|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379393
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Приложение 2.1. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ
ДЕРЖИ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ ВО ВРЕМЯ ОПЕРАЦИЙ, ХИРУРГ! Врачи уже давно подозревали, что пациенты, находящиеся под наркозом, могут слышать то, что говорится в операционной. Исследования, недавно проведенные в США и Великобритании, подтвердили, что пациенты во время операции не только слышат, но и бессознательно «усваивают» слова, произнесенные медицинским персоналом. М. Гонейм (М. Ghoneim), анестезиолог из университета штата Айова, провел следующий эксперимент: пациентам, находившимся под наркозом, был прочитан перечень слов. На следующий день после операции им были выданы листы бумаги с фрагментами этих слов. Более половины участников опыта смогли дополнить фрагменты до целых слов, хотя и не помнили о том, что слышали эти слова, находясь под наркозом. Кроме того, тем же пациентам во время операции были даны указания прикоснуться к своему носу или уху. После пробуждения от наркоза они продолжали ощупывать части тела, указанные хирургом, но не помнили, что их просили об этом. По мнению Гонейма, эти факты свидетельствуют о том, что, «когда пациент находится под общей анестезией, некоторые из зон головного мозга, ответственные за переработку информации, продолжают функционировать». В Великобритании анестезиологи из лондонской клиники Святого Томаса Карлтон Эванс и П. X. Ричардсон (Carlton Evans and P. H. Richardson) доказали, что внушения, сделанные пациентам, находящимся под общим наркозом, могут ускорить процесс выздоровления после операции. Больные, которым внушали положительные мысли, например «вам не будет больно», поправлялись быстрее тех, кто не получал подобной поддержки. Каков же механизм восприятия этих внушений и как они могут влиять на процесс выздоровления? Достоверного ответа на этот вопрос пока нет, но, как пишет Эванс в журнале Lanceе, «наши опыты доказывают, что эти внушения каким-то образом дошли до пациентов и облегчили течение послеоперационного периода». Источник: Gurney, О. (1990, March). Hear no evil. Omni. Подпороговые раздражители: раздражители, уровень интенсивности которых ниже индивидуального порога ощущений. Даже находясь под общим наркозом, люди в какой-то мере продолжают отдавать себе отчет в происходящем. Как указано в Приложении 2.1, в ряде случаев люди, находясь в состоянии общей анестезии,* слышат определенные слова, и затем, когда они находятся уже во вполне сознательном состоянии, эти слова вызывают у них специфическую реакцию. Поэтому вполне возможно, что и подпороговая информация оказывает на нас определенное влияние. Вулф (Wolfe, 1983) обнаружил, что мы можем видеть некоторые вещи, не осознавая этого. Но могут ли подпороговые раздражители ощутимо влиять на наше поведение, пока неясно. * Анестезия — потеря чувствительности. (Прим. науч. ред.) Результаты некоторых исследований, проведенных в пятидесятые годы, позволили предположить, что люди порой очень легко подпадают под влияние подпорогового внушения, совершенно не осознавая этого. На одной из киностудий проводились эксперименты по включению в фильмы кадров, восприятие которых происходило неосознанно, с призывом «Покупайте попкорн»; некоторые потом утверждали, что после этого спрос на воздушную кукурузу заметно возрастал. Такие открытия вызвали в обществе тревогу. Однако подобные эксперименты проводились недостаточно корректно. Возрастание спроса могло быть обусловлено погодой, типом зрительской аудитории, привлеченной тем или иным фильмом, появлением новой рекламы этого товара в масс-медиа и многими другими факторами. Читая о результатах экспериментов по изучению влияния подпороговых раздражителей, прежде всего убедитесь в том, что эти эксперименты были поставлены вполне корректно. На сегодняшний день ни одно из корректно проведенных лабораторных исследований не представило явных доказательств эффективности сублиминальной (основанной на влиянии подпороговых раздражителей) рекламы. Озабоченность тем, что подпороговые раздражители могут использоваться в качестве средства внушения, сохраняется и по сей день. В восьмидесятые годы возникло подозрение, что в некоторые музыкальные альбомы включены сатанистские высказывания, записанные задом наперед. Многие боялись, что такого рода подпороговая информация способна вызвать изменения в психике слушателей. Однако Воуки и Рид (Vokey and Reed, 1985), проведя специальное исследование, не обнаружили фактов, однозначно свидетельствующих о влиянии подобных сообщений на установки и поведение людей. Несколько лет спустя еще одна группа психологов проводила аналогичные опыты, однако на этот раз в записи, которые прослушивали испытуемые (студенты колледжа), были включены подпороговые раздражители следующих двух типов: одни из них были направлены на улучшение памяти, другие — на повышение самооценки (Greenwald, 1991). И тем не менее, когда после пятинедельного прослушивания этих записей было проведено тестирование испытуемых, их показатели не свидетельствовали ни об улучшении памяти, ни о повышении самооценки. Однако в результате этого эксперимента обнаружилась другая любопытная закономерность. Поскольку ученые преднамеренно «перепутали» половину пленок, половина тех студентов, которые прослушивали записи, направленные на повышение самооценки, считали, что им «улучшают» память, и наоборот, половина тех, что прослушивали записи, предназначенные для улучшения памяти, считали, что после эксперимента у них должна повыситься самооценка. Хотя на самом деле прослушивание записей не повлияло ни на память, ни на самооценку студентов, они «думали», что у них происходят положительные сдвиги именно в указанных на этикетках пленки областях. Студенты, прослушавшие записи, направленные на улучшение памяти, воспринимали свою самооценку как повысившуюся, а те, кто прослушал пленки, предназначенные для повышения самооценки, находили, что у них улучшилась память. Испытуемые были убеждены, что находятся под влиянием подпороговых раздражителей, чего в действительности не было. Что же касается вопроса о том, действительно ли есть возможность подпорогового воздействия на человеческое сознание, в настоящее время еще недостаточно данных ни для положительного, ни для отрицательного ответа. Упражнение 2.2 Весьма недалекий преподаватель психологии хочет выяснить, прореагируют ли студенты на подпороговое внушение. В конце длинной монотонной лекции он пишет на доске крошечными буквами: «Который час?» Заметив, что некоторые студенты поглядывают на часы, лектор торжествует: «Ага! Вы прореагировали на подпороговое сообщение!» а. Основываясь на своем понимании значения слова «подпороговый», объясните, почему опыт поставлен некорректно, то есть неправильно. _____________________________ _____ б. Что еще заставляет вас усомниться в справедливости вывода, сделанного преподавателем? _________________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Интероцептивные ощущения Слух, зрение, обоняние, осязание и вкус дают нам информацию о внешнем мире. Но существуют также и ощущения, ответственные за передачу информации от внутренних органов. Хотите познакомиться с некоторыми из своих интероцептивных ощущения? Для этого надо отключить часть экстероцептивных. Закройте глаза и заткните уши. Погуляйте несколько минут по комнате. (Если в данный момент вы находитесь на улице с оживленным движением, на вершине скалы или в толпе, то вам лучше повременить с проведением такого эксперимента). Не имея зрительной и слуховой информации, вы должны будете положиться на интероцептивные ощущения. Сделайте небольшой перерыв. Еще раз пройдитесь по комнате вслепую и заткнув уши, а затем выполните следующие два упражнения. Упражнение 2.3 Опишите свои впечатления от такой «перцептивной» прогулки по комнате, ответив на следующие вопросы, касающиеся ваших интероцептивных ощущений: а. Осознавали ли вы каждый свой шаг и каждое движение острее, чем обычно? ________________ б. Случалось ли вам терять направление и уклоняться вправо или влево при попытке идти прямо? ______________________________ в. Было ли вам трудно сохранять равновесие? _________________ г. Чувствовали ли вы, что перед вами препятствие или что вы проходите через дверной проем или оказываетесь в более тесном помещении? _______ д. Какова была продолжительность вашего опыта? Как для вас протекало при этом время — быстро или медленно? _____________________ Упражнение 2.4 Каждый вопрос в упражнении 2.3 касался одного из интероцептивных ощущения. На основе своих впечатлений и ответов на вопросы перечислите пять примеров интероцептивных ощущений. а. ___________________________________________ б. ___________________________________________ в. _____________________________________________ г. _____________________________________________ д. ___________________________,_____________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|