Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. | Семейная психотерапия | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 14 страница



Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57023

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Таким образом, половина членов неполных семей оценивают влияние экстремальных трудностей как травму, которая мешает, не дает найти верный путь решения проблемы. Почти треть отмечают неопределенное, противоречивое их влияние. Несколько больше людей говорят о том, что совладание с экстремальными трудностями требовало мобилизации сил, что привело к более выраженному копингу по сравнению с нормативной ситуацией, то есть «энерге-тизировало» семью, сделало ее более сплоченной. Несмотря на то что на момент исследования в жизни неполных семей встречались только нормативные ситуации, оцениваемые ими как трудные, об экстремальных трудностях, случившихся в их жизни, они помнят и оценивают глубину их переживания и сложность совладания с ними значительно выше по сравнению с трудностями нормативными.
Большинство осознаваемых трудностей родителей из полных семей связаны только с детьми, а трудности детей — с их родителями (сфера детско-родительскихотношений). Трудности, отмеченные родителями, обусловлены, с одной стороны, возрастными изменениями в личности самого подростка, с другой стороны, нестабильностью и непредсказуемостью жизни в современном обществе. Необходимо отметить активное участие родителей, участвующих в нашем исследовании, в жизни своих детей. Среди выявленных семейных ресурсов в полных семьях наиболее значимыми являются: здоровье, финансовое положение, образовательный уровень (личностные ресурсы); семейная сплоченность, эмоциональная поддержка, семейные традиции и праздники (внутрисемейные ресурсы), а также поддержка родственников и друзей.
Анализ различий в способах
совладания с трудностями
в неполной и полной семьях
В исследованиях костромских авторов совладающего поведения в семейном контексте (Н. О. Белорукова, Т. Л. Крюкова, Е. В. Куф-тяк, О. Б. Подобина, М. В. Сапоровская) предпринято интегральное изучение особенностей совладающего поведения в нормальных российских семьях на разных этапах жизненного цикла семьи. Обнаружено, что наиболее эффективно семья совладает с трудностями в середине своего жизненного цикла, на этапе семьи с детьми-подростками, по сравнению с молодыми семьями без детей (первый этап жизненного цикла семьи) и семьями на стадии «пустого гнезда». Стиль совладающего поведения, в основном, проблемно-ориентированный. Именно в этот период супруги достигают зрелого, социально активного возраста, ролевая и позиционная структура в семье стабильна, но может развиваться, происходит профессиональная самореализация, родительская функция предъявляет множество требований и обязательств (Н. О. Белорукова, 2003; Е. В. Куфтяк, 2004).
В современном российском обществе существует определенная особенность семей, когда чаще всего внутрисемейные функции и процессы подчинены детско-родительским отношениям, заботы и мысли о детях поглощают все время и силы родителей (детоцентрич -ная семья) (Ю. Е. Алешина, 1987; А. Я. Варга, 2001; В. Н. Дружинин, 2000). Семья с детьми-подростками — это расширенная система, где на первый план часто выходит треугольник детско -ро -дительских отношений. Период, когда ребенок становится подростком, — время избыточных требований к родителям и со стороны общества, и со стороны внутрисемейных отношений. Трудности для родителей обусловлены изменениями личности самого ребенка, необходимостью перестройки взаимоотношений с ним, пересмотра собственного поведения. Данный период характеризуется также высокой занятостью родителей, особенно матери, на работе, упрочением карьеры, интенсивностью общения.
Получены следующие результаты диагностики стилей совладающего поведения матерей подростков, воспитывающих детей без
48
отца. Они чаще, по сравнению с эмпирическими нормами, используют проблемно-ориентированный стиль совладания. Внутри данного стиля они чаще всего выбирают такие стратегии: «сосредотачиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить»; «стараюсь вникнуть в ситуацию, определяю курс действий и придерживаюсь его»; «делаю то, что считаю самым подходящим в данной ситуации»; «стараюсь, чтобы эмоции не мешали мне в других делах» . Остальные стили копинга, в том числе отвлечение и эмоци -опально-ориентированный копинг, они выбирают реже. Выбор субстиля социальное отвлечение, включающего поиск и получение социальной поддержки, который занимает у матерей второе место, вероятнее всего, можно объяснить спецификой «одиночного» воспитания ребенка, а именно: высокой напряженностью, частыми перегрузками, отсутствием мужской поддержки, что выражается в потребности матери искать помощь, общаясь с друзьями, родственниками. Внутри данного стиля совладания матери чаще выбирают стратегию «стараюсь быть на людях, звоню подруге, иду в гости к ней».
Анализ показывает, что активная роль в семье и обществе дается матерям нелегко, они устают от обязанностей и множества трудностей (трудности детей в учебе, поведение в школе и дома, необходимость продолжения образования, здоровье). Большинство этих проблем решаются в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Как известно, чаще всего именно матери ходят на родительские собрания в школу, участвуют в работе родительских комитетов, разговаривают и обсуждают друг с другом собственные трудности, ищут и дают советы. Вполне естественно, что мать в неполной семье чаще всего использует активные стратегии совладания, ориентированные на решение проблемы, действенную информационную и эмоциональную поддержку, принимает всю ответственность на себя, но вместе с этим и устает от постоянной необходимости нести ответственность.
Анализ особенностей воспитания в неполной семье
В неполных семьях доминирует такая переменная семейного воспитания, как активность. Матери, испытывающие тревожность, связанную с неуверенностью эффективного выполнения своей воспитательной функции, как было нами отмечено выше, стремятся компенсировать отсутствие отца созданием «насыщенной» жизни ребенка-подростка. Нередко они проявляют неожиданную жесткость, что говорит об их стремлении компенсировать отсутствие отца более строгими моделями отношений с подростком, стараясь быть матерью и отцом одновременно.
На данном этапе развития у подростка формируются основные паттерны поведения, устойчивые свойства личности, происходит становление подходящих стратегий совладания с трудностями. Нам было валено узнать, какие установки родителей существуют по отношению к детям-подросткам в семьях и как установки родителей влияют на выбор детьми стиля совладающего поведения (продуктивного / непродуктивного). Мы предполагали также, что предпочтение определенных стилей совладания родителями влияет на стиль совладания подростков.
Оказалось, что для отношения матери к ребенку в семье без отца характерно следующее. Симбиоз представляет собой видимую родительскую установку: практически все матери в своем отношении к ребенку проявляют симбиотические связи, то есть ощущают себя с ним одним целым, пытаются оградить его от трудностей и неприятностей. Большинство матерей принимают своего ребенка, что свидетельствует о том, что матери уважают подростка, симпатизируют ему, стремятся проводить с ним время, одобряют его интересы и планы. Оказалось, что треть матерей готовы помогать ребенку, заинтересованы его делами и успехами, хотят, чтобы он был «не хуже других» (образ социальной желательности). Матери в большей степени доверяют своему ребенку, стараются разделить его точку зре -ния в спорных вопросах. Довольно высокий балл наблюдается по шкале авторитарная гиперсоциализация. Это говорит о том, что в детско - родительских отношениях отчетливо просматривается жест -кий контроль над поведением ребенка, относящийся и к особенностям
50



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Повышение роли отца в семье
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Владината Петрова. Как найти жену великому человеку?
  • Притча «Ради ребенка»
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Шипигина Марина Геннадьевна. Нравственное воспитание в детском саду и семье.
  • Рожкова Екатерина Ивановна. Газета 'Отцы и дети'
  • Притча «Не забывай своих родных»
  • Ирина Мартынова. Неизбежно ли повторение судьбы своих родителей?
  • Притча «Выросла девочка, дочь твоя, мама...»
  • Киреева Мария Александровна. «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»
  • Притча «Голос матери»
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Насырова Роза Муххарамовна. Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
  • Афоризмы психотерапевтов: Карл Витакер
  • Ширко Галина Леонидовна. Воспитание в семье как фактор развития внутреннего потенциала детей
  • Дроздова Евгения Григорьевна. Консультация для родителей «Важность семейных традиций в воспитательной деятельности»
  • К чему снится дочь
  • Ципа Наталья Анатольевна. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье
  • Симашко Елена Николаевна. Родительский дневник
  • Родительское собрание «Психологический климат в семье. «Взаимоотношения в семье»
  • Притча «Свадебная традиция»
  • Жила-была одна девочка... от админа.
  • Круги близости: Диагностика происходящего в жизни
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Редактор. Уроки практической добродетели
  • Притча «Пожелание»
  • Шустимова Ольга Олеговна. Проявление ревности в детском возрасте
  • Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери
  • Притча «Не смотрите на мои слёзы»
  • Загер Наталья Николаевна. Путешествие в прошлое семьи
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Орехова Ирина Григорьевна. Методическая разработка: краткосрочный проект «День мамы» старшая группа
  • Уэбстер Бетанни. Когда стыд на вкус как материнская забота: трагедия дочерей, на которых возложили родительский роли
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Балзам Р. Мать внутри матери
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Попова Ольга Анатольевна. Мои семейные традиции
  • Фазлетдинова Алла Александровна. Психологическая консультация для родителей - В семье растет дочь
  • Силяева Алла Михайловна. Родительское собрание «Наказание в воспитании детей».
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Авакян Лариса Васильевна. Пути повышения педагогической культуры родителей
  • Алимтаева Жулдыз Сабитовна. Консультация На тему: «Семья и детский сад в формировании здорового ребенка».
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Шапарь В.Б. - Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми
  • Притча «Самая большая неприятность»
  • Казакова Наталья Анатольевна. «Дошкольник в семье»
  • Поршнева Юлия Викторовна. «Конфликты в семье и эмоциональное благополучие ребенка»
  • Горностай П. П. Сильная женщина, слабый мужчина? (Семейные игры и сценарии)



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь