Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60369

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

вания Нового года в Лхасе — тридцать богословов, сменяя друг друга, дискутировали с ним по вопросам логики, а еще пятнадцать были его оппонентами в дебатах по вопросам буддийской доктрины и еще тридцать пять проверяли его знания по метафизике и другим предметам. После завершения этой экзаменационной сессии он был удостоен степени геше лхарампа, что является свидетельством самого высокого уровня богословской учености.
В тибетских дебатах задавать правильные вопросы так же важно, как давать правильные ответы. Кроме того, после завершения круга вопросов Далай-Лама, по традиции, должен поменяться местами со своими экзаменаторами и задавать вопросы им. Искусство постановки вопросов стало сильной стороной Далай-Ламы и сослужило хорошую службу в плане удовлетворения его долголетнего интереса к науке.
Тонкая струйка технологий
Попробуйте представить затруднительное положение Далай-Ламы в Лхасе образца 1940-х и 1950-х, когда он был всего лишь любознательным мальчишкой с блестящими способностями и неудержимой тягой к науке. Традиционная монастырская программа могла дать ему глубокие познания по части нюансов буддийской философии, но в ней не было даже намека на научные открытия, сделанные за последнюю тысячу лет. К примеру, классические буддийские тексты по космологии, доставленные в Тибет из Индии почти двенадцать столетий назад,
утверждали, что Земля плоская и что Луна светит собственным светом, так же как Солнце.
Для защиты своей политической и культурной целостности Тибет на века почти наглухо отгородился от зарубежного влияния. К моменту рождения Далай-Ламы лишь немногие дети из семей тибетской аристократии или богатого купечества обучались в британских школах индийских городов, таких как Дарджилинг, и поэтому могли разговаривать по-английски. Но по требованиям тогдашнего протокола Далай-Лама не мог иметь почти или вообще никаких прямых контактов с этими ребятами. В любом случае во всем Лхасе не было ни одного тибетца, который имел бы хоть какое-нибудь специальное научное образование.
Но даже в этих условиях технические новинки тоненькой струйкой просачивались во дворец Потала в Лхасе и в летнюю резиденцию Далай-Ламы в Норбулинге. Преимущественно это были подарки, полученные его предшественником, 13-м Далай-Ламой (который проявлял большой интерес к современным технологиям), от иностранных дипломатов, или товары, привезенные купцами из Британской Индии. В их число входила маленькая динамо- машина, которая питала несколько электрических лампочек, кинопроектор и три допотопных автомобиля.
Но были и персональные подарки. В 1942 году американская экспедиция доброй воли преподнесла в подарок юному Далай-Ламе золотые карманные часы. От британской дипломатической миссии за несколько лет он получил несколько чудесных игрушек, в том числе красный педальный автомобильчик, игрушечную железную дорогу с заводным механизмом и большой набор миниатюрных металлических солдатиков. Одной из самых любимых игрушек юного Далай-Ламы был конструктор фирмы «Meccano», состоявший из маленьких металлических полосок с дырочками, колесиков и шестеренок, с которы
ми он возился часами, создавая крошечные шедевры машиностроения. Сложные подъемные краны и железнодорожные вагоны, которые он конструировал, существовали в его воображении, но нигде больше в Тибете.
Третья волна «нашествия» западных товаров стала результатом китайского вторжения в Тибет в 1910 году, когда 13-й Далай-Лама вынужден был отправиться в недолгое изгнание и жить на небольшой железнодорожной станции Дарджилинг в горах Индии. Там британский губернатор штата Сикким, сэр Чарльз Белл, говоривший по-тибетски, подружился с тибетским лидером и подарил ему множество вещей, которые в конечном итоге нашли свое место в кладовых дворца Потала. Трем из них было суждено сыграть особую роль в самых первых научных изысканиях 14-го Далай-Ламы — это были телескоп, глобус и стопка английских иллюстрированных книг о Первой мировой войне.
Фундаментальное открытие
Не имея ни одного учебника ни по каким научным дисциплинам, молодой Далай-Лама стал эрудитом, жадно поглощая любые знания, какие только мог отыскать. Этот интеллектуальный порыв пробудил в нем стремление читать книги на английском языке; с помощью одного тибетского чиновника он перевел английский алфавит на тибетскую фонетику и принялся за изучение тибетско- английского словаря. Привычка запоминать длинные пассажи священных текстов пригодилась ему в изучении английского языка. «Я заучивал слова наизусть», — вспоминает Далай-Лама.
Вскоре Далай-Лама стал заядлым читателем англоязычных журналов, и в первую очередь «Британского иллюстрированного еженедельника» и журнала «Life», подписку на которые он получил через британскую миссию
в Лхасе. Эти журналы стали его учителями дипломатии; с их помощью он следил за новостями в мире.
Примерно в то же время Далай-Лама обнаружил на складе заграничных вещей, оставленных его предшественником, уже упоминавшиеся иллюстрированные книги о Первой мировой войне, которые он проглотил с мальчишеским азартом. Несмотря на приверженность молодого монаха к буддийской доктрине отказа от применения насильственных методов, его внимание в первую очередь привлекала военная техника: пулеметы «гат- линг», танки, бипланы, германские цеппелины и субмарины, а также британские военные корабли.
В этих книгах он нашел также карты крупнейших сражений и карты всех стран, объединившихся в великие союзы. Так он познакомился с картографией Франции, Германии, Англии, Италии и России, и это пробудило его интерес к географии.
Этот интерес, в свою очередь, привел юного монаха к открытию, которое стало подтверждением научного склада его ума. В личных покоях Далай-Ламы стояли механические часы с ручным заводом — подарок его предшественнику, 13-му Далай-Ламе. Сначала мальчика, естественно, заинтриговал механизм часов, находившихся на верхушке шара, который понемногу поворачивался в течение дня.
«На шаре были нарисованы какие-то узоры, — вспоминает Далай-Лама, — но я не знал, что они означали».
Однако упорное изучение книг с картами Европы не прошло даром, и внезапно его осенило: он начал узнавать в узорах на шаре очертания стран Европы, а затем и других стран, о которых он читал, — Америки, Китая, Японии. Далай-Лама до сих пор помнит тот момент, когда «до меня вдруг дошло, что передо мной карта Земли».
Он понял, что шар с картой Земли поворачивался для того, чтобы показывать часовые пояса и изменение их
положения в течение дня: когда на одной стороне Земли полдень, то на другой — полночь. Все эти открытия привели к еще более фундаментальному: он пришел к выводу, что Земля круглая!
Новые открытия
Это маленькое прозрение стало еще одним в целом ряду самостоятельных открытий, совершенных его пытливым научным умом. Следующее было сделано благодаря еще одной вещи, оставшейся от 13-го Далай-Ламы, — телескопу. Поскольку высокий статус в тибетском государстве вынуждал его к затворничеству в изолированных покоях дворца Потала, одним из любимых развлечений 14-го Далай-Ламы в свободные часы было подсматривать в телескоп за передвижениями людей по городу, который располагался внизу.
Но с наступлением темноты он наводил телескоп на небо, чтобы наблюдать за звездами и Луной с ее вулканическими пиками и метеоритными кратерами. Однажды ночью, глядя в телескоп, он заметил, что кратеры и пики отбрасывают тени. Очевидно, предположил он, это означает, что источник света находится где-то за пределами Луны, а не внутри этого небесного тела, как ему говорили монастырские наставники.
Чтобы проверить эту догадку, он стал внимательно изучать фотографии Луны, напечатанные в одном из журналов, и обнаружил на них то же самое — тени, отбрасываемые кратерами и горами. Теперь его собственные наблюдения получили поддержку в виде независимых свидетельств. Это подтвердило вывод молодого Далай- Ламы о том, что Луна освещается Солнцем, а не каким- то внутренним источником света.
Вспоминая этот важный момент столкновения с научной истиной, Далай-Лама рассказывал, что в нем заро
дилось «смутное осознание» того факта, что «традиционное описание было неправильным». Учение, созданное двенадцать веков назад, противоречило его собственным наблюдениям!



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь