Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе. | Психотерапия и консультирование | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 14 страница



Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 38765

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Терапевтические факторы в работе групп самопомощи и поддержки имеют свои особенности. Прежде всего – это общий опыт, благодаря которому людей в такой группе сразу понимают и они не чувствуют себя психологически одинокими. Кроме того, общность ослабляет защиты и побуждает к самораскрытию, чему сопутствует эффект катарсиса и уменьшения стыда. Важное значение имеет также принцип «помощника терапии», который гласит, что чем больше члены группы помогают друг другу, тем больше они помогают сами себе. Члены подобных групп входят как бы в большую семью, где получают возможность получить практическую и психологическую помощь в любое время, с учетом телефонной связи. Большое значение имеет обмен технической информацией, а также элементами народной мудрости.
В обстановке открытости и искренности поведение участников групп самопомощи открыто для точного наблюдения и комментариев других членов группы. Участники осваивают специальные способы решения своих проблем и учатся постоянно применять их. Используются такие принципы когнитивной терапии, как формирование положительного образа Я, улучшение самопонимания, расширение воспринимаемых альтернатив, усиление различительной способности и переопределение норм.
Участники психотерапевтической группы достигают инсайта на четырех уровнях:
1. В процессе межличностного научения как узнавания участники более объективно видят свои межличностные отношения.
2. В процессе самопонимания участники понимают способы и стереотипы своего поведения с другими людьми.
3. Мотивационный инсайт приводит участников к пониманию того, почему они ведут себя с другими именно так.
4. Психологический инсайт заключается в понимании истории развития своей личности, что позволяет увидеть корни существующих проблем.

Межличностное научение требует не только интеллектуального инсайта, но и переживание корригирующего эмоционального опыта. Последний состоит из следующих шагов:
1) участник группы выражает интенсивные чувства, связанные с другими участниками;
2) группа оказывает ему поддержку, позволяющую рисковать;
3) происходит анализ ситуации, помогающий участнику понять, что произошло; здесь особенно важна реакция других участников группы;
4) участник признается, что ошибался, избегая выражения своих чувств перед другими;
5) результат – способность участника группы более глубоко и искренне общаться с другими.
Терапевт должен обеспечить именно такой ход событий, для чего важно соблюдать два условия: чтобы участники чувствовали себя в группе достаточно безопасно, и чтобы они постоянно реагировали друг на друга искренним выражением своих чувств и мыслей.

Г.С. Абрамова (1997) выделяет следующие типы воздействия членов группы:

Тип Содержание воздействия Использование психологической информации
Действие
по образцу Делай, как я; желай, как я; думай, как я; чувствуй, как я Информация только о модальности своего внутреннего мира
Действие
на равных
условиях Давайте делать вместе, т.е. ты делаешь, ты думаешь,
чувствуешь, желаешь, как я Предполагается, что все модальности другого человека равны собственным

Рефлексивное действие Давай подумаем вместе, как нам делать; ты делаешь иначе Модальности внутреннего мира другого человека так же индивидуальны, как и мои

Важным фактором группового процесса является обратная связь, представляющая собой ответы членов группы на вербальные и невербальные проявления друг друга. Как указывает А.А. Осипова (2000), с помощью обратной связи каждый член группы получает следующую информацию:
• какие реакции у окружающих вызывает его поведение;
• как он воспринимается другими;
• в каких случаях его интерпретация эмоционального содержания межличностной ситуации оказывается неадекватной и влечет за собой столь же неадекватную реакцию окружающих;
• каковы цели и мотивы его поведения, насколько его актуальное поведение способствует достижению этих целей;
• какие эмоциональные поведенческие стереотипы для него характерны;
• какую связь видят другие между его опытом (прошлым и актуальным) и поведением.

Обратная связь играет важную роль в процессе самосознания участников. Для этого обратная связь должна быть:
• приобретением принимающего ее, а не служить потребностям передающего;
• рассчитана на открытость и доверие принимающего ее;
• постоянной – она дается всегда и всем участникам группы;
• своевременной – она дается сразу после поступка другого участника, которому и предназначена;
• конкретной – затрагиваются конкретные поступки, а не поведение вообще и не личность; глобальные и обобщающие реакции не поддерживаются;
• ясной и понятной человеку, которому она адресована;
• прямой – она дается человеку при обращении к нему на «ты», а не намеками, как будто речь идет о посторонних или о «некоторых людях в группе»;
• разнообразной – высказывается и то, что нравится в поведении другого человека, и то, что не нравится;
• практичной – она направлена на то, что человек реально может изменить, а не на то, что он не в силах контролировать.

Обратная связь предполагает искреннее и честное самораскрытие. Джозеф Лафт (Luft J., 1966), один из авторов «Окна Джогарри», указывает, что такое самораскрытие возможно только при определенных условиях: 1) когда взаимоотношения между людьми строятся на основе взаимопонимания; 2) когда тема самораскрытия связана с ситуацией, объединяющей людей и 3) когда самораскрытие происходит постепенно, чтобы не ошеломить слушателей.
Необходимым фактором существования терапевтической группы является групповая сплоченность, которая проявляется в стремлении членов группы сохранить ее и остаться в группе. Некоторые участники сравнивают группу с идеальной семьей. Групповая сплоченность облегчает взаимное раскрытие и помогает разрешать возникающие в группе конфликтные ситуации. В сплоченной группе не так трудно выразить негативные чувства к другим участникам и руководителю. Сплоченности способствуют искренность, чуткость, добродушие и юмор ведущего.
Формированию групповой сплоченности содействуют: удовлетворение индивидуальных потребностей участников, совпадение индивидуальных и групповых целей и ожиданий, мотивированность членов группы, их взаимная симпатия, дружеская атмосфера, групповая деятельность, престиж группы, соперничество с другими группами, а также присутствие в группе участника с отклоняющимся поведением.
Следует учитывать, однако, что групповое давление, сплачивая группу и заставляя ее членов приспосабливаться к ней, может усиливать конформность отдельных участников. С другой стороны, искусственная комфортная эмоциональная атмосфера может превратить терапевтическую группу в «общество № 2», наличие которого позволяет участникам ничего не менять в своей реальной жизни. Аддикты отношений («группоголики») проходят все новые и новые тренинги для удовлетворения своей патологической потребности в группе.
Сплоченности группы во многом способствует наличие универсальных проблем участников. Среди подобных проблем чаще встречаются следующие: 1) страх показаться неудачником, некомпетентным, ничтожным; 2) неуверенность в себе и отсутствие самоуважения; 3) глубокое чувство межличностного отчуждения из-за неумения заботиться о другом человеке, любить и быть любимым, из-за боязни других людей и т.п.; 4) переживания по поводу пустоты и бессмысленности жизни; 5) проблемы отношений с близкими людьми (родителями, членами семьи, детьми) и вызываемые ими переживания.
Групповое напряжение выражается в тревоге, раздражении, отчуждении, неприятии, обиде и т.п. Оно проявляется участниками группы в таких же формах, как в их повседневной жизни: в виде подавления или попыток скрыть свои чувства, приписывания их другим или бурного открытого выражения. Групповое напряжение возникает в связи с несовпадением ожиданий участников с реальной групповой ситуацией, несовпадением их личных устремлений, необходимостью соразмерять свои потребности и позиции с другими членами группы, обращением к болезненным проблемам и переживаниям. Конфликты в группе неминуемо возникают в процессе формирования групповых целей, групповых норм и распределения ролей. Ролевые конфликты могут быть межличностными (например, борьба за положение в группе), и внутренними (например, из-за несоответствия собственных норм поведения участника групповым нормам).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Групповая психотерапия
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.
  • Групповая психотерапия с пациентами, страдающими кожными заболеваниями
  • Александров А. А.- Интегративная психотерапия
  • Карвасарский Б. Д. Психотерапия нового решения М. Гулдинг и Р. Гулдинга
  • Вачков И. В. - Основы технологии группового тренинга. Психотехники
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Серговская В.Н.. Сфокусированная на самости краткосрочная психотерапия
  • Обухов Яков Леонидович. Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков.
  • Браун Д., Педдер Дж. - Введение в психотерапию Принципы и практика психодинамики
  • Эйдемиллер Э. Г. Юстицкий В. В. Семейная психотерапия.
  • Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия.
  • Групповой анализ
  • Добряков И.В. Игра в семейной психотерапии
  • Рудестам К. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ
  • Зайцева Т. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
  • Калина Н.Ф. Анализ дискурса в психотерапии
  • Минделл Эми. Психотерапия как духовная практика.
  • Варга А.Я. Психотерапия коммуникаций в супружеской паре
  • Раздел пятый. Потребности. Мотивы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Кроль Л.М., Пуртова Е.А. - Методы современной психотерапии: Учебное пособие
  • Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия.
  • Бриш К.Х. Основанная на привязанности психотерапия
  • Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах. Очерки групповой психотерапии и тренинга.
  • Эволюция психотерапии в 4 томах. Том 3. "Let it be...": Экзистенциально-гуманистическая психотерапия
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Гулдинг Мэри, Гулдинг Роберт. Психотерапия нового решения. Теория и практика.
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотерапия рака
  • С.В. Уманский. Психотерапия. Безопасность как критерий эффективности.
  • Морено Я. Л. Театр спонтанности.
  • Копытин А.И. Арт-терапевтический тренинг творческой коммуникации
  • Карлин Е. А. Образ психотерапевта глазами латвийцев
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотерапия психогенной эректильной дисфункции. Коитофобия
  • Погодин И.А. О сущности эксперимента в практике психотерапии переживанием
  • Кеннард Д., Робертс Дж., Уинтер Д. - Групп-аналитическая психотерапия
  • Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь. Теория и практика.
  • Погодин И.А. Психотерапия, фокусированная на переживании: диалогово-феноменологическая модель психологической помощи
  • Копытин А. И. - Тренинг по фототерапии
  • Холл В. Психодрама в индивидуальной терапии с детьми
  • Розин М.В. РЕЛИГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ: ВОЗМОЖЕН ЛИ КЕНТАВР?
  • Кочюнас Р. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
  • Оганесян Н.Т. Терапевтические аспекты психологии поэтического творчества
  • Будинайте Г.Л. Теоретические основы системной семейной психотерапии
  • Ягнюк К.В. Техника лечения разговором или отличительные особенности психоаналитической психотерапии
  • Карлин Е. А. Интеграция в психотерапии: линии развития, причины и возможности
  • Эллинор Барц - Игра в глубокое. Введение в юнгианскую психодраму
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь