|
Алексеев А. В. Воля к превосходству.Категория: Психология, Философия | Просмотров: 20710
Автор: Алексеев А. В.
Название: Воля к превосходству. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 6.2
Да, мы можем принять объективность теории вероятности и постулаты Пригожина, но в рамках данной теории; да, законы вероятности имеют объективный характер, но они, так сказать, интегральны, - интегрирующие действительность с более глубоких, низших пластов, где царит детерминизм. Теория вероятности отражает реальность модельно, на уровне человеческого представления, оперирующего конкретными абстракциями, математическими и другими понятиями, как кубиками. Мы же и познаем мир через эти кубики, которые в большинстве своем иррациональны в своем определении. Вероятностное представление относится к детерминизму, грубо говоря, как теория Ньютона к теории Эйнштейна. Иррациональность – это опять же на уровне человеческого представления, интегральный взгляд на вещи. То есть здесь мы говори о различных уровнях представления бытия. Но объективную значимость теория вероятность имеет, ибо на основе ее принимаются конкретные решения; равно как и ложь имеет свою значимость, ибо и на основе ее человек принимает вполне определенные решения. Равно и свобода имеет исключительную ценность как представление для человека; данное представление стимулирует развитие, когда человеку кажется, что судьба у него в руках, что многое зависит от него. Совершенно понятно, что если человек знает свою судьбу и думает, что все предопределено, то у него опускаются руки; то есть иллюзия свободы необходима человеку для жизни; равно как многим необходимы поэтические мифы, легенды и т.п. Человек может успешно существовать, питаясь совершенными иллюзиями. Более же тонкое понимание мира - это осознание необходимости бытия многих вещей. Философия, как я упоминал ранее и служит осознанию необходимости. И, конечно же, не стоит думать, что иллюзии есть нечто в корне ложное. Иллюзия как мифическое представление очень даже действенна, достаточно привести пример фантастов, чьи представления потом становятся реальностью; равно как и поэтические образы и переживания. И даже если они оказываются в корне противоречивыми, то, тем не менее, они способны оказывать существенное влияние на ход событий, которые уж несут в себе полную определенность. 7 Многие из утверждения, что все предопределено, делают неправильный вывод: раз все уже заранее предопределено, тогда и вовсе не стоит ничего делать. Интересно было бы посмотреть на них: попробовали бы они лечь, расслабиться и ничего не делать; через некоторое время они бы почувствовали всю силу необходимости что-либо предпринять. Толчок воли, исходящий изнутри и побуждающий к действу, заставил бы их встать и начать что-либо делать. И этот толчок являлся бы как отрицание смерти и ничто. Утверждение, что все предопределено, нисколько не снимает с человека ответственности за жизнь. Тоска бытия – душевная боль от ощущения бессмысленности жизни; она не оправдывается ничем; она порождается необходимостью жить. 8 Когда все условия определены, то в переходах «если — то», «когда — тогда» проявляет себя закономерность явления. Закономерность говорит: быть так-то и так-то, а в силу принципа явления это так-то происходит. В этом смысле в мире правят закономерности (закон есть распознанная закономерность). Основа происходящего — закономерности. Закономерности можно мыслить как идеальный каркас, по которому, как по трубкам, течет вода и принимает различные, причудливые формы, где идеи выступают как целостные сосуды, — если их нет, — то жидкость бесцельно растекается, упираясь в иррациональность закономерностей, то есть в хаос. Но сама иррациональность есть иллюзия рациональности в смысле определенности (не в смысле принадлежности логическому выводу человека). Более того, идеи лежат в основе всех физико-химических процессов; мир можно мыслить как идеи и как качества; и всякое качество представлено идеей. Теперь, если относительно всего происходящего, например, одинокого дерева, растущего на поляне, спросить: каков объективный смысл его бытия, почему оно там выросло? Ответ будет таков: смысл его в том, что таковы определенные закономерности его появления. Таким образом, общий, объективный, смысл жизни — в ее закономерности. Здесь следует различить понятия общего смысла и ценности жизни для человека (ну или для кого и чего угодно). Ценностную окраску мир приобретает через человека и для человека. Из приведенного же выше рассуждения следует, что объективная ценность человеческой жизни заключается в том, что она человеческая, то есть жизнь человека уже является самодостаточной. 8 Закономерность проявляет себя на уровне целого как самого по себе или в отношении чего-то целого. Здесь можно привести пример из физики, когда уравнение состояния идеального газа, полученное эмпирически, выводится через интегрирование закономерностей существования отдельных молекул. То есть определенные закономерности действуют в конкретных рамках, на определенных уровнях. Чтобы уловить, постигнуть определенную закономерность необходимо рассматривать идеальные модели, абстрагируясь от многих свойств и условий существования, которые можно считать незначительными для проявления определенной закономерности. Почему в математике столь явственны законы? Потому что в ней строго определены во всей своей полноте математические объекты и нет дополнительных условий, от которых приходиться абстрагироваться в физике. В физике же достигается точное приближение. Да и по большому счету, физика возможна лишь потому, что математические выражения (разнообразие функций) хорошо описывают взаимосвязь физических параметров. Физика должна быть благодарна математике, что та хранит в своей глубине необозримое число, океан функций. 10 Все математические объекты существуют как идеи. Почти все, за исключением первичных (число, точка, прямая и т. п.), возникают посредством определения. Так и в мироздании существуют первичные идеи, которые имеют вечное воплощение, они врождены существованию мира — форма, качество и т. п. В каждый конкретный момент времени они имеют свое воплощение. Первичные идеи бытия — субстанциональные сущности Логоса. Но есть идеи, которые рождаются как новые, и их мы будем именовать вторичными. Они, конечно, существуют как возможные, но они не явлены, а это все равно, что не существуют, поскольку между возможностью и явлением пролегает пропасть как между «да» и «нет». Например, до появления человека, где вы найдете воплощение идеи правильного многоугольника (это идея как раз вечно извечно выражается в формах) с бесконечно большим числом сторон? Эта идея является в сознание человека. Человек может реализовать эту идею в мир, выточив такой многоугольник. Также нигде не явлена идея колеса, она возникает как новая в силу принципа рождения нового качества (определение принципа рождения нового качества см. ниже); хотя идея окружности находит опять же извечное воплощение в формах – достаточно умозрительно выделить окружность в любом предмете). К вторичным идеям относятся идеологии. Это те идеальные начала, которые рождаются в процессе исторического развития сознания, они способны влиять на судьбы народов, определяя тенденции развития общества. Здесь можно также отметить принципы, которым следуют люди в своей жизни, они тоже нигде не даны и не проявляют себя до определенного этапа развития человечества. Благодаря рождению этих идеальных начал человек восходит от мира жесткой материальной детерминированности, определяющей жизнь человека, на новый качественный виток бытия, где новые идеальные моменты уже сами определяют жизнь человека. К этим принципам мы можем также отнести моральные установки. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|