Квинн В. Прикладная психология.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379393

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Приложение 2.1. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ
ДЕРЖИ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ ВО ВРЕМЯ ОПЕРАЦИЙ, ХИРУРГ!
Врачи уже давно подозревали, что пациенты, находящиеся под наркозом, могут слышать то, что говорится в операционной. Исследования, недавно проведенные в США и Великобритании, подтвердили, что пациенты во время операции не только слышат, но и бессознательно «усваивают» слова, произнесенные медицинским персоналом.
М. Гонейм (М. Ghoneim), анестезиолог из университета штата Айова, провел следующий эксперимент: пациентам, находившимся под наркозом, был прочитан перечень слов. На следующий день после операции им были выданы листы бумаги с фрагментами этих слов. Более половины участников опыта смогли дополнить фрагменты до целых слов, хотя и не помнили о том, что слышали эти слова, находясь под наркозом. Кроме того, тем же пациентам во время операции были даны указания прикоснуться к своему носу или уху. После пробуждения от наркоза они продолжали ощупывать части тела, указанные хирургом, но не помнили, что их просили об этом. По мнению Гонейма, эти факты свидетельствуют о том, что, «когда пациент находится под общей анестезией, некоторые из зон головного мозга, ответственные за переработку информации, продолжают функционировать».
В Великобритании анестезиологи из лондонской клиники Святого Томаса Карлтон Эванс и П. X. Ричардсон (Carlton Evans and P. H. Richardson) доказали, что внушения, сделанные пациентам, находящимся под общим наркозом, могут ускорить процесс выздоровления после операции. Больные, которым внушали положительные мысли, например «вам не будет больно», поправлялись быстрее тех, кто не получал подобной поддержки.
Каков же механизм восприятия этих внушений и как они могут влиять на процесс выздоровления?
Достоверного ответа на этот вопрос пока нет, но, как пишет Эванс в журнале Lanceе, «наши опыты доказывают, что эти внушения каким-то образом дошли до пациентов и облегчили течение послеоперационного периода».
Источник: Gurney, О. (1990, March). Hear no evil. Omni.
Подпороговые раздражители: раздражители, уровень интенсивности которых ниже индивидуального порога ощущений.
Даже находясь под общим наркозом, люди в какой-то мере продолжают отдавать себе отчет в происходящем. Как указано в Приложении 2.1, в ряде случаев люди, находясь в состоянии общей анестезии,* слышат определенные слова, и затем, когда они находятся уже во вполне сознательном состоянии, эти слова вызывают у них специфическую реакцию. Поэтому вполне возможно, что и подпороговая информация оказывает на нас определенное влияние. Вулф (Wolfe, 1983) обнаружил, что мы можем видеть некоторые вещи, не осознавая этого. Но могут ли подпороговые раздражители ощутимо влиять на наше поведение, пока неясно.
* Анестезия — потеря чувствительности. (Прим. науч. ред.)

Результаты некоторых исследований, проведенных в пятидесятые годы, позволили предположить, что люди порой очень легко подпадают под влияние подпорогового внушения, совершенно не осознавая этого. На одной из киностудий проводились эксперименты по включению в фильмы кадров, восприятие которых происходило неосознанно, с призывом «Покупайте попкорн»; некоторые потом утверждали, что после этого спрос на воздушную кукурузу заметно возрастал. Такие открытия вызвали в обществе тревогу. Однако подобные эксперименты проводились недостаточно корректно. Возрастание спроса могло быть обусловлено погодой, типом зрительской аудитории, привлеченной тем или иным фильмом, появлением новой рекламы этого товара в масс-медиа и многими другими факторами. Читая о результатах экспериментов по изучению влияния подпороговых раздражителей, прежде всего убедитесь в том, что эти эксперименты были поставлены вполне корректно. На сегодняшний день ни одно из корректно проведенных лабораторных исследований не представило явных доказательств эффективности сублиминальной (основанной на влиянии подпороговых раздражителей) рекламы.
Озабоченность тем, что подпороговые раздражители могут использоваться в качестве средства внушения, сохраняется и по сей день. В восьмидесятые годы возникло подозрение, что в некоторые музыкальные альбомы включены сатанистские высказывания, записанные задом наперед. Многие боялись, что такого рода подпороговая информация способна вызвать изменения в психике слушателей. Однако Воуки и Рид (Vokey and Reed, 1985), проведя специальное исследование, не обнаружили фактов, однозначно свидетельствующих о влиянии подобных сообщений на установки и поведение людей.
Несколько лет спустя еще одна группа психологов проводила аналогичные опыты, однако на этот раз в записи, которые прослушивали испытуемые (студенты колледжа), были включены подпороговые раздражители следующих двух типов: одни из них были направлены на улучшение памяти, другие — на повышение самооценки (Greenwald, 1991). И тем не менее, когда после пятинедельного прослушивания этих записей было проведено тестирование испытуемых, их показатели не свидетельствовали ни об улучшении памяти, ни о повышении самооценки. Однако в результате этого эксперимента обнаружилась другая любопытная закономерность. Поскольку ученые преднамеренно «перепутали» половину пленок, половина тех студентов, которые прослушивали записи, направленные на повышение самооценки, считали, что им «улучшают» память, и наоборот, половина тех, что прослушивали записи, предназначенные для улучшения памяти, считали, что после эксперимента у них должна повыситься самооценка. Хотя на самом деле прослушивание записей не повлияло ни на память, ни на самооценку студентов, они «думали», что у них происходят положительные сдвиги именно в указанных на этикетках пленки областях. Студенты, прослушавшие записи, направленные на улучшение памяти, воспринимали свою самооценку как повысившуюся, а те, кто прослушал пленки, предназначенные для повышения самооценки, находили, что у них улучшилась память. Испытуемые были убеждены, что находятся под влиянием подпороговых раздражителей, чего в действительности не было. Что же касается вопроса о том, действительно ли есть возможность подпорогового воздействия на человеческое сознание, в настоящее время еще недостаточно данных ни для положительного, ни для отрицательного ответа.
Упражнение 2.2
Весьма недалекий преподаватель психологии хочет выяснить, прореагируют ли студенты на подпороговое внушение. В конце длинной монотонной лекции он пишет на доске крошечными буквами: «Который час?» Заметив, что некоторые студенты поглядывают на часы, лектор торжествует: «Ага! Вы прореагировали на подпороговое сообщение!»
а. Основываясь на своем понимании значения слова «подпороговый», объясните, почему опыт поставлен некорректно, то есть неправильно.
_____________________________ _____
б. Что еще заставляет вас усомниться в справедливости вывода, сделанного преподавателем? _________________________________
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Интероцептивные ощущения
Слух, зрение, обоняние, осязание и вкус дают нам информацию о внешнем мире. Но существуют также и ощущения, ответственные за передачу информации от внутренних органов. Хотите познакомиться с некоторыми из своих интероцептивных ощущения? Для этого надо отключить часть экстероцептивных. Закройте глаза и заткните уши. Погуляйте несколько минут по комнате. (Если в данный момент вы находитесь на улице с оживленным движением, на вершине скалы или в толпе, то вам лучше повременить с проведением такого эксперимента). Не имея зрительной и слуховой информации, вы должны будете положиться на интероцептивные ощущения. Сделайте небольшой перерыв. Еще раз пройдитесь по комнате вслепую и заткнув уши, а затем выполните следующие два упражнения.
Упражнение 2.3
Опишите свои впечатления от такой «перцептивной» прогулки по комнате, ответив на следующие вопросы, касающиеся ваших интероцептивных ощущений:
а. Осознавали ли вы каждый свой шаг и каждое движение острее, чем обычно? ________________
б. Случалось ли вам терять направление и уклоняться вправо или влево при попытке идти прямо? ______________________________
в. Было ли вам трудно сохранять равновесие? _________________
г. Чувствовали ли вы, что перед вами препятствие или что вы проходите через дверной проем или оказываетесь в более тесном помещении? _______
д. Какова была продолжительность вашего опыта? Как для вас протекало при этом время — быстро или медленно? _____________________
Упражнение 2.4
Каждый вопрос в упражнении 2.3 касался одного из интероцептивных ощущения. На основе своих впечатлений и ответов на вопросы перечислите пять примеров интероцептивных ощущений.
а. ___________________________________________
б. ___________________________________________
в. _____________________________________________
г. _____________________________________________
д. ___________________________,_____________
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Art therapy training on the formation of a conscious relationship to the process of self-discovery
  • Important questions that can be asked in a given period of work of the psychologist with the client.
  • Technique counseling in a systems approach
  • Training: "Team unity"
  • Свобода выбора истощает психику
  • Андрей Ловаков. Как мужчины и женщины демонстрируют любовь в браке
  • Seminar of November 19, 1974
  • Speech techniques in psychological counseling.
  • Jacques Lacan in French. Bibliographies.
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • How does the nature of our birth order
  • Technique decision. Descartes Square
  • Чиркова М. А. Анализ жизненных сценариев на материале авторской сказки
  • А. В. Федоров. Образ России в современной западной прессе
  • Добрачный секс и супружеский долг
  • Art therapy training and self-reflection
  • Smalzer William, Murphy Raymond. Basic Grammar in Use. Workbook
  • Иностранный язык уменьшает суеверия и предрассудки
  • Эго-психология; ego psychology
  • Critical Thinking: Basic Principles and Techniques
  • Azar Betty, Hagen Stacy Basic English Grammar
  • Murphy Raymond, Smalzer William. Basic Grammar in Use
  • Мир шопоголика вращается вокруг покупок и трат
  • Drawing "Man in the rain."
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • Главный Редактор. Teaching Children with the SMILE
  • Георгий Почепцов. Человек между большой и малой ложью: от госпропаганды до фейков
  • Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов
  • Ягнюк К.В. Ограниченная во времени динамическая психотерапия: своя среди чужих, чужая среди своих
  • Редактор. Методика Шалвы Александровича Амонашвили
  • Воспринимаемая несправедливость и связанные с ней эмоции, социальная идентичность и самоэффективность. Протестные действия: особенности поведения индивидуума и группы
  • Аналитическая психология; Analytical psychology; Analytische Psychologic
  • Моаканин Радмила - Психология Юнга и буддизм
  • "The size of a woman shows how much space it occupies in the heart of her husband."
  • Зимбардо Филип, Андерсен Сьюзен. Объяснение контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции.
  • К. Количество; q. quantity
  • Худоян С.С. Терапия лишением смысла или когнитивно-логотерапевтический подход к преодолению игровой зависимости
  • Paul Verbnyak. How to disclose their potential and achieve more in life
  • Ворден В. Понимание процесса горевания
  • Карлин Е. А. Полиамория как форма отношений. Размышления в контексте психотерапии
  • Бурцева Светлана Николаевна. Essay. My grandfather is a real hero.
  • Психологические типы; Psychological Types; Psy-chologische Typen
  • А.В. Федоров и др.. Школа и вуз в советском кино эпохи «оттепели» (1956-1968)
  • Виктор Суворов Ледокол
  • Женатым мужчинам не нравятся женщины, готовые к зачатию
  • Микаэлян Л.Л., Хамитова И.Ю., Климова С.В., Фисун Е.В. О значении практики в медицинских учреждениях в процессе обучения системной семейной терапии
  • McCarthy M., Felicity O. English Idioms in Use. Advanced
  • Мужчины и женщины видят цвета по-разному
  • Священный брак; Sacred marriage; heilig Ehe
  • Lacan Jacques. Seminar XXII, R.S.I.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь