Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58347

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

(преднастроиться). Эта подготовка может включать и формирование высокого уровня развития психических процессов на предшествующей стадии (например, владение высоким уровнем наглядно-образного мышления в младшем школьном возрасте), и мотивацию достижения высоких результатов в преодолении новых трудных задач, и желание узнавать новое, и т. д. Неизбежность наступления стадии снижения социальной активности в пожилом возрасте также предполагает предупреждение проблем за счет компенсации социальной активности другими видами деятельности и т. п.
Знание о закономерном проявлении гетерохронности психического развития в каждый возрастной период помогает снять напряжение неравномерно развивающихся психических процессов и функций и проводить соответствующие воспитательные или организационные мероприятия. Высокая активность дошкольника при низком уровне развития саморегуляции может не спровоцировать проблемы в развитии, если взрослые, зная эту закономерность, организуют жизнь ребенка таким образом, чтобы его активность не становилась причиной конфликтов и деструктивного поведения. Противоречие между обостренной потребностью подростка в самоуважении и высокой чувствительностью в связи с физиологическими изменениями может не вызвать проблем в самоотношении, если взрослые умело и вовремя окажут ему психологическую поддержку.
Возрастная сензитивность, то есть повышенная чувствительность к определенного вида воздействиям в тот или иной период, — закономерность, знание которой способно предупредить многие трудности развития. Процессы биологического созревания нервной системы, мозга создают оптимальную готовность организма наилучшим образом реагировать и усваивать соответствующую информацию в определенный возрастной период. Если время упущено, то формирование соответствующих новообразований оказывается проблематичным.
53
Известно, например, что сензитивный период развития логического мышления — 12—13 лет. Если в этот период не создавать условий для его развития (давать соответствующие задачи), то в последующем совершенствование этого вида мышления оказывается довольно сложным. В результате не так уж и редки случаи, когда у взрослых людей доминирующим видом мышления является практически-действенное или образное.
Определенные предпосылки для прогнозирования проблем развития составляют изученные и открытые представителями различных психологических школ тенденции — «генеральные направления» онтогенетического развития. Зная, от чего и к чему, то есть в каком направлении идет изменение психических свойств, процессов, человек обретает возможность подготовиться к появлению нового. Однако в разнообразных теориях развития акценты делаются на различного рода тенденции: нарастание свободы и независимости, индивидуализации (Э. Фромм), потребность в самоактуализации (А. Маслоу), гармонизация и развитие Я-концепции (К. Роджерс), расширение, усложнение жизненного пространства (К. Левин), утверждение свободы и противостояние судьбе (Р. Мэй), освоение все более сложных видов деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев) и т. д. Между тем движение в любом из указанных направлений обречено на преодоление противоречий между потребностью в достижении результата и возможностями ее удовлетворения.
2.2. ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.2.1. Выработка способов совладания с проблемами
Сталкиваясь с проблемой, человек любого возраста, если осознает, что она есть, пытается ее разрешить. Для этого он, прежде всего, ищет способы преодоления. В результате проведения многочисленных психологических исследований оказалось, что они
54
довольно типичны для людей разного возраста. Но в то же время предпочтение того или иного способа связано с индивидуальными особенностями людей. По мере взросления у каждого человека вырабатываются, с его точки зрения, наиболее эффективные стратегии разрешения проблем. Одни сразу идут за помощью к окружающим, другие — активизируют свои ресурсы, третьи — замыкаются, пытаясь забыть о наличии проблемы, и т. п.
В современной психологии существует научное направление, посвященное изучению способов и стратегий разрешения проблем. Это направление получило название «психология совладеющего поведения».
Ответ на вопрос о том, как справиться со стрессорами, можно найти в новых исследованиях, посвященных изучению со-владающего поведения. Под термином «копинг» (англ. coping — совладание) понимается активность индивидуума в преодолении, привыкании или минимизации требований, которые могут восприниматься как потенциальная угроза, травма или страдание. О месте совладания в процессе саморегуляции имеются различные точки зрения. Аспинвэл и Тэйлор10 различают совладание с трудными жизненными событиями, предвосхищающее совладание с тягостными последствиями предстоящих событий, и проактивное совладание. Последнее включает процессы, с помощью которых человек предвосхищает или обнаруживает потенциальные стрессоры и действия, предотвращающие их появление или смягчающие их воздействие. Предыдущие исследования процесса совладания с проблемами, по мнению авторов, первоначально имели дело с усилиями для решения проблем или регуляции эмоциональных реакций, если тягостные события, такие как тяжелые болезни, финансовые неурядицы, неудачи на экзаменах и пр., уже
10 Aspinwall L. G. & Taylor S. E. A Stich in Time: Self-regulation and proactive coping. Psychological Bulletin 1997, 121, 417-436.
55
встречались. Но для сохранения здоровья и хорошего самочувствия еще важнее было предвидеть негативные события, возможные опасности и перегрузки и предотвратить их благодаря соответствующей активности. Проактивное совладание — это, прежде всего, активное совладание. Оно включает актуализацию ресурсов, распознавание потенциальных стрессоров и их оценку, совладающую активность, то есть планирование действий, а также поиск информации и, наконец, проявление инициативы и использование обратной связи о влиянии совла-дающей активности.
В связи с различным определением функций совладания в процессе саморегуляции имеются также различные точки зрения на количество параметров преодоления. Некоторые взгляды допускают двухмерную, другие — многомерную структуру.
Компас и его коллеги11, а также Лазарус и Фолкман12 различают проблемно-ориентированное и эмоционально-ориентированное совладание. Проблемно-ориентированное совладание направлено на решение проблем, точнее, на изменение уровня стрессового воздействия. Эмоционально-ориентированное совладание имеет своей целью снижение эмоционального дистресса, который связан с проблемной ситуацией.
Согласно другой точке зрения13, существует различие между активным совладением, и пассивным совладанием. Активное совладание направлено на решение проблем и может включать как когнитивную рефлексию, так и поведение, при этом
11 Compas В. Е. & ей. Coping with stressful events in older children and young adolescents // Journal of Consulting and Clinical Psychologie, 1998,56,405-411.
12 Lazarus R. S. & Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer, 1984.
13 EbataA. T. & Moos К N. Coping and adjustement in distressed and healthy adolescents. Journal of Applied Developmental Psychology, 12, 33-54, 1991.
56
делается попытка понять проблемную ситуацию и изменить стрессор. Пассивные, или избегающие, реакции на проблемную ситуацию содержат когнитивные или поведенческие усилия без размышлений над проблемной ситуацией и ее последствиями, точнее, они принимаются и с ними смиряются. Напряжение, порождаемое стрессором, очевидно и открыто проявляется.
Зайфге-Кренке14 на основании исследований различных европейских выборок выделяет три стратегии совладания: «активное преодоление с использованием социальных ресурсов», «интернальное преодоление» и «уход или избегание проблем». Активное преодоление с использованием социальных ресурсов включает обсуждения и проблемаразрешающие действия при помощи родителей и друзей, а также обращения в различные инстанции. Интернальное преодоление представляет собой когнитивную рефлексию, подразумевающую как решение проблемы, так и переоценку ситуации, поиск компромиссов, а также принятие ситуации. От этого содержательно отделено избегание проблем, проявляющееся как в виде «выпускания пара», отвлечении от стрессовой ситуации, вытеснении, так и в виде смягчения эмоционального дистресса.
Айерс и соавт.15 в результате исследований учащихся среднего школьного возраста выделили четыре измерения совладания: активное преодоление, отвлечение, избегание и поиск поддержки. Стратегии активного преодоления — это усилия, направленные на понимание проблемной ситуации, переструктурирование проблемной ситуации, поиск когнитивного решения, а также прямое разрешение ситуации. По сравнению с этим, стратегии отвлечения содержат как действия, так и фи-
14 Seiffge-Krenke I. Stress, coping and relationships in abolescence. Manwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1995.
15 Ayers T. S. & al. A dispositional and situational assessment of children's coping: Testing alternative models of coping. Journal of Personality, 64, 922-958, 1996.
57



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Ispanka Anna. Актуальные проблемы развития речи дошкольника.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Торхова Ольга Николаевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение»
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Филимонова Инга Алексеевна. «Коррекция тревожных состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ посредством сказкотерапии»
  • Прошина Анна Ивановна. Теоретические подходы к рассмотрению проблемы готовности ребёнка к школе.
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Федотова Мария Леонидовна. Статья о проблеме дошкольного воспитания «Проблемы освоения современными дошкольниками сюжетно-ролевых игр»
  • Кистярева Татьяна Евгеньевна. Проблемы современного ребенка.
  • Аксёнова Ирина Александровна. Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста
  • Баллон Анри. Психическое развитие ребенка.
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Земскова Людмила Анатольевна. Индивидуальный план профессионального роста педагога ДОО на период (2019 — 2020)
  • Келина Наталия Николаевна. Фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольника
  • анна жумабаева. Преемственность между дошкольным и начальным обучением: проблемы, пути, решения.
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Шурыгина Анна Борисовна. Игра как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Храмова Любовь Юрьевна. Адаптация детей раннего возраста
  • Миронова Мария Алексеевна. Статья 'Как помочь ребенку в сенсорном развитии'
  • Галдаева Юлия Олеговна. ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
  • Аксёнова Ирина Александровна. Развитие речи детей раннего возраста
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Три стороны психологической адаптации в ДОО
  • Кузнецова Анна Алексеевна. Проблемы реализации ФГОС по основным направлениям развития образование детей дошкольного возраста
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Тарасова Елена Алексеевна Рогачевская Елена Сергеевна Никулина Инна Александровна. Особенности психического развития детей в период кризиса седьмого года жизни
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. "Росток". Условия и методика развития ребенка
  • Прокопичева Ольга Владимировна. «Здоровье детей в наших руках»
  • Волкова Ольга Александровна. Конспект коррекционного часа в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития «Клуб знатоков»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Божерянова Наталья Сергеевна. «Успешная адаптация — залог психического и физического развития детей раннего возраста»
  • Селищева Татьяна Викторовна. Статья «Использование психологических настольных игр с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».
  • Грязных Светлана Николаевна. «РАЗВИВАЕМ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Оржинская Неля Ивановна. Организация работы с детьми по познавательно – речевому развитию детей в летний период
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Байбулатова Гулия Вакилевна. Развивающий коврик «СКАЗКИ»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь