Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52259
Автор: Леонова А.В., Чернышева О.В.
Название: Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке - требований к системе (получаемых после анализа задач);
- функций (вытекающих из требований); - методов (для реализации каждой функции); - средств (внедрение методов). 49 4-514 Рис 3. Обобщающая схема процесса распределения действий Рис. 4. Графическая схема уровней процесса проектирования Чтобы удерживать ход процесса проектирования в допустимых рамках, следует осуществить тщательную проработку и отбор вариантов на высших уровнях анализа (требование и функция, возможность и метод), предусмотрев при этом их потенциальные эффекты на более низких уровнях, особенно в области поведения и действий человека, с учетом степени автоматизации системы, Уровни сравнения в терминах системных структур приведены на диаграмме ниже (см, рис.4). В практических ситуациях, где широко используется полезный опыт проектирования, на качество решений часто большее влияние оказывает не функциональный уровень анализа, а выбор методов и средств, особенно когда уже наработан достаточный опыт конкретных разработок. Выбор методов и средств автоматически включает в себя распределение действий между операторами и техническими средствами (см, рисЗ). Во многих случаях хорошего качества проектирования можно достичь при сравнении реальных показателей работы системы с заданной степенью ее устойчивости. Но это весьма дорогостоящий подход. Он оправдан в сложных случаях. Целостность процессуальных действий человека труднее поддается проектированию и управлению. При создании системы с заданным низким уровнем ошибок необходимо включать в проект соответствующий анализ действий исполнителя. Он может стать существенным источником информации для доработки проекта (см. van Cott & Kindkade, 1972). Человеческий фактор Важнейшим результатом анализа деятельности, проводимого в дополнение к спецификации исполнительских функций и уточняющего перечень эксплуатационных характеристик технических устройств, является описание труда или актуализируемых форм трудовой деятельности. Это позволяет выявить требования к квалификации, образованию и специальной подготовке профессионально пригодного оператора* Естественно, что в результате существующей тенденции к усложнению технических средств возникла необходимость в подборе высококвалифицированного обслуживающего персонала. Мы считаем, что с этой тенденцией следует покончить. Разработчикам СЧМ следует стремиться к тому, чтобы операторы с обычной средней подготовкой были в состоянии хорошо понимать работу системы и полностью справляться с ее обслуживанием, В идеальном случае было бы желательно, чтобы оператор, опираясь на свой опыт, легко оценивал степень функционирования СЧМ и имел возможность, умело используя свои интеллектуальные и физические данные, находить удовлетворение в ежедневной работе. На современном этапе мы далеки от этого идеала* Умственная и физи- ческая нагрузка оператора, связанная с выполнением сложного задания, трудно поддается оценке. Еще больше трудностей возникает при оценке таких размытых понятий, как удовлетворение, раздражение, скука ит.п. Прогресс в изучений этих понятий требует объеданения достижений различных дисциплин: физиологии, наук о поведении, управлении и организации. Однако пробелы в наших знаниях не должны являться препяггствием на пути исследований в данной области. Успех сопутствует проектированию чаще всего в том случае, когда доступные нам данные о поведении человека как составной части системы вводятся еще на стадии постановки проектировочных задач, что представляется особенно справедливым при проектировании СЧМ дм разных этнических групп. Причем это касается как исполнительных, так и перцептивно-когнитивных аспектов проектирования деятельности. В любом случае адаптация деятельности к человеку, объединение действий в процедуры, а затем в функциональные обязанности и целостную деятельность неизбежно приводят к необходимости включения этапа, связанного с организацией процесса разработки (см. рис.З). Каждое действие оператора при выполнении задания является не только источником возможных, ошибок, но и составной частью в динамике технологического процесса- Способность человека к оценке получаемой информации (функция контроля качества) позволяет выявлять неисправности в работе системы. В связи с этим другой важный источник ошибок человека - неправильное понимание работы системы. Внутренняя модель поведения системы формируется у оператора на основе освоения функциональной и воспринимаемой структуры технических средств. Чтобы оценить получаемую информацию как неудовлетворительную или недостаточную, оператор должен сопоставить ее с собственными представлениями. Его внутренняя модель строго индивидуальна и может существенно отличаться от представлений проектировщика об операторе. Создание четкой функциональной и социо-технической структур - большая помощь в решении задач с непредвиденными ситуациями, но при этом нельзя полагаться только на анализ характеристик ошибок и профессиональный опыт оператора. Оценка возможностей внутренних моделей оператора б процессе изучения проблемы и на более поздних этапах проектирования, которая обеспечила бы совместимость внешних средств деятельности с представлениями one-ратора об их работе, связана с выявлением мнения операторовt обслуживающих подобные системы. Выбор методов и средств предполагает разделение функций системы между человеком-оператором и оборудованием. Часть из них механизируется, другие, подобные стандартным заданиям по управлению, следует автоматизировать, 53 Если действия не слишком однообразны и не требуют особых усилий, их можно поручить оператору. Если же работа становится такой, что требует значительной затраты сия, как, например, в критических ситуациях, то скорость и четкость реагирования оператора можно увеличить путем длительных тренировок в соответствующих режимах* Известно, что умственные перегрузки приводят к частичному нарушению выполнения второстепенных заданий (низший приоритет, Kalsbeek, 1967). В проектировании СЧМ заметна тенденция перехода на более высокий уровень автоматизации (от автоматизации механических к автоматизации умственных действий). Но неизвестно, стоит ли следовать этой тенденции или необходимо обратить внимание на критерии удовлетворенности трудом, поощряя высокий уровень мастерства, не отказываясь при этом от оценки эффективности* Разработаа СЧМ зависит от суммы возможностей техники, оператора, характера связей внутри системы (оборудование, активные действия) и таких особенностей человека, как внутреннее представление о системе, способность к обработке информации, двигательные и умственные возможности, способность к выбору и тренируемо сть. Такие особые характеристики человека, как стереотипы поведения, заблуждения, субъективность интерпретаций, психофизические возможности и их пределы, границы физиологических возможностей и антропометрические требования, рассмотрены в работах Van Gott & Kinkade (1972), Kraiss & Moraal (1976), Singleton и др. (1971). При анализе действий и при последующем использовании его результатов факторы времени, скорости, точности, расхода энергии, силовых нагрузок и тл. (см, рис.3) становятся реальностью в том смысле, что они не только выполняются в определенной последовательности и соответствующих соотношениях, что может быть зарегистрировано, но, что более существенно, их можно оценить количественно. С учетом профиля человеческих возможностей такие действия могут быть предложены оператору. Традиционно особенности оператора и его возможности по отношению к выполнению конкретной деятельности оценивались по набору качеств, представленных в таблЛ. Эта схема разработана НорКп (1970) и дает наглядное представление о тех качествах, которые необходимы человеку для наземного управления полетом. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|