|
Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 26247
Автор: Карпинский К.В.
Название: Человек как субъект жизни. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Заметим, что активность биологического и социального индивида без активности личности не способна породить деятельность. Например, действия и операции - строительные блоки, из которых еще необходимо построить деятельность, что представляет особую задачу для личности. «Активность раскрывается здесь как представленная в движении возможность деятельности» [178, с. 55]. Ведущим уровнем психической регуляции, на котором указанные виды активности организуются в деятельность, является личность. Своей активностью личность «сшивает» и интегрирует различные составляющие структуры деятельности по ходу ее развертывания. В этой связи активность личности является динамической стороной деятельности. Но этим функция личности в деятельности не лимитируется. Личностная активность является также моментом расширенного воспроизводства деятельности, причиной обогащения мотивов, целей, средств деятельности.
Итак, участие личности в деятельности двояко: с одной стороны, личностная активность является фактором, динамизирующим и стабилизирующим деятельность, подготавливающим внутрисистемные переходы и трансформации ее структурных элементов (типа сдвига мотива на цель), с другой стороны, личностная активность является причиной развития и изменения деятельности. В первом случае личность функционирует как субъект-носитель, во втором случае - не только как носитель, но и как реформатор, хозяин, преобразователь деятельности. 59 В последнем единственном случае личность является подлинным субъектом деятельности. Ведь возможны ситуации, когда активность личности является динамической стороной деятельности, то есть личность ее фактически носит и осуществляет, но не является ее творцом и распорядителем, не участвует в ее созидании. Проще говоря, процесс деятельности личность выполняет, но этим процессом не управляет и не распоряжается. Как пишет В.И.Слободчиков, «очень часто не очевиден субъект конкретной деятельности и она видится только в качестве процесса. Либо индивидуальный субъект лишь думает, что он действует сам, а фактически он - «говорящее орудие» чужой деятельности, хозяин которой анонимен и манипулирует первым в своих целях (таким анонимным субъектом может быть взрослый для ребенка, учитель для ученика, начальник для подчиненного, в том числе - и социальная структура для своих функционеров)» [196, с. 46]. Поэтому субъект деятельности -это личность, активность которой не только составляет динамическую сторону деятельности, но и движет преобразованием этой деятельности. По меткому выражению В.И.Слободчико-ва, становление личности есть развитие деятельного и, что более важно, самодеятельного существа. Самодеятельность, то есть активность, направленная на делание собственной деятельности, является манифестацией субъектности человека. Самодеятельность - это тот переломный пункт развития личности, «где впервые возникает вопрос об освоении человеком всего универсума деятельности, во всех его планах, чтобы быть способным к организации и управлению своей деятельностью, а значит - становиться подлинным субъектом собственной жизнедеятельности» [196, с. 47]. Выше неоднократно подчеркивалось положение о том, что изменение деятельности и психического отражения детерминировано сменой условий и отношений, в которые включен человек. Личностная активность также возникает как определенная ступень в историческом развитии психического отражения и деятельности человека. Прикрепленный к родовой совокупной деятельности человек не сталкивается с задачей самостоятельной организации своей деятельности. Его усилия координировались с действиями соплеменников посредством социально-психологических механизмов. Коллективизация деятельности полностью компенсировала недостаток ее персонификации. «Уже в самую раннюю пору развития человеческого общества неизбежно возникает разделение 60 прежде единого процесса деятельности между отдельными участниками производства» [134, с. 227]. Необходимо заметить, что до возникновения коллективных форм деятельности, активность человека во многом походила на активность животных. Позже в коллективных формах деятельности развилась активность человека как социального индивида. Открепление человека от коллектива и возникновение индивидуальной деятельности явилось первейшим условием происхождения личности как автономного субъекта деятельности. Перемена условий бытия человека выдвинула новые задачи для человеческой психики. Первая задача -это задача координации и связывания отдельных действий в структуре индивидуальной деятельности. Вторая задача - это задача самостоятельного изменения и развития индивидуальной деятельности. Эти задачи решаются с возникновением личностного уровня психологической организации активности человека. Активность личности с ее имманентной способностью к смысловой регуляции позволяет: 1) связать смысловыми отношениями разорванные действия в структуре индивидуальной деятельности (активность личности как динамическая сторона деятельности); 2) встать в субъек-тно-практическое отношение к индивидуальной деятельности -модифицировать и совершенствовать ее (активность личности как расширенное воспроизводство деятельности). На соотношение активности и деятельности, таким образом, можно взглянуть с позиций культурно-исторического подхода. Активность от рождения присуща всем живым существам, включая человека. Она коренится во внутренних потребностях живого существа и служит реализации его жизненных отношений. Но если активность живых существ остается инстинктивной и натуралистичной (виталистичной), то активность человека в культурной среде «сублимируется» в формы сугубо человеческой деятельности. Поэтому о человеке и животных можно уравнительно говорить как о субъектах активности, но звания «субъект деятельности» можно удостоить только человека. Никому не приходит в голову называть животное субъектом деятельности, общественно-исторической практики. В рамках деятельностного подхода «выявлены в общем виде основные признаки человеческой активности, которая может рассматриваться как деятельность: осознанность, целенаправленность, предметность, орудийность, ее преобразующий характер и ценность (смысл) для человека и окружающих» [169, с. 12]. Деятельность принципиально отличается от активности следующими свойствами: осмысленностью, 61 осознанностью, орудииностью - опосредованностью культурными орудиями. Осмысленность как свойство деятельности возникает в результате того, что деятельность регулируется на основании личностных смысловых структур. Личностно-смысловая регуляция конституирует высший уровень психической детерминации деятельности. Осознанность как свойство деятельности репрезентирует целевую регуляцию деятельности. Цель как осознанный образ желаемого и прообраз возможного будущего также является специфическим звеном психической регуляции деятельности человека. С целью сопряжены два производных свойства деятельности - осознанность и преобразующий характер. Наконец, инструментальный уровень регуляции предполагает использование вещей и орудий в соответствии с их культурно-историческим значением. Всеобщие значения предметов в сознании человека функционируют как образы, регулирующие операциональный состав деятельности. Осмысленность, осознанность и орудийность деятельности -это триада психологических свойств, которая раскрывает внутреннюю психическую организацию деятельности человека. Можно заметить, что активность животных, как, впрочем, и не окультуренного индивида, лишена этих свойств потому, что у нее не развита внутренняя структура психической, в частности, смысловой регуляции. Действительно, животное не способно к трансситуативной смысловой регуляции собственной активности; детерминация активности осуществляется им на уровне биологического инстинктивного смысла, запертого в пределах ситуации, в которой действует биологически релевантный стимул. В случае насыщения потребности этот стимул моментально теряет для животного всякую значимость; значимость возвращается к стимулу в ситуации актуализации и обострения потребности животного. Неустойчивость и ситуативность биологического смысла, которым движима активность животных, не позволяет говорить о наличии подлинно смысловой регуляции в условиях дочеловечес-кой психики. Для полноценной смысловой регуляции необходимы особые субъективные формы репрезентации жизненных отношений, реализуемых деятельностью, во внутреннем мире субъекта. В первозданном виде активность существует лишь у новорожденного человеческого детеныша, которому предстоит длительный процесс социализации и инкультурации. Новорожденный является субъектом активности, но до субъекта деятельности ему еще далеко. В ходе линии культурного развития активность 62 ребенка должна быть «отлита» в культурно-исторические формы человеческой деятельности. Эти формы исследователи иногда именуют «объективными формами деятельности» или «общественно-историческими формами деятельности» в связи с тем, что с их помощью активность становится общественно организованной, социально и личностно регламентируемой, нормируемой и формализованной [8, с. 150]. У человека «чистую» активность можно наблюдать также при развале деятельности, которая «удерживает» активность в границах социокультурных форм реализации жизненных отношений. Деятельность разваливается только в том случае, когда блокируется или нарушается ее смысловая регуляция. Тогда наблюдается «коллапс», дезорганизация деятельности: система действий и операций разрывается на несвязанные акты. Эти акты могут оставаться сообразными цели, предметам и условиям активности, но деятельность из них не складывается. Эти акты оказываются подчиненными целям и предметным условиям, при полной утрате единой смысловой направленности и преемственности. Они достигают целей, сохраняется их аккомодация под предметные условия, но собственно смысловую необходимость личности они не реализуют. «Сцепление отдельных действий в поведение и деятельность обеспечивается не мыслью, а смыслом. Когда смысл исчезает, мы получаем не полноценную деятельность, а полудеятельность, ее иллюзорно-извращенные формы» [96, с. 29]. При выпадении или нарушении целевого и операционального уровня регуляции полная дезорганизация деятельности, как правило, не наступает. Конечно, эффективность деятельности падает, но сама деятельность не рассыпается на «осколки» активности. Может пострадать целесообразность отдельных действий, может произойти сшибка некоторых операций с предметными условиями и их значениями, но сохранится единый смысловой вектор деятельности. Этот вектор с большим или меньшим успехом выведет субъекта к реализации смысловой необходимости. Легкое расстройство смысловой регуляции активности более губительно для деятельности, чем массированное нарушение целевой и инструментальной регуляции. Отсюда можно сделать вывод, что смысловая регуляция является функциональным стержнем психической регуляции деятельности, без которого немыслима субъектность. Обычно этот момент упускается из виду, особенно когда субъекта определяют как существо, обладающее сознанием и волей, способное действовать целенаправленно на основе образа 63 предметного мира. По нашему убеждению, субъект - это существо, действующее не только осознанно и целесообразно, но и осмысленно, не только на основе образа предметного мира, но и образа собственных жизненных отношений с этим миром. Субъективно превращенной формой жизненных отношений субъекта к миру являются смысловые структуры - «психические образы», регулирующие активность по принципу смыслосо-образности. Субъект сначала является носителем идеальной, субъективно превращенной формы своих жизненных отношений, а уже потом - деятельности как активности по реализации жизненных отношений. Деятельность субъекта предваряется сознанием как интегратором идеальных форм жизненных отношений. Значения и смыслы, интегрированные в сознании, образуют внутренний план деятельности, за счет которого, во внешнем плане деятельность протекает как осмысленная, осознанная и оснащенная культурными орудиями и инструментами. Деятельность — это осмысленная, осознанная и опосредованная культурными орудиями активность человека, устремленная на реализацию его жизненных отношений к миру. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|