Карабанова Ольга Александровна. Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 117530

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Лекция 3. Стратегии и методы возрастной психологии ■ 47
становку задач и организацию совместной деятельности с социальным взрослым.
Управляемое моделирование процесса развития ребенка через моделирование форм его сотрудничества в ходе присвоения культурно-исторического опыта представляет собой принципиально новую формирующую стратегию исследования.
Можно выделить три основных этапа в развитии формирующей стратегии в зависимости от понимания сущности психического и предмета психологической науки. Каждый из этапов связан с именем выдающегося психолога и воплощен в особом методе исследования. Первый этап — генетико-моделирующий метод Л. С. Выготского как воспроизведение сущностных сторон процесса становления высших психических функций. Напомним, что для Л. С. Выготского высшие психические функции составляют отличительную особенность психики человека по сравнению с психикой животных. Высшие психические функции не врождены, а формируются прижизненно в процессе общения и сотрудничества ребенка со взрослым, в ходе которого происходит присвоение и интериоризация знаков и их значений. Формирующая стратегия на этом этапе выступает в форме моделирования сущностных сторон процесса становления высших психических функций и воплощена в «методике двойной стимуляции».
Второй этап в развитии формирующей стратегии связан с дея-тельностным подходом А. Н. Леонтьева, который психику понимал как интериоризованную внешнюю предметную деятельность. Ядром формирующей стратегии стало моделирование процесса преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность. Были установлены:
■ зависимость уровня развития психических функций от вклю-
ченности в деятельность и от места, занимаемого в структуре
деятельности;
■ общая логика интериоризации как процесса преобразования
деятельности.
Третий этап развития формирующей стратегии — в методе планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий, предложенном П. Я. Гальпериным. Исследователь выделил ту сущностную сторону деятельности, которая является предметом психологии — ориентировочную деятельность. Метод планомерно-поэтапного формирования был направлен на воспроизведение логического, хотя и не исторического пути развития психической де-

48 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
ятельности. Метод направлен на проверку гипотезы о содержании и структуре форм психической деятельности. Критикуя метод «срезов», выражающий констатирующую стратегию, Гальперин указывал, что метод «срезов» принципиально ограничен наблюдением за явлением и процессом, не имея возможности вскрыть механизмы развития, выявить причины и условия развития. Абсолютизация стихийного процесса развития заставляет признать конкретное и частное в развитии его вечными и неизменными закономерностями. Управляемое планомерно-поэтапное построение действий с заранее заданными свойствами позволяет установить сущностные характеристики развития и поэтому является главным магистральным путем исследования психических явлений.

Лекция 4
Факторный подход
к проблеме движущих сил
психического развития ребенка
4.1. Общая характеристика
Можно выделить два основных критерия различения теоретических подходов к выделению закономерностей психического развития ребенка в онтогенезе. Первый критерий предполагает признание или отрицание специфики закономерностей развития человека в онтогенезе по сравнению с животными. Если специфика отрицается, то можно говорить о натурализме (биологизации) развития, т. е. признании универсальных законов развития, в равной степени справедливых и для человека, и для животных. В культурно-историческом подходе специфику психического развития человека связывают с усвоением социокультурного опыта, рассматривая его как особый вид родовой наследственности человека наряду с органической наследственностью.
Второй критерий предполагает признание активности развивающегося субъекта. Теории, игнорирующие или отрицающие значение активности человека в развитии, получили название факторного подхода. Развитие интерпретируется как результат влияния двух факторов — наследственности и среды. Альтернативой факторному подходу являются деятельностные подходы, когда активность рассматривается как основная причина развития. Это культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), а также конструктивистский подход (Ж. Пиаже).
Основа факторного подхода была заложена в известном противостоянии двух философских школ, представляющих в психологии позиции нативизма и эмпиризма (схема 2). Это дуализм Р. Декарта и эмпиризм Дж. Локка и Д. Гарт ли. Факторный подход — это подход, согласно которому развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды. Согласно позиции нативизма, все развитие человека определяется его наследственностью. Философское обоснование этого подхода было дано Декартом, который предложил свою теорию врожденных идей. Нативизм в истории психологии представлен теориями преформизма, рекапитуляции и созревания.

50 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Факторный подход к пониманию детерминант психического развития в онтогенезе

Ведущий фактор — наследственность Нативизм Р. Декарт, И. Кант

Ведущий фактор — среда Эмпиризм Д. Локк, Д. Гартли
>

>
Теории: перформизм рекапитуляция созревание

Теории: ассоцианизм бихевиоризм




Двухфакторные теории, наследственность и среда




Соотношение факторов: взаимодействие
Теория конвергенции В. Штерн Соотношение факторов: противодействие, антагонизм
Классический психоанализ 3. Фрейда
Теория развития мышления Ж. Пиаже (ранний период)
Схема 2. Факторный подход
Эмпиризм представлен двумя научными школами — ассоциа-низмом и бихевиоризмом.
Нативизм и эмпиризм однофакторные теории. Двухфакторные теории во внимание принимают оба фактора — и наследственность, и среду. К ним относятся теория конвергенции двух факторов (В. Штерн) и теории, представляющие отношение факторов как конфронтацию и антагонизм (3. Фрейд, теория Ж. Пиаже раннего периода). Конвергенция — схождение, предполагает взаимодействие и взаимное дополнение наследственности и среды. Конфронтация факторов интерпретируется как вытеснение (подавление) наследственности социальным фактором среды.

Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе ■ 51
4.2. Теории нативизма
Преформизм — концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивида в его зрелой форме заданы и предопределены с момента зачатия и присутствуют уже в клетках зародыша. Преформизм — один из видов нативизма в понимании движущих сил психического развития ребенка. Преформизм подчеркивает решающую роль наследственности в развитии поведения и личности в противоположность эмпиризму, который отдает приоритет среде. В ранних теориях преформизма, относящихся к XVIII в., использовалось понятие «гомункулус», т.е. маленький человечек, который возникает уже в момент зачатия. Очевидно, что гомункулус — не более чем метафора, подчеркивающая фатальную предопределенность свойств и способностей человека наследственностью.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Абзалова Наталья Леонидовна. Консультация для родителей на тему: 'Кризис трех лет'
  • Ольга Торощина. Консультация для воспитателей по теме «Кризис трех лет»
  • Фоменко Оксана Александровна. Консультация для родителей 'КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ'
  • Исаева Ольга Сергеевна. Психологические особенности детей трехлетнего возраста.
  • Папазьян Анастасия Игоревна. Консультация для родителей на тему: «Эмоциональное состояние ребенка в период достижения им трех лет»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Кризис З-х лет называют «семизвездием симптомов»
  • Кюриева Евгения Александровна. Как научить ребенка самостоятельности?
  • Ренева Дарья Сергеевна. Консультации для родителей «Кризис трех лет»
  • Мравян Оксана Юрьевна. СТАТЬЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Вы и Ваш ребенок»
  • Ткаченко С.Н.. Развитие эмоционального мироощущения ребенка.
  • Масару Ибука. Раннее воспитание и развитие ребенка
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Широкова Раиса Александровна. «Дошкольник становиться школьником»
  • Наталья Ивановна Рзянина. Консультация для родителей детей раннего возраста Тема: 'Ранний возраст - это серьезно'
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Рябущенко Оксана Владимировна. Кризис 3 лет у детей. Что делать родителям?
  • Галина Мехоношина. Консультация для родителей «Научи ребенка трудиться»
  • Кочеткова Снежана Станиславовна. Развитие самостоятельности ребенка.
  • Ольга Мотовилова. Из чего складывается самостоятельность ребенка.
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Мравян Оксана Юрьевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Вы и Ваш ребенок»
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Иванкова Татьяна Анатольевна. Особенности воспитания детей раннего возраста.
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Третьякова Татьяна Александровна. Особенности культуры поведения у детей раннего возраста
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Серова Л.И. Диагностика психологической готовности к школе
  • Серова Л.И. Диагностика психологической готовности к школе.
  • Зиянчурина Елена Владимировна. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
  • Деш Оксана Владимировна. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Чуканова Анна Андреевна. Ребенок двухлетнего возраста: комплексный подход
  • Тимиреева Марина Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Кризис трех лет. Как быть?»
  • Кривоногова Дарья Владимировна. Памятка для родителей 'Безопасность ребенка в быту'
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Жиренко Ирина Николаевна. «Поддержка детской инициативы в игре дошкольников второй младшей группы»
  • Каверзнева Елена Алексеевна. Преодоление задержки развития детей раннего возраста в процессе обучения навыкам самообслуживания.
  • Бирюкова Лина Геннадьевна. Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста
  • Михляева Дарина Владимировна. ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка
  • Кудрявцева Елена Алексеевна. Формирование ребенка 6-7 лет как личности.
  • Миронова Мария Алексеевна. Статья 'Как помочь ребенку в сенсорном развитии'
  • Колесниченко Ирина Григорьевна. Становление личности ребенка в семье
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Трошина Светлана Николаевна. Семинар – практикум «Значение игрушки в жизни ребёнка»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь