Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Васильев Николай Николаевич. Тренинг преодоления конфликтов. | Тренинги | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 14 страница



Васильев Николай Николаевич. Тренинг преодоления конфликтов.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 85682

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Работа № 4
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА РЭТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ
Информация к занятию
А. Эллис разработал метод управления эмоциональным поведением, который получил название рационально-эмоциональная терапия (РЭТ). Это направление в психотерапии очень популярно, оно считается одним из самых надежных и проверенных. Подход Эллиса относят к поведенческой терапии, поскольку процесс изменения поведения описывается в терминах научения.
Эмоциональные переживания можно рассматривать как своеобразное поведение, а человек может изменить поведение, которое доставляет ему неприятности. Обычно бывает трудно изменить привычный шаблон поведения. Для устранения непригодного шаблона недостаточно волевого усилия; подавление реакции лишь усугубляет проблему.
Для изменения необходимо выделить и описать «поведение-мишень». Необходимо максимально конкретно и операционально описать поведение, подлежащее изменению. Какие реакции и эмоции запускаются инициирующим событием, насколько эффективно они помогают завершить ситуацию?
Затем необходимо выяснить, какие мыслительные шаблоны — суждения и выводы — запускают поведение, насыщенное разрушающими эмоциями. Какие иррациональные убеждения (установки, верования, решения) лежат в основе этих мыслей. Роль этих когнитивных образований мы исследовали, выполняя предыдущие упражнения.
Для устранения эмоциональных реакций необходимо изменение иррациональных верований, которые опосредуют эмоциональную реакцию. Мы уже говорили, что иррациональные веро
Тема I. Управление эмоциями
61
вания запускают вредоносные шаблоны мышления. Это происходит потому, что они
1) являются догматичными по своей природе (выражаются в терминах «должен», «обязан», «следует»),
2) вызывают эмоции, которые препятствуют завершению ситуации: постановке цели и ее реализации (тревожные, депрессивные, агрессивные, аутоагрессивные),
3) ведут к непродуктивным формам поведения (преследование, уход, промедление, алкоголизм и др.).
Рациональные убеждения, с точки зрения Эллиса, — это оценочные суждения, которые отражают предпочтения субъекта. Положительные эмоции переживаются при удовлетворении потребностей, реализации замыслов. Отрицательные — при фрустрации потребности, неудаче. Отрицательные эмоции не оказывают вредоносного влияния на деятельность (целеполагание и целереализацию).
После того, как человек осознал и идентифицировал свои убеждения, он может проверить их на «рациональность», соответствие реальности. Для этого он осуществляет:
• эмпирический анализ — проверка на соответствие фактам;
• логический анализ — проверка того, не являются ли выводы произвольными, односторонними, нелогичными, неправдоподобными;
• прагматический анализ — определение того, полезные или вредные последствия влечет за собой данная установка.
Опровержение иррациональных верований — следующий важный шаг в процессе изменения реакции.
Строго говоря, между неаутентичными переживаниями и иррациональными убеждениями нет однозначного соответствия, однако существуют некоторые тенденции.
Гнев часто связан с осуждением людей за то, что они не делают, что должны, и делают, что не должны делать (они должны... они виноваты... все из-за него...). Иногда претензии выдвигаются к самой жизни, к «устройству вселенной» или, пользуясь выражением И. Ялома, к данностям существования. Вину может порождать завышенное требование к себе (Я должен был... Моя вина, что...). Страх может быть связан с преувеличением значимости ожидае
62
Тренинг преодоления конфликтов
мой неприятности, с завышением требований к себе. Депрессия — это постоянно преувеличенное ощущение себя несчастным.
Рассуждения, вызывающие страх, могут быть рационально опровергнуты с помощью изучения возможных последствий и подготовки к ним. Поскольку рост тревоги часто связан с неопределенностью, именно повышение определенности будущего, определение границ своего влияния на будущее и составление программ такого влияния позволяет перенаправить избыточную мотивацию в конструктивное русло.
Рациональное опровержение шаблонов рассуждений, вызывающих гнев, может быть направлено на обсуждение природы долженствования, обсуждение ресурсов, необходимых на воплощение завышенных требований в жизнь.
Рассуждения, вызывающие депрессию, могут опровергаться с помощью обсуждения различий между обстоятельствами, которые есть возможность изменить, и обстоятельствами, которые вне нашей власти. Обнаружение смысла и занятие личностной позиции по отношению к неприемлемой ситуации, которую невозможно изменить, как показал В. Франкл, может снизить разрушительность переживаний.
Совместно с методами рационального опровержения в когнитивной терапии используются поведенческие методы угашения, формирования и переформирования реакций, неконтролируемых с помощью волевой регуляции: прогрессивная мышечная релаксация, систематическая десенсибилизация и многое другое. Процесс изменения убеждений с помощью РЭТ можно описать как последовательность действий, которую нужно разучить и регулярно осуществлять. Довольно обширный обзор методов опровержения содержится, например, в руководстве по техникам когнитивной терапии Р. Мак-Маллина.
Необходимо отметить, что конфликтологический подход к преодолению конфликта не предполагает психотерапевтического вмешательства в состояние оппонентов. Поэтому в контексте нашего семинара-тренинга мы ограничимся рациональным опровержением поверхностных убеждений.
Ранее мы говорили, что человек выбирает неаутентичные реакции, маскируя ими аутентичные чувства. Тот факт, что человек
Тема I. Управление эмоциями
63
может выбрать ту или иную реакцию (не важно, сознательно или несознательно), позволяет утверждать, что он в ответе за свои эмоции. После того, как субъект опроверг свои неразумные установки и изменил свои убеждения, у него возникает возможность выбора иной реакции. Но для изменения реакции недостаточно осознать необходимость этого изменения. Изменения происходят не в результате осознания, а в результате решений, принятых к исполнению.
Губительному мышлению Эллис противопоставляет «разумные рассуждения»: в их основе лежат убеждения, отражающие аксиомы экзистенциально-гуманистического направления в психотерапии.
1. Все люди свободны.
2. Все люди сами отвечают за свою жизнь.
3. Все люди автономны.
Если эти постулаты принимаются как истинные, они порождают позитивное мышление, ведущее к конструктивным выводам.
Свобода. Поскольку все люди свободны, никто не обязан поступать так, как мне хочется. Поэтому слова «должен, обязан» приемлемы только в очень ограниченных случаях. По-видимому, человек должен выполнять обязательства, которые он дал (например, взял в долг деньги и обещал вернуть, заключил контракт, дал обещание), но не должен нарушать основные права других людей: право на жизнь, право на свободу и право на собственность.
В остальных случаях слово «должен» не является абсолютно правомерным. Более верно было бы сказать по отношению к поведению другого свободного человека: «Я ожидал, что она...», или «Мне хочется, чтобы он...», или «Я бы предпочел, чтобы...»
Перераспределение ответственности. Люди свободны, поскольку могут выбирать. Ответственность — это признание факта, что поступок совершен в соответствии с собственным выбором. Разумное рассуждение принимает во внимание этот факт и использует словесные формулировки, подчеркивающие, что все произошло так, а не иначе, потому, что рассуждающий позволил этому произойти. Здесь используются активные лингвистические конструкции, отражающие, что инициатива была за рассказчиком. «Я предпочел обидеться...» вместо «Меня обиде
64



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Bacильeв Н. Н. Я-концепция – в согласии с собой
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Волошина Ирина Владимировна. Cтатья 'Застенчивый ребенок'
  • Кейсмент П. Ненависть и контейнирование
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Васильковская Татьяна. Кто ты: Родитель, Взрослый, Ребенок?
  • Шецов А.В. «Что-то со мной не так» или Родительские предписания
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Петровский Вадим. Метод: ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Грачева Лада Валентиновна. «Я сам»
  • Формирование представления о себе. ЗАНЯТИЕ 6
  • Латынина Юлия. Игры, в которые играют нации. Нации, которые играют в игры
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Зиянчурина Елена Владимировна. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Притча «Четыре слуги»
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Почему люди хронически лгут
  • Лободенко Наталья Леонидовна. «ПОЛЕЗНОЕ» ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
  • Когда нужно быть эгоистом. Примеры эгоистичного поведения, за которое вам не должно быть стыдно
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Егор Горд. Упражнения для развития уверенности в себе
  • Макаренко Э.В. Три вида жизненных сценариев.
  • Перевозникова Наталья Николаевна. Статья: «Безопасное поведение детей на дороге и в транспорте».
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Притча «О воспитании детей»
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Гадание по дате рождения
  • Варианты успокаивающего поведения
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Эрих Фром говорил…
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Барановская М. С. Тест «Личная эгограмма»
  • Андреева Ольга. Умеете ли Вы заботиться о себе?
  • Ольга Маховская. Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Иванова У. В., Соколова Е. В. Влияние негативных родительских посланий на сценарии жизни детей
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Иваненко Ксения Васильевна. Психологические подходы для развития сознания детей 'Я пишу себе письмо'
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Персона; persona — лат. актерская маска



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь