Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 172806

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Другой особенностью сущностных предметных чувств является их непреходящность, неподвластность закону угасания потребности при ее удовлетворении. А.Н. Леонтьев выделяет предметно-функциональные потребности, образующиеся при «сдвиге» мотива на содержание деятельности. Во всех сущностных связях с миром потребности обладают такой же природой: предметом потребности является сам процесс деятельности.
Это означает, что в сущностных жизненных отношениях имеет место слияние, синтез всех звеньев триады: потребности, ее предмета и соединяющей их деятельности. Аналогичное слияние наблюдается, как отмечалось (§ 1 глава 1) только в допсихической жизнедеятельности. Однако на сей раз мы имеем не материальное, а чисто психическое слияние. Таким образом, развитие психического, имея отправной точкой допсихическое отражение, осуществлялось по закону отрицания: на новом витке диалектической спирали оно пришло к той же форме, но с принципиально иным содержанием.
Сущностные предметные чувства и связанные с ними проявления интуиции по своей структуре аналогичны процессам психического отражения предыдущих уровней. Так, на сенсорном уровне мы имеем непосредственную материально-телесную связь субъекта с объектом («отпечаток» в нейрофизиологическом субстрате), аналитико-синтетическую деятельность в центральных и эфферентных звеньях рефлекторного акта ощущения и результат отражения в виде «чувственного представления» соответствующего свойства объекта.
Сопоставим акт ощущения с хрестоматийным примером научной интуиции — открытием Ф. Кекуле структуры бензольного кольца. Отличие состоит в характере связи субъекта с объектом, а также в уровнях и содержании аналитико-синтетической деятельности и результата отражения. В качестве связи с объектом во втором случае выступает, с одной стороны, сущностное предметное чувство — увлеченность исследователя, а с другой — многолетняя научно-исследовательская деятельность. Последняя определила высокий профессионализм, опыт и огромный объем переработанной информации. Увлеченность проблемой обеспечила устойчивый высочайший интерес, внимание и надлежащую для интуитивного акта энергетику.
Являясь целостными актами психического отражения, задействующими психику в целом, интуитивные процессы прежде всего представляют собой процессы мышления, осуществляющиеся в сфере бессознательного. Это означает, что общие понятия высокой степени абстракции и высшие логические формы мышления, созданные в сфере сознания, проникают в сферу бессознательного. При этом дискурсивное начало получает доступ к неизмеримо большему информационному объему, а также возможность его быстрой эффективной переработки, что связано с функционированием всех психических процессов на максимально возможном уровне. Эти важнейшие моменты определяются высочайшей энергетикой сущностных предметных чувств.
Как следует из рассмотрения предыдущих уровней отражения, уровень психики человека явился результатом закономерной цепи филогенетических преобразований, логическим развитием эволюции в мире животных. Вместе с тем антропогенез обусловлен принципиальными отличиями в самой направленности эволюционного развития. Главнейшее из них — принципиально иное решение задачи адаптации: если на предыдущих уровнях основным принципом является приспособление к условиям среды, то в процессе антропогенеза им постепенно становится изменение самих условий. Отправной точкой в этом длительном процессе можно считать начало изготовления орудий труда.
В орудийной деятельности гоминид выделяют несколько периодов, характеризующихся изготовлением и использованием орудий разной степени совершенства. Отметим, что сама по себе орудийная деятельность известна и у высокоразвитых животных, в том числе птиц. У высших обезьян (антропоидов) наблюдается использование веток, палок, камней и других предметов для разбивания орехов, «ужения» муравьев и термитов и т.п. Применяемые орудия стандартизированы: ветки для «ужения» имеют определенную длину и очищены от листьев и мелких веточек, камни для раскалывания орехов выбираются определенной массы.
Таким образом, орудийная деятельность гоминид имеет свои истоки в аналогичном поведении видов, стоящих ниже на филогенетической «лестнице». Но у последних она ограничивается лишь самыми начальными формами, человеческая же линия в конце концов привела к появлению производительной деятельности, производства как основного средства обеспечения жизни.
Итак, формирование психики человека осуществлялось в процессе общественной по своей природе орудийно-трудовой деятельности. Именно с ее общественным характером связано развитие мышления и речи и, что не менее важно, развитие системы знаний. Без последнего невозможно ни развитие мышления и речи, ни развитие самой орудийно-трудовой деятельности.
Совершенно очевидно также, что сколько-нибудь развитая система знаний не может быть создана без творчества. Даже самые простые понятия, представляющиеся нам естественными, постигались нашими далекими предками на пределе их психических возможностей, требовали наивысшего уровня функционирования психики. Эти пики, всплески познавательной активности, приводившие к проявлениям интуитивных процессов, к получению нового знания, связаны, как было показано выше, с сущностными предметными чувствами.
Таким образом, в антропогенезе имеет место ряд взаимосвязанных и взаимозависимых процессов: развитие общественной по своему характеру орудийно-трудовой деятельности, сущностных предметных чувств, мышления и речи системы знаний. В процессе орудийно-трудовой деятельности возникают предпосылки для появления сущностных предметных чувств — сдвига мотива на сам процесс, содержание деятельности. Сущностный мотив, в свою очередь, обусловливает возможность творчества, получения нового знания, следовательно, появления новых понятий, дальнейшего развития мышления и речи. В результате появляются новые виды самой трудовой деятельности и тем самым расширяется сфера проявления сущностных предметных чувств.
Общественный характер орудийно-трудовой деятельности, связанное с ним развитие системы знаний, мышления и речи обусловливают и появление общественной формы сознания. Общественное сознание базируется на знаниях, полученных в результате совокупной деятельности людей. Сформировавшаяся система знаний, так же как возникающие на ее основе мировоззренческие установки, духовно-нравственные ценности, мораль, правила поведения и т.п., в той или иной степени «присваиваются» каждым членом общества и становятся существенной частью его индивидуального сознания, во многом определяют его.
С общественным характером деятельности людей связан также разрыв между индивидуальным сознанием и его социальными формами. Он определяется тем, что получаемые индивидом знания имеют разное происхождение и различный статус. Часть из них, входя в его жизненную практику, подкрепляются его собственной деятельностью, т.е. выступают как непосредственный результат психического отражения. Другую часть составляют лишь «присваиваемые» знания, не подкрепленные собственным жизненным опытом. Последние существуют только как информация, но не как непосредственные знания.
Как было сказано выше, общественное сознание основано на системе знаний, формируемой в результате совокупной деятельности людей. Соответственно оно как бы аккумулирует в себе все проявления сущностных предметных чувств отдельных людей, приведшие к существующему уровню знания. Совокупная жизнедеятельность людей предстает при этом как определяемая именно сущностными мотивами.
На уровне же отдельного индивида сущностные предметные чувства и организуемые ими единицы деятельности далеко не всегда определяют жизнь в целом. Обычно значительная, даже преобладающая часть ее содержания связана с несущностными мотивами. Она-то и представляет собой фазу фоновой (поисковой) активности в деятельности человека. Собственно активная фаза деятельности проявляется соответственно в сущностных предметных чувствах: любви, глубоких интересах, привязанностях, увлеченности.
Основные параметры рассмотренных уровней психического отражения в филогенезе и уровня психики человека представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2
Уровни развития психики в филогенезе

Уровни развития психики
Основные параметры Результат психического отражения
Характер связи с объектом Источник активности Необходимые условия психического отражения Внутренний Внешний

Уровень недифференцированной чувствительности Непосредственное воздействие биологически значимых свойств среды Первичное психическое «прарефлек-са» Сигнальный характер биологически значимых свойств среды Чувствитель-ность к биологически значимым свойствам среды Биологически значимые свойства среды

Сенсорный уровень Непосредст-венное воздействие свойства объекта на нейрофизиологический субстрат
Эмоциональ-ная составляющая ощущения
«Узнавание» на уровне врожденных «биологических смысловых связей»
«Отпечаток» свойства объекта в нейрофизиоло-гическом субстрате Собственно ощущение («чувственное представление») биологически значимого свойства объекта
Перцептив-ный уровень Внимание в ситуативных звеньях инстинктивного поведения Эмоциональ-ная составляющая перцепта и су кцесси вно-ситуативного внимания
«Узнавание» на уровне врожденных «биологических смысловых связей»
Объектная фиксация Перцептив-ный образ («чувственное представление») биологически значимого объекта
Интуитивно-избирательный уровень
Предметное чувство, связанное с устойчивым надситуатип-ным мотивом
Эмоциональ-ная состав-ляющая предметного чувства и производных (ситуативных) эмоциональ-ных явлений Память, воображение, элементарные формы мышления

Рефлексия предметного чувства Субъективно- избирательноезнание биологически значимого объекта
Интуитивно-сущностный уровень
Сущностное предметное чувство (сущностный мотив) Эмоциональ-ная составляющая сущностного предметного чувства и производных (ситуатив-ных) эмоциональных явлений Память, воображение, мышление и речь Рефлексия сущностного предметного чувства Субъективно-сущностное знание жизненно значимого объекта



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Притча «Поиски во тьме»
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Ольга Хухлаева. Кризисы взрослой жизни - О. Хухлаева
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Мучник М.М. Время в групповом анализе
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Анна Сухова. Кризис
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55-60 лет)
  • Притча «Жизнь и дела Мастеров»
  • Притча «Про любовь»
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Погодин И.А. Мы – современники конца Света
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Немировская М.А. Развитие чувства времени: психоаналитическая точка зрения
  • Болотова Наталья Викторовна. Сравнительный анализ нормального и отклоняющегося развития речи.
  • Притча «Момент во времени»
  • Почему время ускоряется с возрастом?
  • Братченко Сергей. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ДЖЕЙМСА БЮДЖЕНТАЛА: УРОКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ
  • Данченко В. ПРОГРАММА "ДАР"
  • Мораль; Morality; Moral
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Синхрония; Synchronicity; Synchronizitat
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Тело; Body
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Егор Горд. Упражнения для развития уверенности в себе
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Андреева Юлия Александровна. Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Время, стресс и суета. Психология времени
  • Выготский Л.С., Лурия Р. Этюды по истории поведения
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Исакова Ольга Валерьевна. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Казакова Алия Викторовна. Формирование временных представлений у дошкольников
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Бриггс Э., Клэвин П. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь