Айламазьян А.М. (ред.) Метод беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19807

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Предлагаемая в данном случае процедура позволяет описать самооценку испытуемого в достаточно общем виде на основе анализа содержания ее вербальных компонентов.
Методические цели задания. Знакомство с частично стандартизированным типом беседы предполагает:
1) подготовку программы беседы и подробную разработку ее тактики (системы и типов вопросов);
2) самостоятельное проведение беседы;
3) подробный разбор проведенной беседы с анализом типичных ошибок;
4) составление заключения по результатам анализа содержания проведенной беседы;
5) знакомство со способами усиления достоверности собираемых данных.
Процедура проведения исследования самооценки. Общая продолжительность всего исследования составляет 1—1,5 часа. Следовательно> получив предварительное согласие испытуемого, необходимо установить удобное для него время проведения исследования. Недопустимы прерывание хода беседы внешними причинами: телефонными звонками, появлением третьих лиц и т, д, Она должна проводиться в изолированной комнате, без посторонних, т. е, «тет-а-тет*.
Введением в исследование может служить следующее высказывание экспериментатора: «Вероятно, Вам, как и каждому из нас, приходилось сравнивать себя с другими людьми. Поэтому работа, которую я Вам сейчас хочу предложить, не будет для Вас новой или необычной- У Вас наверняка сложились мнения и представления о себе и о других людях*. Это высказывание не может произноситься быстро и невнятно; по сути дела экспериментатор должен получить положительный ответ или реакцию на каждую часть этого высказывания.
Экспериментатор чертит на чистом листе бумаги вертикальную линию и говорит: «Допустим, что на этой линии расположились люди всего мира: вот здесь, сверху (показ рукой) — самые счастливые, а здесь, внизу (показ) — самые несчастные* Как Вы думаете, где Ваше место среди всех этих
___________________________________________________ 67
людей по счастью? Поставьте карандашом отметку в том месте, где, как Вам думается, Вы находитесь» (испытуемому дают цветной карандаш для отметки). Данную инструкцию необходимо выучить дословно; четко и неторопливо произнести и разъяснить испытуемому все ее части. Но в то же время у испытуемого не должно создаться впечатления заученности текста, поскольку, повторяем, с самого начала опыт должен проводиться в форме свободного общения с ним. После того, как испытуемый отметил свое актуальное место на шкале «счастье*, ему предлагают обозначить и свое желательное положение, т. е. ответить на вопрос: «Где бы Вы хотели быть по этой шкале?». Инструкцию можно разъяснять, повторять, но обсуждать решение испытуемого на данном этапе ни в коем случае не следует*
Затем рядом с первой линией проводят на листке еще одну такую же вертикальную черту и предлагают испытуемому очередную задачу: «Если на этой линии расположить всех людей по уму; сверху пусть будут самые умные (талантливые), внизу — самые глупые, где бы Вы определили свое место? » Далее просят обозначить свое желательное положение, т. е. где бы испытуемый хотел находиться на этой шкале. Затем проводятся аналогичные линии и даются аналогичные инструкции по «характеру»: «Наверху пусть будут самые хорошие, внизу — самые плохие по характеру люди*; то же самое и по «здоровью»: «Вверху самые здоровые, внизу — самые больные».
К описанным четырем шкалам, предложенным С- Я, Рубинштейн, можно ввести дополнительную шкалу — «знание себя», на которой испытуемый должен отметить только реальную, актуальную самооценку. Как показывают данные автора, опираясь на показатели этой шкалы, можно судить о степени критичности испытуемого: высокая оценка по этой шкале нередко свидетельствует о некритичном отношении к себе, слишком низкая оценка может быть показателем неуверенности в себе*
Сама процедура проставления оценок на шкалах, как правило, проходит довольно быстро, в течение 10—15 минут. Затем, после ее завершения, экспериментатор переходит к вы-
68____________________________________________________
яснению содержания отметок> двигаясь по шкалам в обратном порядке: «здоровье», «характер*, «ум*, «счастье*.
Вводными словами к беседе может послужить следующее высказывание экспериментатора: «Ну, а теперь, когда Вы полностью выполнили предложенное Вам задание, давайте поговорим подробнее о том, какие мнения* представления сложились у Вас о себе и о других людях. Вот, например, шкала "здоровье"*..»* Это высказывание не должно быть произнесено торопливо, невнятно, с запинками и т.д., а напротив, неспешно, уверенно, доброжелательно, всей интонацией как бы приглашая продолжить, вступить в беседу.
Программа беседы достаточно постоянна для каждой шкалы и строится примерно в следующей последовательности:
1) выяснение содержания актуальной оценки;
2) выяснение содержания полюсов шкалы;
3) выяснение содержания и причин желаемой оценки.
Тактика экспериментатора в данном случае является относительно свободной* Им могут быть заданы разные вопросы в зависимости от особенностей испытуемого, хода беседы и т.д. Обязательно по каждому из пунктов следует просить испытуемого приводить поясняющие примеры, иллюстрирующие его суждения о себе или других людях.
Вот, например, возможные вопросы по шкале «ум»:
— В каком смысле Вы понимаете слово «ум», когда оцениваете себя?
— Как Вы себя сами оцениваете по уму?
— Кого бы Вы могли поставить на шкале по уму чуть выше себя? Приведите, если можно, описание такого человека;
— Кто с Вашей точки зрения самый глупый?
— Кого бы Вы могли на шкале по уму поставить чуть ниже себя? Опишите поконкретнее, что это за человек?
— Каким умом Вы бы хотели обладать?
— Чего Вам не хватает, чтобы приблизиться к идеалу? ивд Примерная последовательность вопросов по шкале «счастье»:
_________________________________________________________69
— Каким же образом Вы оценивали себя по «счастью*? (Желательно добиться четкой словесной оценки. Это важно с двух точек зрения: во-первых, насколько эта оценка корреллирует с обозначенной на шкале точкой; например, на шкале обозначена середина* а испытуемый говорит, что он очень «счастливый»; во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части).
— Как бы Вы могли описать свое состояние счастья?
— Кто, с Вашей точки зрения, самый счастливый и почему?
— Кто, с Вашей точки зрения, самый несчастный и почему?
— Чего же Вам не хватает, чтобы быть совсем счастливым?
— Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?
Если испытуемый дает низкую оценку по этой или по любой другой шкале, необходимо уточнить: «Кто виноват в сложившейся ситуации?*. Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья: самого себя или окружающий мир, необходимо при этом с большей или меньшей степенью точности определить, какие свойства самого себя или какие свойства мира имеет в виду испытуемый.
Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале. При этом испытуемого спрашивают: «С чем связана такая высокая оценка? Являетесь ли Вы ее причиной, или другие люди, обстоятельства жизни?*. Подобные вопросы можно задавать испытуемому при наличии очень низкой или очень высокой оценки на любой из предъявленных ему шкал.
После окончания беседы по четырем основным шкалам — «здоровье*, «характер &, «ум*, «счастье * (необходимо выдержать именно такую последовательность в беседе) — экспериментатор обращается к дополнительной шкале «знание самого себя*» Здесь круг вопросов несколько иной: в беседе необходимо выяснить, чем определяется оценка знания самого себя; каковы причины ее высоты на шкале; что такое знание себя, по мнению испытуемого; какие люди
70_________________________________________________
знают себя, в чем это проявляется; трудно ли знать себя, можно ли этому научиться; если можно, то как, если нельзя, то почему и т.д.
Несколько слов о поведении экспериментатора во время опыта. Мы уже говорили, что проведение беседы требует от психолога большого мастерства. Всякая небрежность, невнимание к личности испытуемого, попытка прямо диктовать ему требования и инструкции неизбежно приведут к неудаче опыта, к превращению беседы — в лучшем случае — в формальное анкетирование.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Любовь или нет?»
  • Притча «Если царь дает кому-то подарок, пускай даже это безделушка, все равно она очень важна»
  • Секрет хорошей памяти в уровне вовлеченности
  • О чем говорит рукопожатие? Различные виды рукопожатий и их значение
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Притча «Глухой, навестивший больного»
  • Притча «Мухи в животе»
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Сергей Неллин. 7 популярных заблуждений о страхе
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Притча «Управляющий и управляемый»
  • Когда нужно быть эгоистом. Примеры эгоистичного поведения, за которое вам не должно быть стыдно
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • Юлия Устинова. Онкологический больной в семье (Ю. Устинова)
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Притча «Другой»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Куттер П. Психоаналитическая беседа как диагностический метод
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Ольга Маховская. Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению
  • Притча «Будь Мудрей»
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Притча «Три греха»
  • 5 правил настоящего лидера
  • Егорова Елена. Жизненные сценарии
  • Притча «Я бы показал вам»
  • Формы невербального поведения ног и стоп. Если стопы направлены к предмету или к человеку, или отворачиваются от них
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Притча «Человек, вышедший на поиски своей судьбы»
  • Главный Редактор. Как быть мамой?
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Валери Браун. Как победить неуверенность в себе — советы подросткам
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Магия приворота в домашних условиях
  • Слова и их магическое воздействие
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Притча «Человек есть человек»
  • Валентина Марченко. Кому легко живется или рецепт бедных, как стать богатым
  • Не я виноват, а мои родственники.
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Чугуева Алла. Друг попал в беду
  • Как выстоять в самые тяжелые моменты жизни.
  • Бетти Эриксон, Сергей Ваховски. Универсальная техника для избавления от затруднений в психической сфере
  • Прист С. Теории сознания.
  • Иствуд Атватер. Эффективное общение: умение слушать
  • Притча «Сравнения хромают»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь