|
Поллак Рейчел. Мудрость ТАРО. Духовные учения и глубинные значения карт.Категория: Сверхъестественное » Система Таро | Просмотров: 109978
Автор: Поллак Рейчел.
Название: Мудрость ТАРО. Духовные учения и глубинные значения карт. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Однако понятие священного брака куда древнее герметизма. Во многих языческих культурах (здесь я использую термин «язы-
LE DIABLE IL DIAVOLO ческий» просто для обозначения традиций, основанных на поклонении природе и культивировавшихся особенно в дохристианской Европе) король или вождь символически вступал в брак с богиней Земли (роль которой могла исполнять жрица), и их сексуальное соитие, как предполагалось, давало плодородие земле. Влюбленные в этом смысле есть кульминация предыдущей карты, Иерофанта, ритуально сочетающего браком Императрицу (землю) и Императора (короля, олицетворяющего социальный порядок), которые на земном плане воплощают мужской и женский принципы, впервые показанные Магом и Верховной Жрицей. Верховная Жрица, как вы помните, представляла каббалистическую идею женского аспекта Бога — Шехины, разлученной со своей мужской «половинкой». Их воссоединение мы и видим во Влюблен- ных. В некоторых каббалистических традициях считается, что люди могут воссоздать Божественный союз посредством физической любви. И это одна из величайших герметических и каббалистических истин: люди действительно причастны Божественному бытию, и разделенный пополам бог не может исцелиться без помощи человека. Можно ли считать, что все эти идеи связаны исключительно с современной версией аркана? Возьмем Таро Висконти. У купидона повязка на глазах («Любовь слепа», — говорим мы). Но юноша осознанно смотрит вверх, на купидона, словно готовый получить стрелу в сердце. Греки звали Купидона Эротом, он был богом любви. Гомер изображает его сыном Афродиты (Императрицы). Платон усматривал в нем первопринцип творения. В этом же качестве Купидон фигурировал во многих мистериальных культах. Герметики убеждены, что Эрос (любовь), пронизывает собой все мироздание, и эта идея, возможно, наилучшим образом иллюстрирует разницу между наукой и герметизмом. В ньютоновой физике сила, именуемая гравитацией, есть влечение, удерживающее Землю на орбите вокруг Солнца. Гравитация мыслится как механическое взаимодействие, но как оно действует на таких расстояниях, наука объяснить не в силах (в общей теории относительности Эйнштейна присутствует другое понимание гравитации). Гер- метизм полагает влечение проявлением любви, или Эроса. Отношения между Землей и Солнцем носят одновременно сексуальный и сакральный характер. Вспомните, как притяжение к человеку на другом конце комнаты вдруг поглощает и удерживает все наше внимание, как контакт с любимым человеком ощущается через тысячи километров. Как вверху, так и внизу. Ньютон был, по сути, гер- метистом и, возможно, зашифровал для нас в своей теории гравитации некое тайное послание. Что же говорят нам об этом аркане ранние интерпретаторы? И снова мы обнаруживаем поразительную смесь идей, из которых «выбор» представляет лишь одну сторону медали. НЕКОТОРЫЕ ЗНАЧЕНИЯ АРКАНА ВЛЮБЛЕННЫЕ (ВЫДЕРЖКИ ИЗ КНИГИ ПОЛА ХЬЮСОНА «МИСТИЧЕСКИЕ КОРНИ ТАРО») Картомансер Пратези (1750): любовь. Де Мелле (1781): любовь. Человек, колеблющийся между Добродетелью и Пороком. Кур де Жеблен (1773-1782): брак. _Иерофант эдяфас Леви (1855): еврейская буква Вав, Порок и Добродетель. Переплетение, дци/им (индийское название фаллоса), который Леви представляет в своей «Доктрине трансцендентальной магии» как каббалистический символ Венеры), вовлечение, союз, сочетание, равновесие. Поль Кристиан (1870): шестой аркан. Два пути. Испытание. Человек, недвижно стоящий на перекрестке. Две женщины стоят рядом, положив руки ему на плечи, указывая на одну из двух дорог. Та, что справа, символизирует добродетель; та, что слева, — порок. Вверху и чуть позади — гений Справедливости, окруженный нимбом слепящего света, натягивает свой лук и целит стрелой наказания в Порок. Вся сцена служит выражением борьбы между страстями и совестью. Мазере (1888): Влюбленные. Пройденные испытания. В перевернутом положении: неразумные планы, неудача при испытаниях. Золотая Заря (1888-1896): Дети Божественного гласа, Оракулы Могучих Богов. Влюбленные. Вдохновение, движущая сила, импульс. Великий Восток (А.Э. Уэйт, 1889, 1909): Влюбленные. Союз на материальном плане, страсть, желание, естественная любовь, гармония, равновесие. Уэйт (1910): Влюбленные. Влечение, любовь, красота, пройденные испытания. В перевернутом положении: неудача, глупые планы. Другой источник [Эттейла] толкует перевернутых Влюбленных как неудачный брак. Любовь — самое раннее значение данного аркана, если основываться на рукописи, обнаруженной Пратези. Де Мелле подтверждает его (что, впрочем, вполне очевидно), но вводит также и концепцию выбора между пороком и добродетелью. Леви соглашается, но добавляет союз. Поль Кристиан подчеркивает выбор, детализирует его и, что весьма любопытно, делает лучника олицетворением справедливости, стреляющим не стрелой любви в молодого человека, а стрелой кары в Порок. Чтобы вернуться к, казалось бы, естественной идее, что влюбленные означают влюбленных, понадобились Мазере, Золотая Заря и Уэйт. Последний снова делает акцепт на влечении и союзе. Заметим, что выбор здесь подразумевает отнюдь не размышление о том, какую из одинаково перспективных возможностей предпочесть: что надеть на вечеринку, на какое предложение, связанное с переменой работы, согласиться, или даже за кого выйти Замуж. Это именно моральный выбор между плохим и хорошим, между порочным и добродетельным. Средневековая и ренессансная образность часто изображали его аллегорически как выбор между двумя женщинами — блондинкой и брюнеткой. Блондинок в те далекие дни никто не считал веселыми дурочками. Для сознания, противопоставлявшего друг другу свет и тьму, светлые волосы выглядели воплощением духовной чистоты. Темные же волосы и глаза выглядели более земными, более материальными и более соблазнительными. Мы тоже можем придать идее выбора и сексуальности современную окраску. В первых картах, через которые проходит Дурак в своем путешествии, он сталкивается с различными аспектами бытия, которые должен понять и ассимилировать — с мужскими и женскими первопринципами в Маге и Жрице; с природой и социальным устройством (а также с мамой и папой) в Императрице и Императоре; с образованием и традицией в Иерофанте. Все это — вещи, находящиеся вне нас. Влюбленные содержат уже глубоко личный опыт, а именно опыт сексуальности. Став подростком, человек начинает делать самостоятельный выбор, с которым родители нередко бывают глубоко не согласны. И вопросы выбора отнюдь не замыкаются на любви и сексе. Мы начинаем думать своей головой, ставить под вопрос картину мира, источником которой является общество или родители. Мы становимся независимыми людьми. Сексуальность не только делает каждого из нас человеком в своем праве, но и дает еще один жизненно важный урок метафизического характера — знакомит с силой разума. Это происходит с каждым из нас и потому часто остается без внимания: стоит нам увидеть человека или изображение, или просто подумать о ком-то, или представить себе некую ситуацию — и наше тело испытывает прилив физического возбуждения без малейшего прикосновения. Но вернемся от хорошо раскрытой в Марсельском Таро темы выбора, сексуальности и отрочества к символизму райдеровской традиции. Обнаженные мужчина и женщина, символизирующие полноценные отношения, — это не кто иные, как Адам и Ева. Дерево с пламенной листвой позади Адама — это Древо Жизни, в то время как за Евой змей обвивает Древо Познания добра и зла. Однако кое в чем эта картинка кардинально отличается от библейской легенды об Адаме и Еве, разрушивших свое будущее, отведав плод от w- Иерофант древа Познания. Господь изгнал их из Эдемского сада, поставив на страже его ангела с огненным мечом. На карте ангел благословляет союз мужчины и женщины. Картинка приобретает совершенно революционный характер, так как поощряет желание и познание. На иврите «познание» звучит как «даат». Таково имя скрытой се- фиры Древа Жизни, которая находится в промежутке между верхней триадой сефирот и нижними семью. Даат обладает определенными сексуальными коннотациями, как в знаменитом «Он познал ее в библейском смысле слова». Влюбленных можно рассматривать как символ Тантры и прочих сексуальных практик, служащих для пробуждения энергии кундалини и в процессе ее подъема по позвоночнику привести человека к просветлению. В то же время эту карту можно противопоставить Дьяволу, которая представляет секс как самоцель, способ сбросить физическое напряжение — без какого-либо проявления духовности и подлинного эмоционального контакта. Разумеется, иногда именно это нам и нужно. Как и у всех остальных карт Таро, у Дьявола тоже есть свое место в жизни. На райдеровской картинке мужчина смотрит на женщину, а женщина смотрит на ангела, чей благословляющий жест соединяет их. Это похоже на замыкание цепи, чтобы через нее пошел ток. Сам по себе этот мотив тоже носит достаточно революционный характер. Западная культура со Средних веков и вплоть до наших дней рассматривала мужчину как воплощение рационального начала, а женщину — эмоционального, откуда непосредственно вытекало, что мужчина ближе к Богу, который есть чистый разум, а женщина, соответственно, — к животному царству. Поэтому женщинам и запрещалось говорить в церкви, дабы мужья их говорили за них. Здесь же мужчина в некотором смысле видит ангела только через женщину. А поскольку это никакие не люди, а символы, то можно сказать, что мужское начало может достичь божества только через женское. Этот тезис переворачивает не столько традиционные гендерные Роли, сколько их значение. Иными словами, рациональное и мужское прекрасно может послужить нам в определенных областях Жизни, но для достижения духовного осознания оно должно соединиться с женственной интуицией. Для обретения дао ян должно переплестись с инь. Это можно также сформулировать дру- гим способом: чтобы попасть в сферы сверхсознательного, Божественного «Я», сознание должно пройти путями бессознательного. Если вспомнить наши три ряда из Старших арканов, то первый из них будет представлять именно работу сознательного, поиски своего места в мире. Второй — путешествие сквозь бессознательное к инициации, смерти и возрождению. Третий уводит нас в царство духа — в то самое сверхсознательное. Карта Влюбленные сводит эту диаграмму воедино, представляя ее как взаимоотношения между мужчиной, женщиной и ангелом. Это также может быть и портрет каждого из нас: сознание, бессознательное и высшее сознание, сведенные вместе и пронизанные током динамической энергии. Если вы работаете с райдеровской колодой или с одним из ее вариантов, будет нелишним вытащить эту карту, внимательно изучить ее, записать свои мысли и впечатления, помедитировать на нее. В ней сокрыты воистину великие тайны. В ряду Старших арканов колоды Райдера есть три ангела — во Влюбленных, Умеренности и Суде. У исследователей встречаются разные мнения на этот счет, но лично я вижу в них Рафаэля (Влюбленные), Михаэля (Умеренность) и Габриэля (Суд). Рафаэль — это целительная сила Господа: любовь исцеляет. (Правда, возникает вопрос: поскольку архангелов все же четыре, то где же четвертый, Уриэль? На него мы ответим позднее, но уже сейчас вы можете попробовать отыскать среди Старших арканов карту с крылатой фигурой, стоящей выше двух других.) Влюбленные наглядно показывают одно из главных изменений, произведенных Уэйтом в марсельской иконографии. Пока не были опубликованы реконструкции карт Золотой Зари, пользователи честно думали, что композиции Райдера как раз и представляют наследие ордена. На самом же деле в Золотой Заре Влюбленные выглядели совсем по-другому: на них греческий герой Персей спасал Андромеду от морского чудовища. Влюбленные Таро Сияющего Племени родились из медитации, которую я делала с райдеровским арканом. Войдя в картинку (описание этой техники вы найдете в главе о гаданиях), я увидела, что Адам и Ева устроили пикник. Они — все такие же нагие и с ангелом над головой — сидели за столом, на котором красовались картофельный салат и барбекю. Только я собралась присесть к ним, как ангел подхватил меня, унес в небо и наградил страстным по- Иерофант целуем. Уже после того, как я нарисовала картинку, мне в голову пришли две вещи. Во-первых, в большинстве версий этого аркана фИГуры друг друга не касаются, а представляют некую формальную пространственную структуру. Влюбленные Таро Сияющего Племени позволяют понять, как любовь преображает нас, возносит к небесам. Мы чаще всего воспринимаем секс как нечто пошлое, или забавное, или хотя бы волнующее, а ведь он может подарить нам проблеск Божественного единения. Во-вторых, карта вполне определенно показывает пол фигур. В большинстве версий аркана перед нами предстают мужчина и женщина (или мужчина и две женщины); в некоторых лесбийских или феминистских колодах можно найти двух женщин; очень мало где изображены двое мужчин. В Таро Сияющего Племени невозможно понять, какого пола эти сплетенные в объятиях фигуры. Они находятся за пределами ограничений идентичности. Вскоре после окончания работы над колодой я оказалась на фестивале мифа и театра, проводившемся во Франции и посвященном Афродите. В качестве своего вклада в программу фестиваля я гадала на Сияющем Племени. И первая же вынутая мной карта оказалась Влюбленными. Глядя на нее, я поняла, что главный ее урок — любовь к себе, любовь между человеком и богом, сливающимися в страстном объятии внутри каждого из нас. Когда в нас превалирует сугубо людское, мы слабые, уязвимые, сражающиеся за что-то; нам нужно устремляться к своей собственной внутренней божественности. Когда мы почти ангелы — сильные, мудрые, архетипичные, нам нужно помнить о своей нежной человеческой Стороне и почаще заключать ее в объятия. И два этих аспекта нашей души не просто занимаются сексом — они действительно любят друг друга. И в этом — второе главное послание карты. В любой колоде Влюбленные возглавляют одну из самых могущественных триад. Шестой столбец включает Влюбленных, Смерть и Суд — любовь, смерть и воскресение. Любовь подобна смерти в том, что она выводит нас за пределы эго. Сколько бы мы ^ старались стать великими любовниками, в акте любви нам все Равно предстоит отпустить, утратить себя — хотя бы на мгновение. В Средние века оргазм называли «маленькой смертью». Вероятно, "^кое определение связано с идеей о том, что мужчина во время ^^дого оргазма укорачивает свою жизнь на шесть-семь секунд, Старшие арканы а сама эта идея — со слишком буквальным пониманием смысла и цели некоторых эзотерических практик по удержанию семени ради трансформации энергии. Но, невзирая на это суеверие, мужчины все равно влюблялись и хотели секса. А где же здесь связь с Судом, картой воскресения? Все просто: любовь исцеляет. Что можно сказать, когда шестой аркан появляется в гадании? Прежде всего он означает любовь, поэтому мы обычно радостно его приветствуем. Разумеется, именно это значение выходит на первый план, когда запрос касается вероятных отношений. Но даже если кверент спрашивает вас, скажем, о новой работе, Влюбленные могут означать встречу с новым человеком, особенно если помимо них в раскладе есть другие карты, поддерживающие эту тему, — например, Двойка Чаш. Если Влюбленных сопровождают Иерофант и Четверка Жезлов — такое сочетание намекает на брак. В то же время могут работать и другие традиционные значения, и прежде всего выбор. Возможно, кверент оказался перед трудным выбором — между неким искушением и тем, что он должен сделать в данной ситуации; между пороком и добродетелью. Если вы работаете с Марсельской колодой, это может в буквальном смысле оказаться выбор между двумя потенциальными партнерами. В гаданиях на бизнес карта может говорить о двух вариантах плодотворного партнерства или опять же о важном выборе. Еще одно вероятное значение — отрочество и переход на новый этап внутреннего развития. И наконец, этот аркан может означать человека, наслаждающегося гармонией всех уровней своей личности. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|