Белянин Валерий. Психолингвистика.

Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 140998

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Двусоставные предложения (pivot-конструкции) используются в разных функциях — для называния места (82, 86, 88); для просьбы (81, 83); для описания события (85); для отрицания (87). Они также могут иметь очень ситуативные значения (89^92).

«Закрытый» класс «Открытый» класс «Закрытый» класс «Открытый» класс
(81) Ещё молока (85) More milk
(82) Тося там (86) Гусь ту-ту
(83) Дай часы (87) Не мокро
(84) Папа бай-бай (88) Баба кресло
Опорных слов в речи ребёнка немного, но они имеют высокую частотность. Класс опорных слов расширяется медленно — каждый месяц добавляются лишь несколько опорных слов,

Детская фраза Значение
(89) More page Читай ещё
(90) More wet Ещё хочу ходить по луже
(91) More car Давай ещё кататься на машине
(92) More high Там наверху есть ещё
Следующий этап развития синтаксиса — появление развитых синтаксических форм, которые могут выполнять разные функции: объединение (93); атрибуция (94); принадлежность (95); местоположение (96); отношение субъект-объект (97).
(93) Я вижу чашку и стакан.
(94) Это праздничная шляпа.
(95) Это носки Кати.
(96) Свитер на стуле.
(97) Катя бросает мячик.
Затем появляются иерархические конструкции. Ребёнок в одной фразе начинает говорить с группы сказуемого, а потом тут же меняет её на группу подлежащего-сказуемого (98-100).
(98) — Хочу это... Саша хочет это.
(99) Want this ... Andrew *want this.
(100) Строит дом. Кэтрин строит дом.
Эти фразы не просто механические цепочки из трёх слов. Иногда ребёнок расширяет такие глагольные группы (101).
(101) Встала... Кошка встала... Кошка встала /стол.
Когда Л.В. Щерба писал об эксперименте в психолингвистике, он ввёл понятие отрицательного языкового материала как всякого речевого высказывания, которое не понимается или понимается с трудом, а потому не достигает свой цели. По его мнению, ребёнок производит отрицательный языковой материал, но «научается» правильно просить что-нибудь, так как его непонятные просьбы не выполняются.
Овладение синтаксисом связано и с овладением интонацией (от.лат. intono — громко произношу) — совокупностью элементов речи, в которые входит мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр, высота тона, паузация и др. Эти элементы фонетически организовывают речь и являются средством выражения различных, в том числе синтаксических, значений. Они, кроме того, помогают приписать словам экспрессивную, эмоциональную окраску. Способность правильно использовать интонационные средства, с помощью которых можно передавать как основную, так и дополнительную информацию, также является показателем языкового развития личности.
Развитие синтаксиса детской речи связано с включённостью ребёнка в общение со взрослыми, которое обусловлено возможностью удовлетворения потребностей ребёнка. Именно это и стимулирует развитие речи.
56

14. Овладение значением слова
Психологический статус значения слова заключается в том, что оно находится между мыслью и формой слова. Психологическая структура значения определяется не столько тем, что означает слово по словарю, сколько тем, какова система соотношения слов в процессе их употребления, в речевой деятельности. В силу этого структура значения слова определяется и тем окружением, в которое оно. попадает в речи, и тем, какое свойство объекта оно отражает.
Сначала ребёнок овладевает словом неосознанно и, конечно же, не может дать на первых порах определение слову, хотя уже и в состоянии выделить слово из потока речи. Но всякий раз, именуя какой-либо предмет или действие, ребёнок относит его к определенному классу предметов или действий и тем самым создаёт образ предмета.
Известно, что есть слова с преобладающим наглядным компонентом (102) и абстрактным компонентом (103). Для ребёнка во всех словах преобладает наглядный компонент (104, 105).
(102) пудель, роза, кофемолка
(103) мысли, государство, сознание, животное, мебель, работа,
смех, радость, доброта
(104) Завод — это где большая труба.
(105) Завод — место, где работает папа.
Одной из проблем для правильного освоения значения слова является его многозначность — способность обозначать несколько разных предметов одновременно. Так, европеец, изучающий язык племени банту, может оказаться в такой ситуации, когда говорящий, показывая пальцем на небо, произносит неизвестное ему слово (106). Относится ли это слово к птице, самолету или хорошей погоде, можно узнать только, если оказаться в других ситуациях (и, соответственно, прослушать другие контексты употребления этого же слова). Проблема в том, что в реальности существует достаточно большое количество возможных интерпретаций одного и того же слова. И ребёнок оказывается именно в такой ситуации. Он слышит какие-то звуки и видит, что взрослые указывают на какие-то предметы. Но к чему конкретно относится то или иное слово, понять непросто.
(106) ndege
Из сказанного ранее следует, что ребёнок с трудом определяет слова с абстрактным компонентом (103). Понять их значение из чисто статистического сравнения их употребления в контексте практически невозможно. Не менее сложно овладеть сравнительными прилагательными и
57

наречиями, поскольку для этого необходимо обладать некоторыми ментальными эталонами сравнения. У ребёнка же имеются определённые умственные ограничения (mental constraints), обусловленные и его физическим развитием, и отсутствием опыта, и его физиологией. Поэтому, несмотря на прогресс в языковом развитии, слово для трёхлетнего ребёнка продолжает оставаться конкретным. Если взрослый может дать достаточно развернутое определение любого слова (107), то «определение» ребёнка будет очень конкретным и ситуативным (108):
(107) Собака — это домашнее животное, которое относится к
классу млекопитающих, живет вместе с человеком и...
(108) Собака — она меня вот сюда укусила.
Дети также с трудом осваивают метафоричность и в целом переносные значения слов, задавая «несуразные» вопросы (112-115). Недаром так рада была Алиса (из Страны чудес — 109), когда увидела, как «на самом деле» происходит выдворение из пределов (ПО) (в другом переводе подавление восстания — 111).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Бадунова Ольга Михайловна. Сопряженная гимнастика пальчиков и языка
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • Путинцева Татьяна Александровна. Роль речи в умственном развитии ребёнка
  • Людмила Шапошникова. Почему малыш обманывает
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Марина Жаркова. Рекомендации для родителей детей раннего возраста
  • Наталья Сысолятина. Памятка для родителей 'Как правильно говорить с детьми'
  • Петрина Наталья Вадимовна. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Прищепёнок Наталья Сергеевна. Игровые методики в помощь логопеду
  • Дегтяренко Елена Фанилевна. Мастерим игрушки вместе!
  • Суконникова Татьяна Анатольевна. Важность родительского внимания в воспитании ребёнка!
  • Редактор. СОН ДЕТЕЙ
  • Мухтарова Севда Думан Кызы. Развлечение для подготовительной группы «День матери»
  • Белкина Марина Александровна. Готовность ребёнка к школе
  • Надымова Зоя Ивановна. «Тематические недели, как средство организации проектной деятельности с детьми»
  • Рамиль Гарифуллин. Рамиль Гарифуллин
  • Кулагина Евгения Владимировна. Как научить ребёнка здороваться
  • Юранова Светлана Викторовна. Обобщение опыта работы по теме «Эйдетика – методика развития гениальности».
  • Земцова Татьяна Николаевна. Особенности развития глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи
  • Полетавкина Наталья Ивановна. Доклад о познавательном развитии дошкольников
  • Фомина Светлана Константиновна. Сказкотерапия в развитии речи детей
  • Петухова Татьяна Леонидовна. Больная тема 'Скверные слова'
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Дымчан Ольга Сергеевна. Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
  • Камашева Нафиса Имамовна. Консультация для родителей «Режим дня вашего ребёнка»
  • Анжела Уилкс Англо-русский словарь в картинках
  • Бубер М. Я И ТЫ
  • Половой отбор: почему при виде красивых девушек мужчины начинают говорить умные слова
  • Пилипенко О.Е. Английский язык для самых маленьких. Мои первые 1000 слов
  • Винокурова Дарья Вадимовна. Использование пересказа для развития связной речи
  • Притча «Когда есть претензии к Творцу»
  • Михелева Надежда Сергеевна. Значение русского фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста
  • Туркина Наталья Вениаминовна. Речь ребёнка в руках родителей
  • Борсакова Татьяна Александровна. «Как справиться с нежеланием четырёхлетнего ребёнка ходить в детский сад»
  • Общение как говорить, чтобы тебя поняли?
  • Ладзина Марина Александровна. Буклет для родителей «Первое слово малыша»
  • Потанина Ольга Алексеевна. Мнемотехника в развитии связной речи детей дошкольного возраста
  • Морозова Анастасия Сергеевна. Физическое воспитание ребёнка Десять советов родителям
  • Елена Владимировна Климонтова. Сценарий игры-путешествия, посвященному Дню матери для детей старшего дошкольного возраста 'Веселое путешествие'
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Тюрина Ольга Васильевна. Семинар-практикум на тему 'Родное слово'
  • Мигалева Марина Владимировна. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием русского фольклора
  • Юлия Грабельникова. Опыт работы по теме: «Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим»
  • Попова Людмила Александровна. Выступление на городском объединении для воспитателей «Раннее детство» Тема: «Речь в повседневном общении и в совместной деятельности детей раннего возраста».
  • Шумакова Галина Анатольевна. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
  • Турчанинова Наталья Николаевна. Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста
  • Апакова Гульшат Рафисовна. Развитие речи посредством игровой деятельности в условиях реализации ФГОС «Вместе весело играть»
  • Чернышова Нина Ивановна. «Зашифруй своё имя!» Или как научить ребёнка разгадывать ребусы
  • Иващенко Ольга Олеговна. Дошкольник. Какой он?
  • Галина Клопшина. Неуверенный ребёнок



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь