Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ. | Возрастная психология | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 14 страница



Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 20653

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

рости. Оказалось, что по показателям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов большинство пожилых людей /43%/ принадлежит к группе слабых, к группе сильных вдвое меньше - /21%/, остальные занимают промежуточное положение. Эти группы отличаются друг от друга потребностями в общественно-трудовой деятельности, интересами, ощущением и восприятием одиночества, умением приспособиться к новому положению в обществе и семье, к физическому состоянию.
Британский психолог Д.Бромлей выделила пять типов приспособления к старости:
1/ Конструктивная установка - когда человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными контактами с окружающими; он критичен по отношению к самому себе, полон юмора и терпимости в отношении к другим; он принимает старость как факт, завершающий его профессиональную карьеру, оптимистически относится к жизни, принимает смерть как естественное явление, не выражая отчаяния и сожалений; жизненный баланс такого человека вполне положителен, он с доверием рассчитывает на помощь окружающих.
21 Установка зависимости - присуща индивидам, проявляющим пассивность и склонным к зависимости от других; люди этой категории не имеют высоких жизненных стремлений и легко оставляют профессиональные занятия; семейная среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощущение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и различных стрессов.
3/ Защитная установка - характерна для самодостаточных людей, обладающих "психологической броней", чопорных, поглощенных профессиональной деятельностью; они разделяют общепринятые взгляды и установки, избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах; внешняя сторона жизни значит для них больше, чем внутренние переживания; они подвержены страху смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фактом усилением внешней деятельности. 4/ Установка враждебности - присуща "разгневанным старикам", которые агрессивны, мнительны, вспыльчивы и имеют обыкновение предъявлять массу претензий к своему окружению - близким, друзьям, социальным институтам, обществу в целом; они не реалистичны в своем восприятии старости, не могут смириться с неизбежными возрастными издержками, завидуют молодым, бунтуют против смерти и страшатся ее.
52

5/ Та же установка враждебности, но направленная на самого себя -
характерна, как правило, для лиц с отрицательным жизненным
балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неуда
чах и трудностях; они не восстают против своей старости, а пас
сивно воспринимают удары судьбы; неудовлетворенная потреб
ность в любви и сочувствии является поводом для депрессии и
острой жалости к себе; смерть рассматривается ими как освобож
дение от страданий.
Конечно, это не единственная типология пожилых людей, ни одна из существующих типологий не претендует на исчерпывающее, абсолютное знание о характеристиках, свойственных пожилым людям.
Довольно оригинальную трактовку этой проблемы дает А.Качкин, социолог из Ульяновска. В зависимости от того, какие интересы, стороны жизни выступают для пожилых людей главенствующими, он выделяет следующие типы:
1. Семейный - нацелен только на семью, ее благополучие.
2. Одинокий - наполненность жизни достигается, главным образом, за счет общения с самим собой, собственными воспоминаниями /возможен вариант одиночества вдвоем/.
3. Творческий - он не обязательно должен заниматься художественным творчеством, этот тип может реализовать себя и на садовом участке.
4. Социальный - пенсионер-общественник, занятый общественно-полезными (по его представлениям) делами и мероприятиями.
5. Политический - человек, заполняющий свою жизнь участием /активным или пассивным/ в политической жизни.
6. Религиозный.
7. Угасающий - человек, который так и не смог или не захотел компенсировать былую полноту жизни каким-то новым занятием, не нашел применения своим силам /к нему должно быть проявлено особое внимание со стороны родственников и социального работника/.
8. Больной - люди такой направленности заняты не столько поддержанием собственного здоровья, сколько наблюдением за протеканием болезни.
Как видно, речь идет в основном о здоровых людях, тогда как многие старики становятся девиантами, то есть людьми с отклоняющимся поведением /пьяницы, бродяги, самоубийцы/.
У Гегеля есть маленькая статья, всего 6-7 страниц: "Кто мыслит абстрактно?". Философ с едким, и вообщем-то редким для
53

него юмором, преподносит идею о том, что абстрактное мышление вовсе не привилегия образованного ума. На паре забавных примеров он показывает, что почтение к абстрактному мышлению не больше, чем предрассудок. Обыватель вырывает из характеристики человека какую-то одну, пусть и важную, черту и по этому одному качеству, как бы уничтожая все остальные, пытается понять, что составляет человеческое существо. Возникает вопрос: не уподобляемся ли мы тому обывателю, накладывая различные типологии на конкретных людей, выискивая какую-то одну сторону из многогранности личности, и окрашивая в ее цвет всего человека?
Студенты философского факультета Рострвского университета, проходя практику по социальной работе, составляют психологические портреты своих подопечных - пожилых людей. Вот один из примеров.
Пенсионерка З.Г., 67 лет, медсестра, живет одна, женатый сын живет отдельно. З.Г. принимает активное участие в работе центра социальной помощи населению, проводит там оздоровительные мероприятия, лечебную гимнастику, траволечение.
Согласно типологии - готов вывод: "социальный тип, пенсионер-общественник, занятый общественно-полезным делом"
З.Г. много времени проводит у себя на даче, выращивая диковинные цветы. Значит она - "творческий тип"? Но она еще нянчит обожаемого внука. "Семейный тип"? Итак, одна пенсионерка в трех "типах".
Человек в любом возрасте многогранен. Абсолютизация какой-либо одной его грани исключает продуктивное общение между социальным работником и его клиентом. Но они, как сказал бы Гегель, должны быть знатоками человеческой души.
Люди по своим поступкам, мотивам, реакциям отличаются друг от друга. Еще Гиппократ предложил различать четыре типа людей, по тому какой "сок" преобладает в их организме: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Так что идея типологии стара, как мир. Конечно, сегодня типология Гиппократа не представляет практического интереса, она ушла в область истории медицины и психологии. А вот знаменитая книга швейцарского психолога Карла Юнга "Психологические типы" является классическим произведением и лучшим учебником психологии. Юнг ввел представление о двух типах - экстравертном и интровертном. "Рассматривая течение человеческой жизни, - писал Юнг,- мы видим, что судьба одного типа /экстравертного/ обуславливается преимущественно объектами его интересов, в то время как судьба другого /интровертного/
54

определяется прежде всего его внутренней жизнью, eгo субъектом".
Экстравертированная личность открыта для окружающих и общительна, однако склонна к авантюрам, а интровертирован-ная - замкнута, застенчива, стремящаяся избегать риска.
Основными психическими функциями Юнг считал мышление и чувствование, ощущение и интуицию, утверждая, что, "если привычно господствует одна из этих функций, то появляется соответствующий тип". Такими типами, по Юнгу, являются мыслительный, чувствующий, сенсорный, интуитивный.Лричем каждый из этих типов различается как интровертные и экстровертные. Итак, всего 8 типов - результат теоретических исследований и практических наблюдений, сделавших имя швейцарского психолога всемирно известным.
Последовательницы учения Юнга, мать и дочь Катарина Бриггс и Изабель Майерс, дополнив типологию Юнга шкалой двух способов взаимодействия разных типов с внешним миром /решение-восприятие/, создали Индикатор типов Майерс-Бриггс /MBTI/. MBTI нашло широкое практическое применение в бизнесе, в общественных организациях и государственных службах различных стран. В этой типологии уже 16 типов. Эта типология может быть продуктивной и в социальной работе с пожилыми людьми.
Два автора О.Крегер и Дж.М. Тьюсон в трех книгах подробно описали применение MBTI в различных сферах ("Типы людей", "Типы людей и бизнес", "16 дорог любви").



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Дроздова Евгения Григорьевна. Консультация для родителей «Важность семейных традиций в воспитательной деятельности»
  • Гаврилова Татьяна Александровна. ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ 4 ГОДА ЖИЗНИ
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Алашеева Татьяна Геннадьевна. Мини-проект «Я и моя семья» для второй младшей группы
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Муравьева Лариса Михайловна. Педагогическая статья на тему: «Здоровая семья – залог здорового ребенка. Роль семьи в воспитании привычки к здоровому образу жизни»
  • Асевова Лайла. Проект «Моя семья» старшая группа
  • Арасланова Анна Викторовна. О формировании семейных ценностей в процессе ООД по английскому языку
  • Юлия Устинова. Онкологический больной в семье (Ю. Устинова)
  • Немцова Марина Николаевна. «Роль семьи в формировании у детей здорового образа жизни»
  • Исламова Гульшат Радисовна. Проект «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДОСЛОВНОЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ»
  • Гришина Елена Валентиновна. Влияние семьи на развитие личности ребёнка.
  • Малахова Надежда Викторовна. Конспект НОД в старшей группе. Тема 'Я и моя семья'
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • В. Савченко, А. Семкина. Эмоциональная система семьи
  • Хаванова Наталья Анатольевна Бурцева Екатерина Александровна Синюк Ольга Анатольевна. Проект «Здоровая семья — здоровый Я»
  • Аргунова Полина Николаевна. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи.
  • Житихина Анна Викторовна. Образовательный проект «Моя семья!» в подготовительной группе
  • Лактина Елена Валерьевна. Проект «Моя семья»
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Маргарита Исакова. Консультация 'Семья'
  • Холлис Дж.. Семья во второй половине жизни
  • Панина Людмила Николаевна. Психология семейных отношений и влияние их на развитие ребенка.
  • Березовская Елена Валерьевна. ЗДОРОВЬЕ – ЦЕННОСТЬ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, НО И ДЛЯ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ
  • Ильинская Диана Витальевна. Презентация «Современные здоровьесберегающие технологии»
  • Каткова Анжела Николаевна. Заключительное мероприятие по теме «Семья» для детей старшей логопедической группы.
  • Исследование семей в которых есть больные параноидной шизофренией. Примеры семейных генограмм.
  • Денисова Галина Петровна. Проект «Наша дружная семья»
  • Пожилые люди больше радуются жизни
  • Ткачёва Евдокия Ахметовна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
  • Макарова Елена Николаевна. Педагогический проект во второй младшей группе «Семья для каждого – это очень важно!»
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Кириллова Елена Михайловна. Конспект НОД по теме: «Моя семья».
  • Гусева Ольга Николаевна. Методическая разработка для старшего дошкольного возраста «Бабушка – душа семьи»
  • Кандакова Любовь Александровна. «Совместный отдых – путь к семейной гармонии»
  • Смирнова Елена Александровна. Фестиваль-конкурс «Семейные традиции»
  • Лах Ильмира Ильясовна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА У РЕБЁНКА К КНИГАМ».
  • Сказка, которой нет
  • Рыжова Анастасия Владимировна. День семьи, любви и верности!
  • Григорий Чаусовский. Кардиоакустическая психотехнология замедления процессов старения
  • Потехина Наталья Николаевна. Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе
  • Гапченко Наталья Викторовна. Занятия с дошкольниками - моя семья
  • Кострыкина Анастасия Юрьевна. Проект «Здоровый ребенок – счастливая семья»
  • Киреева Мария Александровна. «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»
  • Анохина Наталья Николаевна. ФОРМЫ И МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
  • Главный Редактор. Воспитание здорового образа жизни
  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Харина Елена Георгиевна. «Наша дружная семья». Сценарий праздника, посвящённый Дню семьи, любви и верности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь