|
Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 165053
Автор: Деркач А., Зазыкин В.
Название: Акмеология: Учебное пособие. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 1.2. Категориально-понятийный аппарат акмеологии
На данном этапе развития акмеологии как науки в теоретических акмеологических исследованиях особое внимание уделяется созданию собственного категориально-понятийного аппарата, без которого никакая наука не имеет права претендовать на самостоятельный статус. Доказательное обоснование базовых акмеологических категорий и понятий является важной теоретико-методологической и прикладной задачей. Строгая и аргументированная внутренне непротиворечивая система понятий и определений позволяет проводить обобщающие теоретические и конкретно прикладные исследования, решать практические задачи, в том числе связанные со становлением и развитием профессионализма, осуществлять подготовку специалистов-акмеологов высшей квалификации. В результате: • разработки идейной основы акмеологии; • проведения теоретических и прикладных акмеологических исследований; • многочисленных дискуссий, посвященных тенденциям развития акмеологии, анализу акмеологических фактов; • сравнительного анализа базовых категорий в смежных с акмеологией науках о человеке было сформировано в целом общее представление о содержании основных категорий и понятий акмеологии. Предлагаемая ниже система базовых акмеологических категорий в настоящее время, что называется, принята за основу. Она отражает сформированные общие представления о категориальном строе на данном этапе развития акмеологии как науки, когда центральной проблемой является личностно-профессиональное развитие зрелой личности до уровня профессионализма и достижение в этом вершин. В то же время в этой категориально-понятийной системе представлено и авторское видение этой проблемы. Базовые категории и понятия акмеологии будут, естественно, уточняться по мере пополнения акмеологического знания, однако нынешняя система скорее всего так и останется ее основой. При обосновании базовых акмеологических категорий и понятий мы опирались на методологические установки относительно их смыслосодержательной группировки по пяти основным группам: • понятия, являющиеся обозначением высших стадий, уровней, качеств развития и их характеристик («акме», «зрелость», «профессионализм» и др.); • понятия, выражающие разные характеристики изменяющейся системы («субъект», «стратегия», «алгоритм», «организация» и др.); • понятия, выражающие социальный и профессиональный способ использования человеком своих жизненных, природных, организационных и временных ресурсов («индивид», «работоспособность», «профессиональное долголетие» и др.); • понятия личностно-ориентированные («личность», «субъект деятельности», «Я-концепция», «готовность» и др.); • понятия, обозначающие полноту самореализации личности в жизни («самореализация», «самовыражение», «самоопределение» и др.); • понятия, обозначающие характеристики деятельности на высших стадиях развития («высокая продуктивность», «эффективность», «креативность» и др.). Приведенные понятия и определения не являются исчерпывающими. По ходу обсуждения проблем акмеологии в книге будут также обоснованы другие базовые понятия и определения, в частности, имеющие отношение к акмеологическим методам, становлению профессионализма и профессионала. Основополагающей категорией акмеологии на нынешнем этапе ее развития является категория «профессионализм». Заметим, что во всех психологических словарях сама эта категория не рассматривается вообще, в них также отсутствует научное осмысление другой важной акмеологической категории — «профессионал». Поэтому прежде необходимо обратиться к общим представлениям о данной категории. «Профессионал» в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова определяется как «человек, избравший какое-либо занятие своей профессией; специалист своего дела». То есть в обыденном понимании понятие «профессионал» связывается с самим фактом принадлежности к какой-либо профессиональной деятельности. Заметим, здесь речь вообще не идет ни об уровне исполнительского мастерства, ни о характеристиках личностно-профессиональных качеств, ни о нормах регуляции деятельности и отношений и пр. На наш взгляд, это весьма формальная точка зрения, обедняющая сущность данного социального и профессионального явления. В некоторых научных публикациях проблема профессионализма изучается преимущественно с позиций конкретных наук. В частности, с философско-социологической точки зрения профессионализм рассматривается как «...сложное интегративное социально-психологическое понятие, отражающее уровень и характер овладения человеком профессией. Профессионализм — это не только достижение субъектом деятельности высоких профессиональных вершин, но непременно и наличие социально-психологических качеств, свойств и таких компонентов, как сознательное отношение человека к труду, состояние его "целерациональной" (no M. Веберу) предрасположенности к деятельности, удовлетворенность ею. Профессионализм — это высшая степень совершенства в определенном виде деятельности, самый высокий уровень мастерства, свершение дела в превосходной степени»*. * Игнатов В. Г. и др. Профессионализм административно-политических элит (философско-социологический и акмеологический подходы). — Ростов н/Д., СКАГС, 2002. - С. 95 и др. В данной трактовке очевиден крен в сторону деятельностного аспекта проблемы, поэтому профессионализм, по сути дела, отождествляется с профессиональным мастерством. Это подтверждается и другим данным определением: «Профессионализм — это мера и степень совершенства, которые достигает человек в своей деятельности, поднимаясь на высшую ступеньку мастерства, делаясь авторитетом, мастером в своем роде занятий». У специалистов в области кадроведения взгляд на проблему профессионализма несколько шире. На примере профессионализма на государственной службе они дают следующее определение*: «...Профессионализм служащего — это доскональное знание своего дела и наиболее эффективное осуществление своей служебной деятельности». * Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации / Под ред. С. В. Пнрогова. - М.: РАГС, 1996. - С. 104. В то же время в комментариях к данному определению отмечается, что «...в профессионализме госслужащего проявляются одновременно все качества: специально-деловые, личностные и нравственные. Профессионализм не является проявлением узкой специализации сотрудника. Он складывается из специальных знаний, умений и навыков, из оптимального проявления личностных качеств служащих, в том числе нравственных, из наиболее полного использования всего аппарата». Иными словами, предпринимаются попытки осмысления данной категории не только с точки зрения деятельностного, но и личностного подхода. Акмеология рассматривает данную проблему с более широких позиций. «Профессионализм мы будем понимать не как просто новый высший уровень знаний и результаты человека в данной области деятельности, а как определенную систему организации сознания, психики человека»*. * Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М.: МПСИ, 1995. С. 127. Именно с этих позиций акмеологами рассматриваются сущностные характеристики профессионализма, однако моменты его формирования и развития подчеркиваются особо. На ранних этапах становления акмеологии наиболее распространенным было определение профессионализма, данное Н. В. Кузьминой, в котором также просматривалась ориентация на деятельностный аспект проблемы. Оно и сейчас является важным методологическим ориентиром, так как подчеркивает приоритеты развития этого важного свойства личности. В то же время по мере становления теории акмеологии стало очевидным, что данная категория должна более представительно отражать еще и личностный аспект, ибо профессиональные достижения обусловливаются не только совершенной системой навыков и умений, но и развитием личностно-профессиональных качеств, мотивации деятельности и достижений, регулирующей силой личностных и профессиональных стандартов и эталонов. Именно такое понимание полностью отвечает требованиям важнейшего методологического принципа акмеологии и психологии — единства личности и деятельности. Как личность или субъект человек не может существовать вне целенаправленной деятельности, так и нет деятельности как таковой, ее всегда осуществляет кто-то. Подобный взгляд на проблему профессионализма позволил рассматривать его как систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем — профессионализма личности и профессионализма деятельности. Обобщение результатов акмеологических исследований с этих позиций предоставило возможность дать следующие определения данных важных сторон профессионализма. Профессионализм деятельности — качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью; характеристика, подлежащая дальнейшему развитию. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|