Белянин Валерий. Психолингвистика.

Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 140493

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Двусоставные предложения (pivot-конструкции) используются в разных функциях — для называния места (82, 86, 88); для просьбы (81, 83); для описания события (85); для отрицания (87). Они также могут иметь очень ситуативные значения (89^92).

«Закрытый» класс «Открытый» класс «Закрытый» класс «Открытый» класс
(81) Ещё молока (85) More milk
(82) Тося там (86) Гусь ту-ту
(83) Дай часы (87) Не мокро
(84) Папа бай-бай (88) Баба кресло
Опорных слов в речи ребёнка немного, но они имеют высокую частотность. Класс опорных слов расширяется медленно — каждый месяц добавляются лишь несколько опорных слов,

Детская фраза Значение
(89) More page Читай ещё
(90) More wet Ещё хочу ходить по луже
(91) More car Давай ещё кататься на машине
(92) More high Там наверху есть ещё
Следующий этап развития синтаксиса — появление развитых синтаксических форм, которые могут выполнять разные функции: объединение (93); атрибуция (94); принадлежность (95); местоположение (96); отношение субъект-объект (97).
(93) Я вижу чашку и стакан.
(94) Это праздничная шляпа.
(95) Это носки Кати.
(96) Свитер на стуле.
(97) Катя бросает мячик.
Затем появляются иерархические конструкции. Ребёнок в одной фразе начинает говорить с группы сказуемого, а потом тут же меняет её на группу подлежащего-сказуемого (98-100).
(98) — Хочу это... Саша хочет это.
(99) Want this ... Andrew *want this.
(100) Строит дом. Кэтрин строит дом.
Эти фразы не просто механические цепочки из трёх слов. Иногда ребёнок расширяет такие глагольные группы (101).
(101) Встала... Кошка встала... Кошка встала /стол.
Когда Л.В. Щерба писал об эксперименте в психолингвистике, он ввёл понятие отрицательного языкового материала как всякого речевого высказывания, которое не понимается или понимается с трудом, а потому не достигает свой цели. По его мнению, ребёнок производит отрицательный языковой материал, но «научается» правильно просить что-нибудь, так как его непонятные просьбы не выполняются.
Овладение синтаксисом связано и с овладением интонацией (от.лат. intono — громко произношу) — совокупностью элементов речи, в которые входит мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр, высота тона, паузация и др. Эти элементы фонетически организовывают речь и являются средством выражения различных, в том числе синтаксических, значений. Они, кроме того, помогают приписать словам экспрессивную, эмоциональную окраску. Способность правильно использовать интонационные средства, с помощью которых можно передавать как основную, так и дополнительную информацию, также является показателем языкового развития личности.
Развитие синтаксиса детской речи связано с включённостью ребёнка в общение со взрослыми, которое обусловлено возможностью удовлетворения потребностей ребёнка. Именно это и стимулирует развитие речи.
56

14. Овладение значением слова
Психологический статус значения слова заключается в том, что оно находится между мыслью и формой слова. Психологическая структура значения определяется не столько тем, что означает слово по словарю, сколько тем, какова система соотношения слов в процессе их употребления, в речевой деятельности. В силу этого структура значения слова определяется и тем окружением, в которое оно. попадает в речи, и тем, какое свойство объекта оно отражает.
Сначала ребёнок овладевает словом неосознанно и, конечно же, не может дать на первых порах определение слову, хотя уже и в состоянии выделить слово из потока речи. Но всякий раз, именуя какой-либо предмет или действие, ребёнок относит его к определенному классу предметов или действий и тем самым создаёт образ предмета.
Известно, что есть слова с преобладающим наглядным компонентом (102) и абстрактным компонентом (103). Для ребёнка во всех словах преобладает наглядный компонент (104, 105).
(102) пудель, роза, кофемолка
(103) мысли, государство, сознание, животное, мебель, работа,
смех, радость, доброта
(104) Завод — это где большая труба.
(105) Завод — место, где работает папа.
Одной из проблем для правильного освоения значения слова является его многозначность — способность обозначать несколько разных предметов одновременно. Так, европеец, изучающий язык племени банту, может оказаться в такой ситуации, когда говорящий, показывая пальцем на небо, произносит неизвестное ему слово (106). Относится ли это слово к птице, самолету или хорошей погоде, можно узнать только, если оказаться в других ситуациях (и, соответственно, прослушать другие контексты употребления этого же слова). Проблема в том, что в реальности существует достаточно большое количество возможных интерпретаций одного и того же слова. И ребёнок оказывается именно в такой ситуации. Он слышит какие-то звуки и видит, что взрослые указывают на какие-то предметы. Но к чему конкретно относится то или иное слово, понять непросто.
(106) ndege
Из сказанного ранее следует, что ребёнок с трудом определяет слова с абстрактным компонентом (103). Понять их значение из чисто статистического сравнения их употребления в контексте практически невозможно. Не менее сложно овладеть сравнительными прилагательными и
57

наречиями, поскольку для этого необходимо обладать некоторыми ментальными эталонами сравнения. У ребёнка же имеются определённые умственные ограничения (mental constraints), обусловленные и его физическим развитием, и отсутствием опыта, и его физиологией. Поэтому, несмотря на прогресс в языковом развитии, слово для трёхлетнего ребёнка продолжает оставаться конкретным. Если взрослый может дать достаточно развернутое определение любого слова (107), то «определение» ребёнка будет очень конкретным и ситуативным (108):
(107) Собака — это домашнее животное, которое относится к
классу млекопитающих, живет вместе с человеком и...
(108) Собака — она меня вот сюда укусила.
Дети также с трудом осваивают метафоричность и в целом переносные значения слов, задавая «несуразные» вопросы (112-115). Недаром так рада была Алиса (из Страны чудес — 109), когда увидела, как «на самом деле» происходит выдворение из пределов (ПО) (в другом переводе подавление восстания — 111).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Бубер М. Я И ТЫ
  • Бадунова Ольга Михайловна. Сопряженная гимнастика пальчиков и языка
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Туркина Наталья Вениаминовна. Речь ребёнка в руках родителей
  • Юранова Светлана Викторовна. Обобщение опыта работы по теме «Эйдетика – методика развития гениальности».
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • Марина Жаркова. Рекомендации для родителей детей раннего возраста
  • Слова, которых нет.
  • Турчанинова Наталья Николаевна. Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста
  • Юлия Грабельникова. Опыт работы по теме: «Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим»
  • Елена Журавлёва. Развитие речи ребёнка в условиях ДОУ и семьи
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Петухова Татьяна Леонидовна. Больная тема 'Скверные слова'
  • Ирлан Шабельников. «Аффективное имя» как «волшебное слово» в понимании бессознательного.
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Прокофьева Елена Николаевна. Дидактические, логопедические игры по формированию слоговой структуры слова
  • Суродеева Ольга Геннадьевна. Советы логопеда!!!
  • Апакова Гульшат Рафисовна. Развитие речи посредством игровой деятельности в условиях реализации ФГОС «Вместе весело играть»
  • Рамиль Гарифуллин. Рамиль Гарифуллин
  • Путинцева Татьяна Александровна. Роль речи в умственном развитии ребёнка
  • Ладзина Марина Александровна. Буклет для родителей «Первое слово малыша»
  • Главный Редактор. Дно, колено, кочерга... Как образовать от этих слов формы множественного числа?
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Мигалева Марина Владимировна. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием русского фольклора
  • Канева Юлия Васильевна. ПРОЕКТ 'Разработка развивающих игр детей 3-4 лет'
  • Помогайко Наталья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • Галина Клопшина. Неуверенный ребёнок
  • Нардекова Светлана Анатольевна. В семье особый ребёнок
  • Шарафутдинова Лилия Даннуровна. Эссе «Я- логопед»
  • Кашапова Елена Михайловна. Статья на тему «Чувствуем-познаём-размышляем»
  • Твердохлебова Надежда Викторовна. Родительское собрание во 2 младшей группе, тема собрания: «Развитие речи младших дошкольников»
  • Коновалова Вера Евгеньевна. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
  • Гомонова Лариса Геннадьевна. Консультация для родителей: «Кукольный театр дома».
  • Басалыга Лариса Петровна. Рекомендации и советы родителям по чтению детям природоведческой литературы
  • Виолет МакДермот. Идея Плеромы в гностицизме
  • Клевко Анна Ивановна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
  • Свинцова Наталья Александровна. Развитие речи дошкольников с ОНР с использованием средств ОТСМ-РТВ-ТРИЗ»
  • Миронова Марина Алексеевна. Консультация для родителей «Почему ребёнок не говорит?
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»
  • Бурова Ирина Ашрафовна. Готов ли ребёнок к школе?
  • Безызвестных Наталья Владимировна. Экспериментальная деятельность в ДОУ
  • Никитина Надежда Викторовна. Сборник конспектов 'Ознакомление с окружающим и развитие речи'
  • Земцова Татьяна Николаевна. Особенности развития глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи
  • Кошелева Светлана Александровна. «А Ваш ребёнок произносит звук «Р»?
  • Есина Виктория Витальевна. Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры».
  • Черкавская А.М., Пищулина С.С., Мальцева О.С.. Полезные советы родителям «10 простых приёмов стимуляции речевой деятельности ребёнка».
  • Дубровская Татьяна Владимировна. ПРОЕКТ «СЛОВ НЕТ ОДНИ ЭМОЦИИ»
  • Полуянова О.Д. Запоминаем словарные слова. 3 класс
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2 класс. Учебник в 2 частях



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь