Баскаков В.Ю. СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 21047

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Свободное mcio
он последовал за этим образом и идентифицировался со своей неродившейся частью. Его дыхание стало едва заметным, интервалы между вдохами удлинились до минут. Но поскольку он позволил этому процессу происходить, пришли импульсы с глубинных уровней тела. Позднее он описывал, как вся энергия устремилась к солнечному сплетению, пока оно не сократилось непроизвольно, посылая энергию обратно. Его тело затопила волна дыхания и тепла. Смысл этого опыта был ясен клиенту: он осознал степень своего истощения; в таком состоянии, сказал он, никакие действия помочь не могут. Единственная надежда — отпустить себя, дать телу глубинный отдых и возможность вновь обрести равновесие и способность к саморегуляции.
Суть ВТОРОГО паттерна — как обращаться со своими потребностями. Дыхание снабжает тело энергией, поэтому в основе данного паттерна лежат циклы накопления и выброса энергии. Поверхностное дыхание создает дефицит питания и энергии в организме, что препятствует распространению импульсов. Моя задача в этом случае — исследовать функции такого низкого энергетического уровня и возможности его повышения. Прототипом здесь может служить связь в раннем возрасте между процессами сосания и дыхания. Соответственно в энергетической работе с клиентом главным моментом является стимуляция импульсов вдоха. Я могу пытаться стимулировать вдох сильным, "засасывающим" надавливанием. В биосинтезе такое сочетание телесного контакта с дыханием называется "воздушный контакт".
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 85
Однако во многих случаях реакция на стимуляцию извне, от терапевта, остается слишком слабой. Тогда нужно предложить клиенту самому совершить какие-либо действия. Активизируя руки, начиная с кистей, а также нижнюю челюсть клиента, можно помочь ему получить опыт осознанного выражения своих потребностей. Например, предложить схватить руки терапевта и сжимать их, тянуть на себя или посасывать их на вдохе. Здесь помогают сопровождающие образы "источника жизни" и др. Могут проявиться самые разные варианты проблемы осознавания собственных потребностей, а также их выражения физически и вербальио. Пульсация соединяет внутренний мир с внешним, наполняет энергией периферию тела, повышает его способность глубоко принять потенциально благоприятную внешнюю среду, чтобы переработать и вновь высвободить эту энергию.
Суть ТРЕТЬЕГО паттерна — сепарация и автономия. Для этого нужны границы, защищающие от того, чего я не хочу, и определенные навыки, чтобы добиться того, чего хочу. Развитие ребенка на этой стадии включает такие важные виды деятельности, как ходьба и речь. Воля и способности быстро развиваются, а вместе с ними растет и борьба за контроль, власть и влияние. Для работы с дыханием в рамках этого паттерна крайне важны две темы: равновесие границ и адекватность выражения.
Энергетически значимую роль играет координация дыхания с мощной моторной системой спины, рук и ног, а в эмоциональной сфере — с чувствами страха и гнева, вины и стыда. Работать с клиентом лучше в положении стоя. Главным в работе явля-
С в об i
одное тело
ется отслеживание импульсов клиента, оказание поддержки в интеграции страха и гнева, получение им навыков общения в конфликтной ситуации.
Страх зачастую связан с трудностями построения границ. В связи с этим эффективным представляется координировать вдох с расширением физического пространства, а также с ограничивающими защитными жестами. Как я защищаю мое пространство от угрозы вторжения? В терапевтической практике можно использовать как прямой телесный контакт — давление, отталкивание,- так и дистантный контакт с помощью ясно выраженных стоп-сигналов.
Наоборот, для достижения адекватности экспрессии выдох сочетается с движением, голосом и взглядом. Спектр здесь широк: от мягкого, расслабляющего отпускания контроля до катарсичес-ких выбросов эмоций и вегетативных реакций. Центральная тема пульсации данного паттерна взаимодействия — это связь дыхания с самоутверждением, интеграция "селф" с помощью дыхания в рамках социальных интеракций.
Основная тема ЧЕТВЕРТОГО паттерна взаимодействия — "встреча и коммуникация". Этот паттерн включает в себя сексуальность и вопросы пола, но выходит за их пределы, в область базовых проблем человеческих отношений и смыслов. В терапевтической ситуации важна внутренняя интеграция ума, души и сексуальности, а также опыт человеческого общения на разных уровнях близости, без нарушения сексуальных границ. Чем более открыт и полон взаимный контакт двух людей, в сочетании с экспрессивными возможностями голоса, взгля-
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 67
да, жестов и движений, тем больше встает проблема стыда, с одной стороны, и проблема соблазнения и чрезмерного сокращения дистанции, с другой. Как уравновесить поток внутренних чувств и желаний с сохранением границ уважения друг к другу при таком контакте? И снова дыхание даст нам широкий спектр сигналов, указывающих на давние биографические проблемы. Именно дыхание выявляет степень интенсивности переживания, которую клиент может выдержать и выразить. Задача терапевта здесь особенно сложна, т.к. он тоже вовлечен в этот интенсивный контакт, влияющий на его собственное дыхание. В то же время он должен продолжать осознавать процесс, вовремя заметить трудности и помочь их вербализовать. Все это он должен сделать, избежав многочисленных ловушек, не оскорбляя и не унижая, не дистанцируясь, но и не нарушая собственных границ.
Однако общение и интимность не ограничиваются половой идентификацией. Переживание глубоких человеческих чувств — благодарности, сострадания, прощения, любви, радости и счастья,-так же, как и глубинный духовный опыт, может скрываться за крайней ранимостью и робостью. Если отношения доверия уже построены, такие переживания часто сопровождаются сильнейшими волнами дыхания. Дыхание сердца — глубинная основа нашего бытия.
В заключение я хотел бы сказать, что данный обзор о работе с паттернами взаимодействия может лишь выявить определенные перспективы. Однако он показывает, как осознавание этих че-
1
88
Свободное тело
тырех базовых паттернов помогает упростить управление переносом и контрпереносом. Они описывают набор тем и стратегий, которыми должен владеть телесно-ориентированный терапсв!, чтобы грамотно работать с проблемами клиента. Для этого недостаточно иметь знания, опыт и способность к коммуникации, нужна также постоянная честность в отношении собственных слабостей и пристрастий в рамках этих паттернов. И, наконец, наши клиенты бросают нам вызов своей человеческой уникальностью.
2.5. Функции и значение отдельных органов и частей тела от А до Я*
Бедра Прогресс, покорность, способность к подчинению себя кому-либо, самостоятельность, независимость, подвижность, упрямство
Бронхи Эгоистичность, завышенные требования
Вены на ногах Недостаток эластичности (расширенные) мышц и сухожилий, судорожная готовность
Виски Резервы жизненных сил
Влагалище Отдача, готовность и способность отдаться
Волосы Сила, жизненная энергия
Глаза Восприятие, зрение, понимание
Голова Напряжение, неправильность положения
Грудь Способность и желание отдачи, партнерство, согласие
12-перстная кишка Противопоставление
90
Свободное
Десны Изначальное доверие, устойчивость, чувство защищенности, надежность
Диафрагма Ритм, порядок
Желудок Восприятие, новые впечатления, ощущение тяжести, завышенные требования
Желчный пузырь Агрессивность, злоба, непонимание, застой энергии
Зубы Агрессивность, жизненные силы, противопоставление, сопротивляемость
Кожа Контакт, потребности, нежность, недостаток, изоляция
Колени Покорность
Кости Стабильность, устойчивость
Кровь Динамика, жизненная сила, индивидуальность
Ладони Понимание, уступчивость, захват, возврат, добавление, указание, способность к действиям
Легкие Коммуникабельность, контактность
Лицо Согласие, конфронтация
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 91
Межпозвоночные Компенсация давления, диски нагрузки
Мочевой пузырь



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Этапы телесно-ориентированной терапии
  • Сущность телесно-ориентированной психокоррекции
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Лоуэн Александр. Терапия, которая работает с телом. (Биоэнергетика).
  • Вера Грачева. Управление мыслями и эмоциями через тело. Работа с дыханием
  • Эволюция психотерапии в 4 томах. Том 4. "Иные голоса"
  • Схема тела по П. Шильдеру. Когнитивный подход к психосоматическим расстройствам
  • Погодин И.А. О высокомерии псевдогуманизма в практике клинически ориентированной психотерапии
  • Чепмен А. Специальные техники в проблемно-ориентированной психотерапии
  • Александров А. А.- Интегративная психотерапия
  • Прист С. Теории сознания.
  • Баскакова М. А., Березкина Орлова В. Б. Телесно ориентированная психотехника актера.
  • Главный Редактор. Умеем ли мы слушать свое тело?
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Немчинова Наталья Андреевна Руссу Олеся Александровна. Использование телесно-ориентированных техник в работе с детьми дошкольного возраста
  • Телесное эго, образ тела, схема тела; body ego, body image, body schema
  • Обухов Яков Леонидович. Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков.
  • Будинайте Г.Л. Теоретические основы системной семейной психотерапии
  • Стайнер Дж. Цель психоанализа в теории и практике
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Шарфф Д.Э., Шарфф Д.С. Терапия пар в теории объектных отношений
  • Боев И. В., Боев О. И., Бабич А. И. Сравнительная эффективность личностно-ориентированной психотерапии и трансактного анализа у подростков в условиях социального стрессирования
  • Хирш М. Тело как объект психоанализа
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Диалогово-феноменологический подхода в психотерапии. Погодин И.А. Ресурсы и ограничения классической концепции цикла контакта
  • Секстерапия. Психотерапевт в костюме Евы
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Психоаналитическая периодизация личностного развития
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Бирюкова И.В. Философские и духовные основы московской школы танцевально-двигательной психотерапии: 25 лет пути
  • Кроль Л.М., Пуртова Е.А. Методы современной психотерапии. Учебное пособие.
  • Арт-терапевтическая техника работы психолога с ребёнком. Реабилитация через рисунок
  • Лимонова Д. Л. Место трансактного анализа в психотерапии больных наркоманией
  • Погодин И.А. Нужна ли концепция сопротивления психотерапии? Взгляд с позиции диалогово-феноменологического подхода
  • Королькова Е.А. Непроработанная агрессия как фактор обрыва психотерапии
  • Соколова А.В. Условия эффективной психотерапии
  • Карлин Е. А. Интеграция в психотерапии: линии развития, причины и возможности
  • Минделл А. На краю жизни и смерти. Кома.
  • Игра «Разотождествление».
  • Калина Н.Ф. - Основы психоанализа
  • Погодин И.А. О психотерапевтическом аспекте унижения
  • Оганесян Н.Т. Терапевтические аспекты психологии поэтического творчества
  • Добряков И.В. Игра в семейной психотерапии
  • Притча «Чем можно владеть?»
  • Милликен Р. Танцевально-двигательная терапия химической зависимости
  • Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души
  • Индивидуальная зависимость психологических защит с эмоциональными и поведенческими реакциями
  • Гулдинг Мэри М. Краткосрочная терапия изменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Погодин И.А. Контакт в психотерапии: инновации диалогово-феноменологического подхода
  • Арбузова Виолетта Генриховна. План работы, направленной на формирование культуры здорового образа жизни у детей 5-6 лет.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь