Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений.Категория: Психотерапия и консультирование, Учебные пособия | Просмотров: 53971
Автор: Хухлаева О. В.
Название: Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Известно, что учебная деятельность – это деятельность, направленная на усвоение знаний и умений, накопленных человечеством. С приходом ребенка в школу ему нужно помочь эту деятельность освоить. Большинство исследователей полагают, что наиболее трудны для усвоения учащимися такие структурные компоненты учебной деятельности, как действия контроля и оценки. Важнейшей предпосылкой их деятельностного усвоения является наличие у школьников развитой рефлексии. В ходе учебной деятельности требуется рефлексивное оценивание того, «кем я был» и «кем я стал», каких результатов добился и каким путем шел к этим достижениям, какие трудности испытывал и как их преодолевать. Необходимо уметь определять границу своего незнания и целенаправленно обращаться к различным источникам (к взрослым, сверстникам, литературе) для ликвидации своего незнания.
Посмотрим, какие психолого-педагогические условия необходимы для того, чтобы рефлексивное оценивание стало полностью интериоризированным и осуществлялось как реализация потребностей самих учащихся, приобрело субъектный характер. Мы считаем, что можно выделить три основных условия: мотивирование самооценивания школьников, наличие адекватных возрастным особенностям критериев самооценивания, наличие достаточного опыта самооценивания. Раскроем их подробнее. Мотивирование учащихся должно осуществляться через предоставление школьникам возможностей самоутвердиться, увидеть уровень своих достижений. Можно сказать, что важнейшее средство мотивирования – это преобразование рефлексивных ситуаций в ситуации успеха. Для этого необходимо, чтобы педагогами отмечалось прежде всего приобретение учащимися каких-либо качеств и умений, а не отставание или трудности в освоении последних. Это особенно важно, потому что в реальной жизни значимые взрослые обращают внимание чаще на недостатки или на трудности в освоении той или иной деятельности. Например, в контрольных работах фиксируется число ошибочно выполненных заданий, не фиксируется количество заданий, выполненных правильно. Как мы уже говорили, важнейшей задачей взрослых является помощь ребенку в выборе и дифференциации в соответствии с возрастными возможностями критериев оценивания. Следующее важнейшее условие – предоставление учащимся возможности приобретения опыта самооценивания через различные формы. В качестве основных можно выделить урочные и внеурочные формы. Представим основные формы оценивания на схеме 2. Схема 2. Формы оценивания учащихся Урочные формы на начальном этапе складываются из вопросов учителя, т. е. опираются на внешнее оценивание. Затем включается взаимное оценивание учащимися друг друга. К внеурочным формам можно отнести критериальное самооценивание учащихся и оценивание с использованием технологии «Portfolio Assesment». Как известно, любое критериальное оценивание предполагает наличие идеального образа учащегося – эталона, на достижение которого направлены усилия педагогов и самих учащихся. Представляется разумным выделить три основных блока-направления критериального оценивания: оценивание знаниевого компонента; междисциплинарных умений и навыков; психологического здоровья. Понятно, что оценивание должно осуществляться качественно с опорой прежде всего на приобретаемое в процессе школьного обучения. Как должно осуществляться оценивание? С использованием заранее подготовленных листов самооценивания в соответствии с выделенными ранее блоками. Однако может встать вопрос об объективности процесса самооценивания, т. е. вопрос о том, не будет ли оценка учащихся чрезмерно субъективной. Возникает противоречие между стремлением к субъектности оценки и адекватности ее действительному положению дел. Разрешить это противоречие можно, подчеркивая ответственность учащихся за результат оценивания, с одной стороны, и введения параллельного оценивания учащегося по тем же параметрам педагогом, с другой стороны. В качестве примеров приведем листы самооценивания учащихся и внешнего оценивания по блоку психологического здоровья для III класса. Лист самооценивания психологического здоровья (III класс) Оценка Тест Всегда Часто Иногда Никогда Я ценю себя как человека со всеми достоинствами и недостатками Я хорошо знаю свои способности и возможности Я ценю окружающих людей, несмотря на то, что мне не все в них нравится Я умею в каждом человеке найти что-то хорошее Я хорошо понимаю, что я чувствую в тот или иной момент Я умею открыто проявлять свои чувства, не причиняя вреда другим Я понимаю, почему я поступаю именно так в той или иной ситуации Я осознаю последствия моих поступков Трудные ситуации делают меня сильнее и умнее Если придет трудная ситуация, я постараюсь и обязательно с ней справлюсь Мне хочется улучшать свой характер и становиться лучше и умнее Мне хочется приносить все больше и больше пользы и радости окружающим Лист оценивания психологического здоровья ребенка педагогом (III класс) Фамилия, имя ученика ___________________________________________ Педагог _______________________________________________________ Дата заполнения ________________________________________________ Оценка Тест Всегда Часто Иногда Никогда Принимает себя со всеми достоинствами и недостатками Умеет принимать окружающих людей, т.е. в каждом человеке умеет найти что-либо хорошее Умеет сопереживать окружающим Понимает свое эмоциональное состояние Осознает причины и последствия своего поведения Проявляет развитый самоконтроль Умеет открыто проявлять свои чувства, не причиняя вреда другим Уверен в себе (своих знаниях, физических качествах, нравственных суждениях) Умеет выражать собственное мнение, не ориентируясь на мнение окружающих Умеет организовать себя при выполнении школьных и внешкольных заданий Умеет находить радость в труде и творчестве Умеет ставить цели и добиваться их Проявляет чувство юмора, адекватное жизненным ситуациям Проявляет интерес к познанию самого себя Активно стремится к познанию окружающего мира Умеет проявить инициативу в занятиях, играх Умеет преодолевать трудности, используя весь свой внутренний потенциал Стремится к тому, чтобы становиться умнее и лучше Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|