Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61444

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

вания Нового года в Лхасе — тридцать богословов, сменяя друг друга, дискутировали с ним по вопросам логики, а еще пятнадцать были его оппонентами в дебатах по вопросам буддийской доктрины и еще тридцать пять проверяли его знания по метафизике и другим предметам. После завершения этой экзаменационной сессии он был удостоен степени геше лхарампа, что является свидетельством самого высокого уровня богословской учености.
В тибетских дебатах задавать правильные вопросы так же важно, как давать правильные ответы. Кроме того, после завершения круга вопросов Далай-Лама, по традиции, должен поменяться местами со своими экзаменаторами и задавать вопросы им. Искусство постановки вопросов стало сильной стороной Далай-Ламы и сослужило хорошую службу в плане удовлетворения его долголетнего интереса к науке.
Тонкая струйка технологий
Попробуйте представить затруднительное положение Далай-Ламы в Лхасе образца 1940-х и 1950-х, когда он был всего лишь любознательным мальчишкой с блестящими способностями и неудержимой тягой к науке. Традиционная монастырская программа могла дать ему глубокие познания по части нюансов буддийской философии, но в ней не было даже намека на научные открытия, сделанные за последнюю тысячу лет. К примеру, классические буддийские тексты по космологии, доставленные в Тибет из Индии почти двенадцать столетий назад,
утверждали, что Земля плоская и что Луна светит собственным светом, так же как Солнце.
Для защиты своей политической и культурной целостности Тибет на века почти наглухо отгородился от зарубежного влияния. К моменту рождения Далай-Ламы лишь немногие дети из семей тибетской аристократии или богатого купечества обучались в британских школах индийских городов, таких как Дарджилинг, и поэтому могли разговаривать по-английски. Но по требованиям тогдашнего протокола Далай-Лама не мог иметь почти или вообще никаких прямых контактов с этими ребятами. В любом случае во всем Лхасе не было ни одного тибетца, который имел бы хоть какое-нибудь специальное научное образование.
Но даже в этих условиях технические новинки тоненькой струйкой просачивались во дворец Потала в Лхасе и в летнюю резиденцию Далай-Ламы в Норбулинге. Преимущественно это были подарки, полученные его предшественником, 13-м Далай-Ламой (который проявлял большой интерес к современным технологиям), от иностранных дипломатов, или товары, привезенные купцами из Британской Индии. В их число входила маленькая динамо- машина, которая питала несколько электрических лампочек, кинопроектор и три допотопных автомобиля.
Но были и персональные подарки. В 1942 году американская экспедиция доброй воли преподнесла в подарок юному Далай-Ламе золотые карманные часы. От британской дипломатической миссии за несколько лет он получил несколько чудесных игрушек, в том числе красный педальный автомобильчик, игрушечную железную дорогу с заводным механизмом и большой набор миниатюрных металлических солдатиков. Одной из самых любимых игрушек юного Далай-Ламы был конструктор фирмы «Meccano», состоявший из маленьких металлических полосок с дырочками, колесиков и шестеренок, с которы
ми он возился часами, создавая крошечные шедевры машиностроения. Сложные подъемные краны и железнодорожные вагоны, которые он конструировал, существовали в его воображении, но нигде больше в Тибете.
Третья волна «нашествия» западных товаров стала результатом китайского вторжения в Тибет в 1910 году, когда 13-й Далай-Лама вынужден был отправиться в недолгое изгнание и жить на небольшой железнодорожной станции Дарджилинг в горах Индии. Там британский губернатор штата Сикким, сэр Чарльз Белл, говоривший по-тибетски, подружился с тибетским лидером и подарил ему множество вещей, которые в конечном итоге нашли свое место в кладовых дворца Потала. Трем из них было суждено сыграть особую роль в самых первых научных изысканиях 14-го Далай-Ламы — это были телескоп, глобус и стопка английских иллюстрированных книг о Первой мировой войне.
Фундаментальное открытие
Не имея ни одного учебника ни по каким научным дисциплинам, молодой Далай-Лама стал эрудитом, жадно поглощая любые знания, какие только мог отыскать. Этот интеллектуальный порыв пробудил в нем стремление читать книги на английском языке; с помощью одного тибетского чиновника он перевел английский алфавит на тибетскую фонетику и принялся за изучение тибетско- английского словаря. Привычка запоминать длинные пассажи священных текстов пригодилась ему в изучении английского языка. «Я заучивал слова наизусть», — вспоминает Далай-Лама.
Вскоре Далай-Лама стал заядлым читателем англоязычных журналов, и в первую очередь «Британского иллюстрированного еженедельника» и журнала «Life», подписку на которые он получил через британскую миссию
в Лхасе. Эти журналы стали его учителями дипломатии; с их помощью он следил за новостями в мире.
Примерно в то же время Далай-Лама обнаружил на складе заграничных вещей, оставленных его предшественником, уже упоминавшиеся иллюстрированные книги о Первой мировой войне, которые он проглотил с мальчишеским азартом. Несмотря на приверженность молодого монаха к буддийской доктрине отказа от применения насильственных методов, его внимание в первую очередь привлекала военная техника: пулеметы «гат- линг», танки, бипланы, германские цеппелины и субмарины, а также британские военные корабли.
В этих книгах он нашел также карты крупнейших сражений и карты всех стран, объединившихся в великие союзы. Так он познакомился с картографией Франции, Германии, Англии, Италии и России, и это пробудило его интерес к географии.
Этот интерес, в свою очередь, привел юного монаха к открытию, которое стало подтверждением научного склада его ума. В личных покоях Далай-Ламы стояли механические часы с ручным заводом — подарок его предшественнику, 13-му Далай-Ламе. Сначала мальчика, естественно, заинтриговал механизм часов, находившихся на верхушке шара, который понемногу поворачивался в течение дня.
«На шаре были нарисованы какие-то узоры, — вспоминает Далай-Лама, — но я не знал, что они означали».
Однако упорное изучение книг с картами Европы не прошло даром, и внезапно его осенило: он начал узнавать в узорах на шаре очертания стран Европы, а затем и других стран, о которых он читал, — Америки, Китая, Японии. Далай-Лама до сих пор помнит тот момент, когда «до меня вдруг дошло, что передо мной карта Земли».
Он понял, что шар с картой Земли поворачивался для того, чтобы показывать часовые пояса и изменение их
положения в течение дня: когда на одной стороне Земли полдень, то на другой — полночь. Все эти открытия привели к еще более фундаментальному: он пришел к выводу, что Земля круглая!
Новые открытия
Это маленькое прозрение стало еще одним в целом ряду самостоятельных открытий, совершенных его пытливым научным умом. Следующее было сделано благодаря еще одной вещи, оставшейся от 13-го Далай-Ламы, — телескопу. Поскольку высокий статус в тибетском государстве вынуждал его к затворничеству в изолированных покоях дворца Потала, одним из любимых развлечений 14-го Далай-Ламы в свободные часы было подсматривать в телескоп за передвижениями людей по городу, который располагался внизу.
Но с наступлением темноты он наводил телескоп на небо, чтобы наблюдать за звездами и Луной с ее вулканическими пиками и метеоритными кратерами. Однажды ночью, глядя в телескоп, он заметил, что кратеры и пики отбрасывают тени. Очевидно, предположил он, это означает, что источник света находится где-то за пределами Луны, а не внутри этого небесного тела, как ему говорили монастырские наставники.
Чтобы проверить эту догадку, он стал внимательно изучать фотографии Луны, напечатанные в одном из журналов, и обнаружил на них то же самое — тени, отбрасываемые кратерами и горами. Теперь его собственные наблюдения получили поддержку в виде независимых свидетельств. Это подтвердило вывод молодого Далай- Ламы о том, что Луна освещается Солнцем, а не каким- то внутренним источником света.
Вспоминая этот важный момент столкновения с научной истиной, Далай-Лама рассказывал, что в нем заро
дилось «смутное осознание» того факта, что «традиционное описание было неправильным». Учение, созданное двенадцать веков назад, противоречило его собственным наблюдениям!



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь