Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50792

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Длительная непрерывная работа в одном направлении вызывает переутомление – нейрофизиологическое истощение. Переутомление сначала выражается в диффузной иррадиации (беспорядочном распространении) процесса возбуждения, нарушении дифференцировочного торможения (человек становится неспособным к тонкому анализу, различению), а затем возникает общее охранительное торможение, сонное состояние.
Одним из видов временной дезорганизации сознания является апатия – состояние безразличия к внешним воздействиям. Это пассивное состояние связано с резким понижением тонуса коры мозга и субъективно переживается как тягостное состояние. Апатия может возникнуть как в результате нервного перенапряжения, так и в условиях "сенсорного голода". Апатия в известной мере парализует психическую деятельность человека, притупляет его интересы, понижает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Появление апатии может быть связано и с так называемыми эмоциональными циклами индивида.
Завершая рассмотрение основных аспектов сознания, можно сделать следующие выводы.
Сознание – высший уровень развития психики, состоящий в категориально-ценностном отражении действительности, саморегуляции человеком своего поведения на основе присвоенного индивидом общечеловеческого опыта.
Функционирование сознания осуществляется в виде непрерывного потока взаимосвязанных, ассоциированных психических образов, формирующихся в результате активного, деятельного взаимодействия человека с внешней средой. Сознание обладает рядом процессуальных и содержательных особенностей.
Сознание характеризуется активностью, т. е. динамикой, обеспечивающей жизненно значимые связи индивида с действительностью; интенциональностью (предметной направленностью); поленезависимостью – преимущественной ориентацией человека на внутренние эталоны и модели; рефлексивностью – способностью к самооценке, предохранению от неадекватного отражения; различными уровнями ясности и организованности.
Наиболее устойчивые способы взаимодействия индивида со средой стереотипизируются, образуя его подсознание и сверхсознание. По содержанию сознание людей находится под воздействием социально-исторических условий. Формируясь в процессе антропогенеза, все структуры сознания имеют социокультурный характер. Структуры индивидуального сознания формируются в раннем онтогенезе через присвоение ребенком (интериоризацию) структур внешней социально опосредованной деятельности. Сознание, вся психика человека имеют социальную основу. Однако поток сознания и функционирование всей психики человека осуществляется в естественном, нейрофизиологическом русле. Мозг человека – естественный субстрат его психики.

Глава 4. Психика и мозг. Нейрофизиологические основы психики человека

§ 1. Строение и функциональная организация нервной системы человека

Психика человека – социально обусловленный феномен; а не естественный продукт мозга. Однако реализуется она естественным, физиологическим субстратом – мозгом.
Функционирование организма как единого целостного образования обеспечивается нервной системой – совокупностью нервных образований.
Вся нервная система делится на центральную, периферическую и вегетативную. К центральной нервной системе относятся головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна – периферическая нервная система. Она соединяет мозг с органами чувств и исполнительными органами – мышцами. Вегетативная нервная система обслуживает внутренние органы и железы.
Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические и химические изменения в окружающей среде. Воздействия среды, которые вызывают ответные реакции организма, называются раздражителями, или стимулами.
Раздражители среды (свет, звук, запах, прикосновение и т. п.) преобразуются органами чувств, специальными чувствительными клетками-рецепторами в нервные импульсы – серию электрических" и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы по приносящим (афферентным) нервным волокнам передаются в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по выносящим (эфферентным) нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, железам) (рис. 8).
Нервная система обеспечивает интеграцию внешнего воздействия с соответствующей реакцией организма.
Структурной единицей нервной системы является нервная клетка - нейрон. Он состоит из пяти частей: тела клетки, ядра, разветвленных отростков – дендритов (по ним нервные импульсы идут к телу клетки) и одного длинного отростка – аксона (по нему нервный импульс переходит от тела клетки к другим клеткам или эффекторам – мышцам или железам). Аксон имеет множество отростков. Они соединены с дендритами соседних нейронов особыми образованиями – синапсами, которые играют существенную роль в фильтрации нервных импульсов: пропускают одни импульсы и задерживают другие (рис. 9).


Рис. 8. Последствия укуса комара.
Сигнал от рецептора (1) отправляется к спинному мозгу (2), и включившаяся рефлекторная дуга может вызвать отдергивание руки (3). Но сигнал тем временем идет дальше к головному мозгу (4), направляясь по прямому пути в таламус и кору (5) и к ретикулярной формации (6). Последняя активирует кору (7) и побуждает ее обратить внимание на сигнал, о наличии которого она только что узнала. Внимание к сигналу проявляется в движениях головы и глаз (8), что ведет к опознанию раздражителя (9), а затем к программированию реакции другой руки с целью прогнать нежданного гостя (10).

Действия нейронов взаимосвязаны. Различаются три вида нервных клеток: чувствительные, двигательные, центральные (интернейроны) (рис. 10).


Рис. 8. Схема нейрона.
Возбуждение рецептора и других нейронов изменяет мембранный потенциал дендритов (1) и тела клетки (2). Эффекты этих изменений сходятся на аксонном холмике (3). В результате этого нервный импульс начинает распространяться по аксону (4) и его концевым разветвлениям. Это активизирует синаптические концевые луковички – синапсы (5), которые в свою очередь изменяют мембранный потенциал других нейронов или мышечных волокон.

Рис. 10. Три типа нейронов, составляющих нервную систему:
а – двигательные, б – чувствительные, в – центральные, 1 – дендриты, 2 – тело клетки, 3 – аксон.

Центральные нейроны осуществляют информационные связи между чувствительными и двигательными нейронами. Они образуют основную массу человеческого мозга. В мозге человека около 20 млрд. нервных клеток, соединенных множеством синапсов.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Юлия Валериевна Пронина. Консультация для родителей «МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
  • Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Тип; Туре
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Если основа сценария, жизненные установки остаются не осознаваемые, а человек начинает сопротивляться сценарию...
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Возможны ли волевые решения? Эксперимент Либета
  • Мораль; Morality; Moral
  • Григорий Чаусовский. Окситоциновые психотехнологии. Система нейтрализации агрессивного поведения в системе «человек-жизненная среда»
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ
  • Влечение к разрушению
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Олейник А. Н. Позиционный анализ как средство деятельности сотрудника ОВД в ситуациях конфликтов
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Влечение сексуальное
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Инстинкт; влечение; Instinct; Instinkt
  • Миникаева Наталья Александровна. Презентация «Мотивация детей»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Религиозная установка; Religious attitude; religios Einstellung
  • Казакова Светлана Анатольевна. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
  • Притча «Поведение»
  • Вишняков Алексей. Ошибочные цели поведения детей и способы продуктивного реагирования родителей.
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Сверхдетерминированность; over-determination
  • Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н. Биология. Учебник. 9 класс. Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н.
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Развитие судеб влечений
  • Рамиль Гарифуллин. Аддикция и постмодернистская теория личности
  • Инстинкт; instinct
  • Мотив; motive
  • Атаева Екатерина Николаевна. Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Маша и медведь знакомятся с правилами безопасного поведения на дорогах»
  • Мария Коновалова. Современная денежная лихорадка: причины и последствия
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Мамышева Г.Ф., Нуреева С.Р., Савельева А. И.. Философствование с шестилетками
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Бушуева Анна Олеговна. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ»
  • Развитие мотивационной сферы, действий, самоконтроля. ЗАНЯТИЕ 17
  • Георгий Почепцов. Три модели построения информационных операций. - Геогрий Почепцов
  • Максимова Наталья Андреевна. Методы и приемы формирования культуры поведения у детей младшего возраста на основе программных задач



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь