности субъекта понимать смысл прочитанного. 488 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет) Еще одной существенной особенностью данного возраста является то, что для разных людей этот отрезок жизни, определяемый как период среднего возраста, может быть более или менее протяженным. Средний возраст — это промежуточный период. Как отмечают многие исследователи, средний возраст выступает в качестве мостика между двумя поколениями, двумя возрастами. Достигшие середины жизни сознают свою обособленность не только от молодых людей, но и от тех, кто вышел на пенсию и дожил до старости. С другой стороны, люди начинают понимать, что ими был принят ряд важных решений в отношении своей профессио-нальной карьеры и семейной жизни; эти структуры жизни к настоящему времени почти сложились — осталось лишь реализовать их до конца. Вместе с тем развитие и сохранение интеллектуальных возможностей, как это было показано выше, идет у разных людей по-разному. Так, С. Пако полагает, что, в общем, оптимум интеллектуальных функ¬ций человека достигается в юности — ранней молодости, а интенсивность их инволюции зависит от двух факторов. Внутренним фактором является одаренность. У более одаренных лю¬дей интеллектуальный прогресс длительный и инволюция нарастает позже, чем у менее одаренных. Внешним фактором, зависящим от социально-экономических и куль-турных условий, является образование, которое, по мнению С. Пако, про-тивостоит старению, затормаживает инволюционный процесс. Следовательно, особенности интеллектуального развития и показатели интеллектуальных возможностей человека во многом зависят от его лично-стных особенностей, жизненных установок, планов и жизненных ценнос¬тей. Факторы развития Особенности интеллектуального развития и показатели интеллектуальных возможностей че¬ловека во многом зависят от его личностных особенностей, жизненных установок, планов и жиз¬ненных ценностей. В связи с этим для человека, достигшего возраста средней взрослости, как никогда остро встает проблема кризиса середины жизни. В чем за-ключается суть данной проблемы? КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ Кризис середины жизни — психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрес-сивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений. В конце юности и начале взрослости многие считают, что лучшие годы уже позади, а предстоящее время жизни представляется им в виде некой гигантской «черной дыры», в которой предстоит провести по меньшей мере лет двадцать своей жизни. По мнению лиц, придерживающихся этой точки зрения, рост и развитие человека прекращаются, когда он достигает средней взрослости. Человеку в этот период жизни придется распрощаться как со своими юношескими ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 489 мечтами, так и с планами в отношении профессиональной карьеры, семей-ной жизни и личного счастья. Если молодость — это надежды, то середина жизни — это застой и страхи, связанные с потерей здоровья и возможнос¬тью реализоваться в этой жизни. Насколько это мнение правильно? Большинство современных исследователей считают такое мнение оши-бочным. К их числу относится Рональд Кесслер, социолог и стипендиат Исследовательского фонда Дж. Д. и К. Т. Мак-Артуров, занимающийся во-просами гармоничного развития человека в среднем возрасте (MIDMAC, Foundation Research Network on Successful Midlife Development), а также главный менеджер научных проектов Центра социальных исследований (Institute for Social Research) при Мичиганском университете. Мнение ученых Рональд Кесслер считает: «Все говорит о том, что средний возраст — это лучшее время жизни. Изучая статистические данные по населению США, приходишь к выводу о том, что луч¬ший возраст для человека — 50 лет. Вас еще не беспокоят болезни и недомогания пожилого возраста, и вы уже не мучаетесь тревогами молодых людей: полюбит ли кто-нибудь меня? Смогу ли я когда-нибудь добиться ус¬пеха в своей работе? Уровень общего дистресса низкий: число депрессивных и тревожных состояний достигает минимума примерно в 35 лет и не увеличивается до конца седьмого десятилетия жизни. Вы здоровы. Вы деятельны... Ваши семейные отношения устоялись, и вероятность развода очень невелика. Середина жизни — это "то самое", к чему вы стремились. Вы можете посвящать свое время бытию, а не становлению» (Gallagher, 1993). Исследователи, которые разделяют точку зрения Кесслера, считают, что кризис середины жизни — это скорее исключение, чем правило. У подав-ляющего большинства людей переход в средний возраст происходит неза-метно и плавно, по мере того как на смену юношеским мечтам о славе, богатстве, личных свершениях и красоте приходят более реалистичные ожидания. Например, спортсмен, оказавшийся недостаточно талантливым для того, чтобы попасть в число наиболее сильных игроков, смиряется с тем, что он не стал чемпионом мира, и становится преподавателем физкуль-туры в средней школе или тренером спортивной секции, продолжая прини-мать участие в турнирах. Политик, мечтавший в молодости о серьезной политической карьере, удовлетворяется должностью мэра небольшого го-родка. Поэтому многие исследователи считают, что средний возраст — это своего рода переходный период, связанный с переопределением целей. В чем заключается суть этого процесса у людей среднего возраста? По-добная переориентация прежде всего предполагает сравнение себя с людь-ми, которые ставят перед собой аналогичные цели и добиваются результа-тов в аналогичной профессиональной деятельности. Причем, как говорит Кэрол Рифф, психолог и стипендиат МГОМАС, «чем лучше ваше психичес-кое здоровье, тем реже вы сравниваете себя с людьми, которые заставляют вас почувствовать себя неполноценными». С Психически здоровый человек в зрелом возрасте, испытывая какие-то трудности, чаще срав¬нивает себя с людьми, находящимися в худшем положении. Кризис середины жизни чаще всего и в первую очередь грозит тем, кто склонен избегать самоанализа и использует защитный механизм отрица¬ния, стараясь не замечать перемен, происходящих в его жизни и в орга¬низме. Нормы развития Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|