Крайг Грэйс. Психология развития.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 142769

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

43
Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека
ПРОБЛЕМА КРУПНЫМ ПЛАНОМ: ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Дэвид Е. Дей, ученый, занимающийся проблемами образования в раннем детстве, воспользовался наблюдением за социальным поведением детей в естественной обстановке, чтобы оценить последствия объединения детей с отклонениями в развитии с обычными детьми в подготовительных классах. Выбранный подход позволил ему оценить положение, не препятствуя естественному поведению детей. На протяжении всего периода наблюдения учитель и его помощники были включены в разнообразные занятия детей:
конструирование из кубиков,рисование,слушание сказок, — и взаимодействовали с ними без каких-либо осложнений.
Методика оценки, используемая в этом исследовании, проста. Она начинается с составления характеристики на каждого ребенка, которая включает: историю его социализирующего опыта, в том числе сведения о числе братьев и/или сестер, порядке их рождения и наиболее важных событиях раннего детства; основные сведения из истории болезни; сведения о составе семьи, включая причины, по которым родители дали согласие на участие ребенка в исследовательской программе; и наконец, сведения об особых потребностях ребенка, связанных с физической и/или умственной недостаточностью, зафиксированным или предполагаемым жестоким обращением или эмоциональным стрессом. Сюда включаются также различные показатели возрастного развития, в частности результаты тестирования и оценки психологов.
Сразу после составления характеристик начинался основной этап исследования — наблюдение за детьми. В течение 5-10 дней за каждым ребенком наблюдали по несколько раз. Каждое наблюдение длилось ровно 30 секунд, после чего результаты в закодированном виде заносились в специальную «Таблицу данных контроля за поведением». Эта таблица содержала следующие категории поведения:
Включенность в задачу; Кооперация; Автономия; Вербальное взаимодействие; Использование игровых материалов; Поддержание деятельности и Внимание к другим. Та же самая таблица использовалась для получения ответов на ряд вопросов иного рода, в частности:
Обращают ли здоровые дети внимание на задание или их отвлекают дети с различными отклонениями в развитии? Включаются ли дети в выполнение задания? Заканчивают ли они задание? Проявляютли они при этом внимание к другим детям, как к здоровым, так и к больным? Как происходит их вербальное общение? Разговаривают ли здоровые дети только со здоровыми детьми? Исключают ли они детей с физическими недостатками из игры? Какого рода отклонения в развитии больше всего мешают нормальному взаимодействию?
Виды поведения, закодированные исследователями в таблице,определялись на основе наблюдений, сделанных в течение всего дня, чтобы гарантировать соответствие получаемого профиля поведения реальным событиям. Затем эти данные поведения суммировались в виде матрицы, дававшей ясную картину частоты и локализации каждого вида поведения. Кроме того, фиксировались сведения, касающиеся вида деятельности или места ее осуществления, числа присутствовавших детей и роли персонала в этой деятельности в течение каждого 30-секундного наблюдения. Эта информация показывала диапазон и тип взаимодействия между детьми, а также роль взрослого в каждой деятельности и его местонахождение.
Данные ряда предварительных исследований, использовавших эту методику, позволили прийти к некоторым интересным выводам. У ряда детей с серьезными физическими недостатками устанавливаются вполне нормальные контакты и каналы общения со здоровыми детьми, тогда как у детей с небольшими речевыми проблемами общение со здоровыми детьми часто вызывало значительные трудности. Здоровые дети, одноклассники которых страдали теми или иными серьезными отклонениями в развитии, относились к ним с повышенным вниманием, причем совместное обучение не вредило ни их вербальному взаимодействию, ни учению (Day, Perkins, & Weinthaler, 1979).
Многое здесь еще требует изучения. Однако, основываясь на этих положительных результатах, все более широкое распространение сегодня получают подготовительные и начальные классы, в которых учатся как здоровые дети, так и дети с разного рода нарушениями в развитии. Последние выигрывают от этого, так как могут брать пример со своих здоровых одноклассников и рассчитывать на их помощь. Польза для здоровых детей состоит в совершенствовании их социальных навыков и усилении позитивных установок без ущерба для речевых и учебных достижений (TurnbulLS.Tumbull, 1990).

Ученые тоже могут переехать, потерять интерес к проблеме, наконец, умереть, если исследование длится достаточно долго. В упоминавшемся выше Калифорнийском лонгитюде за его 50-летнюю историю, сменяя друг друга, принимали участие много известных ученых. Лонгитюдные исследования требуют значительного финансирования; кроме того, цели, поставленные в начале работы, могут не согласоваться с тем, что интересует ученых сегодня. Когда меняются теории и методы исследования, довольно трудно включить новые методики и идеи в уже осуществляющийся проект.
Метод поперечных срезов. При использовании метода поперечных срезов одновременно сравниваются различные группы испытуемых разного воз ста наблюдается и сравнивается с одной или несколькими выборками других возрастных групп.
44
МЕТОД ПОПЕРЕЧНЫХ СРЕЗОВ – метод изучения при котором выборка лиц одного возраста.
Преимущества этого плана по сравнению с лонгитюдным заключаются в том, что такое исследование короче, дешевле и в большей степени поддается управлению. Примером применения метода поперечных срезов может служить рассмотренное выше исследование, в котором изучалось понимание диалогов с элементами сарказма третьеклассниками, шестиклассниками и взрослыми.
Чтобы обеспечить разумную сопоставимость разновозрастных групп, метод поперечных срезов предъявляет жесткие требования к формированию выборки испытуемых. Например, при изучении взрослых людей, значительно различающихся по возрасту, часто трудно сформировать выборку, уравненную по таким переменным, как состояние здоровья, уровень образования или принадлежность к определенным культуре или социальному слою. Исследования интеллекта взрослых с самого начала наткнулись на проблемы сопоставимости выборок. Можно ли считать, например, что выборка 60-летних по состоянию здоровья, уровню образования, культурной принадлежности, социально-экономическому статусу практически не отличается от выборки 40-летних? Наконец, как в лонгитюдных исследованиях, так и в исследованиях методом поперечных срезов трудно отделить эффекты хронологического
45
Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека
возраста от эффектов того исторического периода, в котором живут люди. Ранее приведенный пример с Рут и Джуди свидетельствует об огромном влиянии исторических событий на индивидуальное развитие.
Комбинированные планы. Некоторые ученые объединяют методы продольных и поперечных срезов в комбинированных планах исследования, среди которых наибольшую известность получил когортно-последовательный план. Уитбурн (Whitbourne, 1991) использовала такой план при исследовании личности в ранней и средней взрослости. В 1968, а затем в 1976 годах она обследовала студентов старших курсов колледжей, изучая их Я-образы, социальные отношения и жизненные ценности. Уитбурн повторила это исследование в котором люди, принадлежащие к нескольким возрастным когортам, -1984 и 1990 "^ с новыми группами старшекурсников наблюдаются периодически. Кроме того, она заново обследовала тех, кто принимал в нем участие раньше. Каждая из этих 4-х групп рассматривалась как возрастная когорта.
Объединение метода поперечных срезов и лонгитюдного метода в один комбинированный план на протяжении длительного периода
Самая ранняя возрастная когорта к концу исследования была обследована 4 раза. Следовательно, в этой группе можно было проанализировать возрастные изменения тем же способом, что и при лонгитюдном исследовании.
КОГОРТНО-ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН


Рис. 1-4 . Основные планы исследования: лонгитюдный, поперечных срезов и комбинированный, когортно-последовательный. Диагональные ряды (см. нижний ряд) символизируют лонгитюдные исследования, а вертикальные колонки (см. левую колонку) — исследования методом поперечных срезов. Весь рисунок представляет собой когортно-последовательный план, на котором показаны 4 возрастные когорты, изучаемые в 4-х разных точках жизненного пути.
46



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Куашева Татьяна Александровна. Риторика как технология развития речи дошкольников.
  • Журавлева Елена Викторовна. Конспект НОД по познавательному развитию «Легенды о первоцветах»
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Отказ от изучения математики негативно влияет на мозг и когнитивное развитие подростков
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Панина Людмила Николаевна. Психология семейных отношений и влияние их на развитие ребенка.
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Шестакова Юлия Ивановна. Особенности и закономерности развития детей раннего возраста
  • Буянова Марина Николаевна. Тема педагогического опыта: 'Развитие мелкой моторики рук у детей с ТНР'
  • Чернова Наталья Михайловна. Памятка для родителей - Коротко: ФГТ по дошкольному образованию
  • Османова Гульнара. Физическое воспитание дошкольников
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Краснова Надежда Владимировна. Обобщение опыта «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста»
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Хасимова Рузиля Рамилевна. Использование подвижных игр в современном образовательном пространстве.
  • Феликс Божонка. Что такое раннее развитие ребенка?
  • Шабловская Елена Викторовна. Опыт работы по формированию основ Валеологии у младших дошкольников
  • Туркина Ольга Владимировна. Конспект с использованием ИКТ по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в научную лабораторию» Старшая группа.
  • Менщикова Марина Александровна. Развитие речи: игры в кругу семьи
  • Соколова Алевтина Анатольевна. Развитие мелкой моторики рук у детей
  • Клочко Наталья Николаевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
  • Шишко Алеся Евгеньевна. Развитие мелкой моторики у детей с ОНР.
  • Главный Редактор. Развитие речи
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Медкова Екатерина Сергеевна. Статья на тему: Развитие речи на занятиях по физической культуре в ДОУ
  • Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения.
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи
  • Желтова С.А, Шагинова Е.А.. Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей».
  • Шабардина Елена Геннадьевна. Роль и влияние общения в семье на развитие ребёнка
  • Александра Викторовна Чеканова. Влияние предметно – развивающей среды на личностное развитие ребенка раннего возраста
  • Меняйло Юлия Геннадьевна. «Русское народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  • Евгения Шнайдер. Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада для развития двигательной активности детей
  • Людмила Николаевна Выжанова. Развитие двигательных качеств детей дошкольного возраста посредством использования степ - платформ
  • Юналиева Татьяна Александровна. Роль, значение и влияние социальных ситуаций в подвижной игре на физическое развитие старших дошкольников
  • Головина Светлана Владимировна. Конспект комплексного занятия по математике «Путешествие на поезде»
  • Арбузова Виолетта Генриховна. «Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи»
  • Шамсутдинова Зиёда Зиявийдиновна. «Стимулирование сенсомоторного развития в раннем возрасте»
  • Леонова Ольга Михайловна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
  • Хрыкина Александра Викторовна. Папка передвижка для родителей «Влияние арт-терапии на развитие детей шестого года жизни»
  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Свинцова Наталья Александровна. Развитие речи дошкольников с ОНР с использованием средств ОТСМ-РТВ-ТРИЗ»
  • Самигина Гульнара Тагировна. Сенсорное воспитание (развитие) детей 2-3 года жизни.
  • Солдаткина Светлана Вениаминовна. Родительское собрание в старшей группе «Калейдоскоп эмоций» или «Развитие речи старших дошкольников»
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь