Борисов В. А. Демография.

Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 26422

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

На протяжении века редакция и трактовка этого вопроса в отечественных переписях населения не раз менялась. Вплоть до микропереписи 1985 г. в первом вопросе переписного листа следовало указать родственное отношение к одному из взрослых членов семьи, которого сама семья определяла как «главу семьи». Трактовка понятия главы семьи также изменялась от переписи к переписи. Вплоть до переписи 1939 г. понятие главы семьи трактовалось буквально, как человека, обеспечивающего главные средства существования семьи и несущего за нее основную ответственность. В последующие годы понятие главы семьи утратило реальный смысл и его использование в переписях населения стало формальным, чисто служебным, лишь для группировки вокруг него остальных членов семьи и таким образом для определения семейного состава населения. По уровню дохода, по правовым нормам или по каким-либо иным формальным признакам муж и жена в семье перестали отличаться друг от друга. Большинство мужей утратили возможность материально содержать семью, и понятие главы семьи стало качеством исключительно психологическим (т.е. свойством характера, а не каких-либо экономических или юридических факторов).
Между тем большинство людей трактовали понятие семьи традиционно, в том числе и некоторые социологи, плохо знакомые с методологией переписей населения. Этому, кстати, способствовали и сами статистики, опубликовавшие, в частности, в материалах переписи 1959 г. распределение числа семей с их дифференциацией по полу и общественной группе глав семей (т.е. трактуя понятие главы семьи как реальное, а не номинальное) . Ошибка статистиков породила ряд публикаций социологов, в которых анализировались изменения советской семьи, в том числе и в зависимости от пола главы семьи. Отмеченный ими, в частности, рост числа семей, в которых главами семьи указывались женщины, трактовался иногда как свидетельство якобы роста женской эмансипации. На самом деле это было свидетельством неблагополучия советской семьи, следствием роста числа неполных семей, в которых одинокая женщина — вдова, разведенная или не вступавшая в брак — воспитывала детей в отсутствие мужчины, а потому и не могла даже формально указать кого-либо в качестве главы семьи, кроме себя.
Еще в 1968 г., в выступлении на Всесоюзном совещании статистиков, демограф профессор Арон Яковлевич Боярский (1906—1985) предлагал заменить формальное понятие «главы семьи» более реальным служебным понятием «члена семьи, записанного первым» . Однако это предложение тогда не было принято и реализовано впервые лишь при микропереписи 1985 г.
Вопрос 2: пол. Указывается метками на бланке переписного листа. Пожалуй, единственный вопрос, с ответом на который пока нет никаких проблем (известно, что встречаются случаи затруднений в идентификации своего пола, но они все-таки очень редки и, хотелось бы надеяться, долго еще будут оставаться таковыми).
Вопрос 3: дата рождения. Предназначен для фиксирования возраста человека и в итоге — в сочетании с ответами на вопрос 2 — для определения половозрастной структуры населения. До переписи 1979 г. вопрос о возрасте ставился в иной редакции, а именно о числе исполнившихся лет. Поскольку многие люди не придают значения точному указанию возраста (а в прошлом многие люди и не помнили своего точного возраста), они указывают его приблизительно, зачастую округленно, что сказывалось деформирующим образом на данных о возрастной структуре. В отличие от непрерывно меняющегося возраста дата рождения — признак постоянный и его легче запомнить.
Вопрос 4: место рождения. В сочетании с другими данными ответы на этот вопрос характеризуют миграцию населения.
Вопрос 5: родной язык. Этот вопрос в течение ряда десятилетий вызывает большие споры между учеными. Неясно, для чего он предназначен и что, собственно, должен характеризовать. До сих пор не ясно, что такое «родной язык» и как его определять. Если заглянуть в разъяснительные материалы, предназначенные для переписного персонала, пропагандистов и населения (хотя бы в брошюру, изданную при подготовке к переписи 1989 г.), то обнаружим, что в качестве родного языка там рекомендуется назвать язык, которым человек лучше всего владеет или которым обычно пользуется в семье, т.е. язык разговорный . Практическое значение данных о родном языке тоже неясно. Во всех руководствах по переписям населения указывается, что изучение языка в переписях населения преследует цель определить численность людей, пользующихся тем или иным языком, чтобы использовать эти данные для определения тиража литературы и газет на национальных языках, подготовки учебников для национальных школ, подготовки учителей и т.п. Но для всего этого нужны данные о числе людей, реально пользующихся в своей повседневной жизни тем или иным языком.
Интересное новшество в этом аспекте было использовано при микропереписи населения 1994 г. В ней наряду с вопросом о родном языке и другом языке, которым опрашиваемый свободно владеет, предлагался и вопрос о языке, которым опрашиваемый преимущественно пользуется. При этом требовалось указать, каким языком человек преимущественно пользуется у себя дома, в семье, каким — на работе, в учебном или дошкольном учреждении. К сожалению, данные о распределении ответов на эти вопросы пока не опубликованы. Но, думается, именно такая постановка вопроса о языке заслуживает повторения. Родной же язык следовало бы исключить из переписных листов. Такое предложение много лет назад уже вносили видные специалисты-этнографы С.И. Брук и В.И. Козлов , демографы Б.Ц. Урланис, А.Г. Волков и др. Но пока безуспешно, хотя никакой серьезной аргументации в защиту «родного языка» никто еще не привел.
Вопрос 6: гражданство. Вопрос представляется мне простым и не требующим пояснений.
Вопрос 7: к какой национальности, народности или этнической группе себя относите. Один из очень острых, «щепетильных» вопросов переписи населения, особенно в нынешнее время, когда повысилось национальное самосознание многих народов и тяга к этнической автономии. Вопрос предназначен, естественно, для определения этнического состава населения. Во всех наших переписях, кроме переписи 1897 г., национальность (этническая принадлежность) определяется на основе этнического самосознания опрашиваемых. В переписные листы записывается та национальность, которую указывают люди, по своему самосознанию, независимо от «объективных» на то оснований (записи в паспорте, национальности родителей, места рождения и т.п.). Этим свойством «переписная» национальность отличается от национальности «формальной», «паспортной».
В советский период истории и доныне отечественная этнография всегда рассматривала этническую принадлежность как признак культурно-исторический, как атрибут психологии, а не биологии. Этим категория национальности отличается от такого понятия, как раса. Статья 26 ныне действующей Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности» . Несомненно, существует множество людей, обладающих четко осознанным чувством единения с определенным народом. Но также несомненно, что развитие индустриальной цивилизации, по своей сути наднациональной, космополитической, порождает явно растущее, но количественно пока неизвестное нам множество людей, у которых чувство этнической принадлежности понижено или вовсе отсутствует. Пора обратить внимание на этот процесс, в том числе и с помощью переписи населения, вне зависимости от того, как к этому процессу относиться.
Важным новшеством переписи 1999 г. является возможность для респондента не указывать вовсе никакой национальности, если у него ее нет (т.е. если он психологически, духовно не ощущает общности ни с какой национальностью либо народностью). Впервые в отечественных переписях населения в инструкции о порядке проведения переписи населения 1999 г. записано, что лицам, которые не относят себя к какой-либо национальности, народности или этнической группе, в этом вопросе записывается «нет».
Вопрос 8: брачное состояние. Вопрос предназначен для характеристики структуры населения по брачному состоянию. Начиная с переписи 1979 г. ответ на этот вопрос предполагает 5 вариантов состояния: никогда не состоял(а) в браке, состоит в браке на момент переписи, вдов(а), разведен(а) либо разошелся (разошлась). Разница между двумя последними категориями состоит в том, что категория разведенных относится к тем, кто состоял в зарегистрированном браке, в то время как категория разошедшихся — к тем, кто состоял в фактическом браке (т.е. не зарегистрированном в органах ЗАГС). В переписях 1897 и 1920 гг. брачное состояние учитывалось только юридически оформленное, а в последующих переписях — по самоопределению опрашиваемых, независимо от его регистрации.
Наконец, после семидесятилетнего перерыва в микропереписи 1994 г. к вопросу о состоянии в браке был добавлен подвопрос: зарегистрирован брак или нет. Цель этого подвопроса — изучить распространенность фактических браков в нашей стране. Результаты микропереписи 1994 г. показали, что, вопреки распространенным мнениям, фактические браки составляют у нас всего 6—8% от общего числа брачных союзов. Тем не менее подвопрос о том, зарегистрирован брак или нет, включен и в программу переписи 1999 г.
Вопросы 9 и 10 посвящены характеристике образовательного уровня населения и соответственно — состава населения по уровню образования. В вопросе 10 очень важный подвопрос о посещении дошкольниками детских дошкольных учреждений. В сочетании с другими вопросами переписной программы мы впервые узнаем не только число детей, посещающих детские дошкольные учреждения, — это можно узнать и из учетной документации, — но социальные характеристики детей, посещающих эти учреждения, и их родителей.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Харченко Л.П. Демография
  • Лариса Смирнова. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
  • Абзалова Эльвира Наилевна. Профилактика нарушений осанки дошкольников в условиях детского сада
  • Якушева Мария Александровна. Творческая разработка 'Здоровьесберегающая деятельность педагога ДОУ'
  • Психологические причины возникновения бесплодия
  • Мещерякова Ксения Андреевна. «Экономическое воспитание дошкольников как один из шагов на пути к повышению уровня финансовой грамотности населения»
  • Материнство как социокультурный феномен, типы материнства, причины кризиса традиционного материнства и пути его преодоления
  • Высокий рост мужа влияет на счастье жены
  • Мамзина Ирина Юрьевна. Формирование культуры питания ребенка
  • Главный Редактор. Детский День рождения по-японски
  • Притча «Женщин можно не учить продажам»
  • Как мужские феромоны действуют на женщин
  • Есина Валентина Николаевна. Презентация 'ДЕНЬ МАТЕРИ'
  • Грицай Л.А. Кризис традиционного материнства в современной России: социально-психологический аспект
  • Как пережить расставание с любимым человеком.
  • Шрамы на лице привлекают женщин
  • Фригидность; frigidity
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Притча «Мужчины портят женщин»
  • Редактор. Сценарий «Принцесса» (сценарий Дней рождений для детей)
  • Абдулова Джюме Сиражутдиновна. Открытка для всех женщин
  • Григорий Чаусовский. Психотехнология киберметрономной самокоррекции пищевого поведения
  • Почему мужчины предпочитают женщин в красном
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Мезенцева Любовь. Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Емельянов В.М., Коханов В.Н. и др. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
  • Муравьева Лариса Михайловна. Педагогическая статья на тему: «Здоровая семья – залог здорового ребенка. Роль семьи в воспитании привычки к здоровому образу жизни»
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Верен ли эффект Флинна или Как изменяется IQ от поколения к поколению?
  • Притча «Отдайте ребенка»
  • Верчинский А. Незабываемые числа, как запомнить пароль, пин-код и день рождения любимой бабушки
  • Чему мы учим своих детей?
  • Полухина Елена Николаевна. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада общеразвивающего типа
  • Красивые женщины делают мужчин умнее?
  • Почему так мало женщин при власти?
  • Веда Василина. Практическая психология для женщин.
  • К чему снятся близнецы
  • Притча «Женщин слушать иногда не грех!»
  • Повышение качества жизни, после психологической реабилитации семей с детьми, перенесшими онкологическое заболевание
  • Секреты мужской привлекательности: ученые доказали, что женщины любят ушами
  • Пономаренко Кристина Юрьевна. Взаимосвязь уровня креативности и уровня невротизации у детей дошкольного возраста
  • К чему снится рождение мальчика
  • Климанова Вера Владимировна. Оздоровительная гимнастика после дневного сна с дошкольниками в условиях ДОУ
  • Особенности выбора объекта у мужчин и женщин.
  • Любовь Люлько. Почему женщин тянет на плейбоев?
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Притча «Счастливый брак»
  • Беляева Юлия Владимировна. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
  • Белан Юлия Александровна. Консультация для родителей «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье».
  • Мозг женщины под слоем косметики не узнает свою обладательницу



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь