|
Аткинсон Мэрилин, Чойс Т. Рэй. Пошаговая система: Наука и искусство коучинга.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 57343
Автор: Аткинсон Мэрилин, Чойс Т. Рэй.
Название: Пошаговая система: Наука и искусство коучинга. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Что придает вопросу силу? Во-первых, сильные вопросы помогают нам углублять поиск. А любой вопрос, который заставляет человека давать ответ "потому что", наоборот, закрывает для него перспективу в разговоре. Почему?
Заметьте, как слово "потому" сужает разговор, точно так же, как это было в детстве: " - Мама, можно мне жвачку? - Нет. - Ну почему? -Потому!". Ясно, что вопросы и ответы из серии "почему-потому" сужают наш выбор и способность находить и рассматривать альтернативы. Вопросы и ответы из этой серии возвращают нас в прошлое, к старым теориям. Слово "почему" в отношении решений, принятых ранее, заставляет человека перейти к оправданиям или рационализации, так как он ощущает потребность защищать себя или объяснять эти свои решения. В этом вопросе содержится скрытое указание не двигаться дальше или больше этого не делать. Например, представьте себе, что я вас спросил: "Почему вы опоздали на нашу встречу?". Что вы ответите? Многие люди при этом начинают искать объяснения и говорить о пробках на дорогах, проблемах с машиной, о том, что будильник не прозвонил, ребенок пролил на них молоко и т. д. Это происходит потому, что такие вопросы направлены на поиск оправданий, а любое решение или любой результат в ретроспективе можно объяснить или оправдать. Заметьте также, что такие вопросы касательно ситуации часто подразумевают, что человек неправ или неправилен. Когда он чувствует, что вы это подразумеваете, то начинает объясняться или оправдываться, защищая себя, и при этом трансформационный разговор становится невозможным. Поэтому для получения обратной связи из прошлого и использования ее для изменений в будущем намного полезнее задавать вопрос "как?". Слово "как" вскрывает структуру ситуации, вместо того чтобы вести к оправданиям. Вот примеры полезных вопросов. • Как стала возможной/произошла эта ситуация? • Как мы можем извлечь из нее полезный урок и двигаться дальше? • Как мы пришли к этому выводу? Как мы можем выйти за его пределы? • Как мы можем сделать так, чтобы в следующий раз это сработало лучше? Если хотите извлечь урок из любой ситуации в прошлом, начинайте свои вопросы со слова "как", а не "почему". Фокус внимания в будущем: почему это важно Направленные в прошлое вопросы "почему?" вызывают у людей потребность в оправданиях и встречных обвинениях. Но если направлять эти вопросы в будущее, то они могут быть очень полезны для обнаружения ценностей, определяющих выбор или направление движения. Давайте рассмотрим, к примеру, такой вопрос: "Почему этот результат важен для вас?". Этот вопрос помогает обнаружить ценность результата. Если вы попросите дать больше деталей или описать процесс мышления, лежащий в основе важного решения о будущем, то это будет очень полезно для обретения ясности, понимания и вдохновения. Люди получают вдохновение тогда, когда определяют для себя, что важно в их видении, когда просматривают важные детали в движении к яркому творческому будущему. Вопросы такого рода показывают уважение к человеку, поскольку в их основе лежит предположение, что он может находить собственные ответы. Такой тип поддержки, даваемой на регулярной основе, говорит без слов: "Я верю, что у тебя есть решение. Я верю, что у тебя есть сила и ресурсы, чтобы действовать самостоятельно в этом мире и найти нужные ответы. С тобой все в порядке". В этом контексте, в состоянии глубокого уважения и веры, люди находят собственные ответы. Глубокие вопросы... • Основаны на искренней заботе и искреннем желании помочь человеку получить то, чего он хочет. • Ясные и четкие (меньше слов делают вопрос более сильным) и сформулированы так, чтобы будить гения внутри человека. • Задаются теплым тоном голоса при взаимопонимании (см. главу 1), чтобы человек чувствовал, что его уважают, ему верят и о нем заботятся. • Поддерживают радостное обучение, включая в работу ресурсы, а не защитные механизмы. • Часто за ними следует молчание, так что у человека есть возможность подумать. Молчание также показывает, что вам действительно интересно его услышать. • Составлены так, чтобы направлять человека к тому, чего он хочет, вместо того чтобы оглядываться назад и искать оправданий или объяснений. • Поддерживают целостность и соединенность с ценностями. • Создают ясность цели и направление движения. • Дают силу и ясность для принятия решений. • Задействуют разные позиции восприятия, чтобы дать человеку мудрость для видения общей картины; проливают свет на общую картину и облегчают движение вперед. • Помогают думать системно и расширяют охват мышления. • Развивают концентрацию и ясность, ведут к состоянию страстной вовлеченности. Список сильных вопросов можно продолжить. Если сказать коротко, то сильные вопросы следуют ориентации рамки результата (см. главу 6) и ключевым направлениям эффективного развития проектов - вдохновению, реализации, интеграции ценностей и завершению (как описано в первой книге из этой серии). Такие вопросы являются сильными, потому что они пробуждают ясность, намерение, ценность, глубинный смысл, осознание, понимание, связь, приверженность и действие внутри человека, а это все помогает сделать правильный выбор. "Мозговой штурм" без указаний: меню китайского ресторана Вы когда-нибудь наблюдали, как в разгар глубокого разговора люди иногда натыкаются на стену? Какие есть способы найти выход из тупика, когда это происходит? Один из подходов Эриксона к поддержке людей, когда они застряли и не могут найти выход, состоит в том, чтобы провести "мозговой штурм" в поисках ряда возможных альтернатив с помощью подхода под названием "меню китайского ресторана". Эта техника дает возможность получить набор вариантов, которые человек может рассмотреть и использовать как начало для того, чтобы открыть дальнейшее обсуждение и начать исследовать потенциальные решения. Милтон Эриксон при работе с клиентом часто начинал перечислять набор разных возможностей. Он обычно говорил так: "Некоторые люди на вашем месте могли бы позвонить, сходить туда лично, послать письмо и т. д. А какой подход был бы лучшим для вас, чтобы вы могли получить в этой ситуации то, что вам нужно?". Идея такого подхода заключается в использовании этого открытого списка, начатого коучем для того, чтобы сравнивать варианты, придумывать новые, смешивать и совмещать, прыгать с одной возможности на другую, которая будет еще лучше для достижения цели. Подход китайского меню состоит не в том, чтобы говорить человеку, что ему делать, а в том, чтобы дать ему ряд возможностей, из которых он сможет выбирать. Коуч задает контекст ряда возможностей. Короткий "мозговой штурм" является лишь отправной точкой для того, чтобы клиент начал поиск собственных ответов. Коуч при этом не должен привязываться к результатам такого "мозгового штурма". Его тон должен быть легким и полным любопытства. Предложение набора китайских блюд -это техника стимулирования творческого поиска. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|