Жак-Ален Миллер. Семинар в барселоне, посвященный лекции фрейда «Die wege der symptombildung».

Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 20838

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Часть II

Знаменитая - отныне - лекция
Заглянем в текст знаменитой - отныне - лекции XXIII, озаглавленной Фрейдом «Пути формирования симптомов». Я предложил назвать ее: «Die Bedeutung der Symptome» в параллель к «Der Sinn der Symptome» — заглавию лекции XVII.
Это новое заглавие тем более оправдано, что Фрейд сам в лекции XXIV упоминает, что о Sinn и Bedeutung der Symptome (симптомов - во множественном числе) он уже рассказывал аудитории прежде. Поскольку предметом лекции XVII был der Sinn, мне не кажется слишком смелым предположение, что именно лекция XXIII, в первую очередь, дополняет ее в отношении Bedeutung. Я уже заявлял об этом вчера, но у меня не было времени перечесть весь предшествующий лекции XXIII текст, чтобы проверить, не используется ли выражение «Bedeutung der Symptome» где-нибудь ранее. Лекция XXIII дополняет семантическое измерение симптоматического сообщения, если можно так выразиться, измерением отнесенности, референции. Вопрос здесь стоит об отношении речи к реальности или Реальному - именно эту тему поднимает Лакан в многочисленных формулировках, цитированных сегодня выступавшим передо мною Хоаном Салинасом. Все, что касается схематического аспекта речи (там, где разговор затрагивает эффекты означающего), может организоваться независимо от какого-либо отнесения к реальности. Соотносится речь с реальностью или нет - вот тема, которая поднимается Фрейдом в лекции XXIII.

От «Holzwege» Хайдеггера к «Umwege» Фрейда
Чтобы двигаться последовательно и в то же время достаточно быстро, я хотел бы прокомментировать первоначальное название лекции и сказать несколько слов о плане и составе этого сочинения. Здесь нам понадобится очень тщательный подход. В немецком издании разделения на части нет. В aStandard Edition» и в испанском издании текст делится на части, разделенные интервалом в одну строку, и я не знаю, ввел ли эти интервалы позднее в немецкое издание сам Фрейд, или же это инициатива Стрэчи. Такое деление, отмеченное лишь интервалами в одну строку без подзаголовков и нумерации, сделано весьма толково, и других вариантов я бы предлагать не стал, поскольку оно хорошо соответствует движению мысли Фрейда. Что я предложил бы, так это подзаголовки к каждой из частей. Когда дело касается таких авторов, как Фрейд, да и Лакан тоже, внимание к ходу мысли и общему построению работы - обязательное требование. Только в свете авторского построения и можно правильно оценить значение каждой фразы.
Комментируя заглавие, нужно отметить, что в нем содержатся слова «Wege» и «Bildung». Начнем со слова «Wege» - путь. На память приходит «Holzwege» («лесные просеки») Хайдеггера, представляющие собой дороги, которые не ведут никуда. Это просеки, проложенные в лесу дровосеками, которые делают свою работу и уходят назад, так что просеки эти не идут из одного пункта в другой. Что значит идти из одного пункта в другой? Это действие, о котором можно спросить, достигло оно цели или нет, и как можно добраться быстрее. Дойдя до места назначения, о месте, из которого вышли, можно благополучно забыть. В другом контексте можно было бы указать на связь «Holzwege» с измерением бессознательного как таковым: движение из одного пункта в другой представляет собой нечто такое, что измерению бессознательного совершенно чуждо. Говорить о пути аналитического лечения как маршруте, ведущем из одного пункта в другой, - это уже определенная натяжка, хотя высказываться в подобном роде у нас в порядке вещей. Не исключено, что Лакан с помощью своих узлов что-то в этом изменит, и в психоанализе несколькими «Holzwege» станет больше.
Возвратимся, однако, к «Wege» Фрейда. Вне всякого сомнения, тому или иному пути следует либидо. Для либидо характерна подвижность, что как раз и придает смысл фиксации. Ведь фиксация получает свое значение именно на фоне призвания либидо к движению, той свойственной ему «блудливости», которой объясняется и пластичность частичных влечений (о чем говорится в лекции XXII). Об этом свидетельствует и упоминаемая Фрейдом способность к изменению объекта и замене его другим, и склонность к смещениям, и предрасположенность к нахождению себе заместителей. Один из возможных путей ведет к симптому, другой - к произведению искусства. Клиническое исследование образования симптома выливается в размышление об искусстве. Подводя итог, можно сказать, что либидо может привести к сублимации или к симптоматизации. В данной лекции Фрейд рассматривает симптоматизацию либидо, но это не единственный возможный его путь. Для либидо возможна как бы двойная судьба, две судьбы, которые, с одной стороны, противостоят друг другу, с другой же - могут следовать друг за другом или взаимно сочетаться. Именно на этот вывод Фрейда опирается Лакан, когда в тексте «О наших предшественниках» говорит буквально следующее (фраза, из которой я исходил и в докладе, посвященном формальной оболочке симптома): «Верность формальной оболочке симптома привела нас к тому пределу, где она оборачивается эффектами творчества». Само выражение «формальная оболочка симптома» отсылает нас к Sinn симптома, указывает на тот означающий механизм, исходя из которого определенные смысловые эффекты и возникают. Механизм и в симптоме, и в произведении искусства, в некотором отношении, является одним и тем же, с единственной разницей: во втором случае имеет место инверсия или, как говорит Лакан, «оборот».
Достигается некий предел, начиная с которого происходит возвращение, отлично проиллюстрированное в тексте Фрейда. Инверсия происходит по мере того, как творец берет под свою ответственность проявляющееся в симптоме желание высказаться, которое остается бессознательным. Он берет его под ответственность, скажем так, своего облеченного решимостью желания, своей воли. С этой точки зрения создание произведения предстает чем-то вроде творения искусственного симптома.
На такой позиции Лакан настаивает в своей диссертации по психиатрии, посвященной случаю Эме, и она же много лет спустя приводит его к случаю Джойса. Истоки понятия «sinthome» лежат в идеях этой диссертации, промежуточным этапом развития которых и является комментарий 1966 года, посвященный формальной оболочке симптома.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Старовойтов В.В. Развитие Эго-психологии в трудах Анны Фрейд
  • Метод сосредоточения
  • Выбор объекта (или объектный выбор); object-choice
  • Интроекция; Introjection; Introjektion
  • Действие специфическое; specific action
  • Литвинова Т.В. Историко-культурные и индивидуальные варианты религиозности: психоаналитический взгляд
  • Автономов Д.А. Проблема тревоги, аддикции и «новых» симптомов у современных пациентов с позиции психоанализа
  • Влечение к разрушению
  • Влечение частичное
  • Васильева Н.Л. Рецензия на книгу Бурлаковой Н.С., Олешкевич В.И. "Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд"
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа
  • Отношение Фрейда с Пьером Жане
  • Я-либидо — объектное либидо; ego-libido — object-libido
  • Анализ дидактический
  • Влечения Я
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 11: (1964). Четыре основные понятия психоанализа.
  • Фиксация; fixation
  • Пластичность либидо; plasticity of the libido
  • Доэдипов; preoedipal
  • Чиркова М. А. Сказкотерапия как метод работы с жизненными сценариями
  • Миллер Жак-Ален. Читать симптом.
  • Литмен Р. Зигмунд Фрейд о самоубийстве
  • Психоаналитические афоризмы I. - Зигмунд Фрейд
  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Гулдинг Мэри Макклюр. Трансактный анализ и терапия нового решения
  • Психоанализ о взаимоотношениях между психическими комплексами и телом – случаи анорексии и булимии.
  • Шакирзянова Гюзель Рамилевна Айтиева Людмила Павловна. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
  • Либидо
  • Воспоминания Зигмунда Фрейда относящиеся к раннему детству
  • Вязкость либидо; adhesiveness of the libido
  • Фрейд Анна. Психология Я и защитные механизмы.
  • Совэр П. Фрейд, Салливан и аналитическая позиция
  • Сексуальность; sexuality
  • Редактор. Новый год
  • Шейнов В. П. Трансактный анализ скрытого управления
  • Соединение — разъединение (влечений); fusion-defusion (of instincts)
  • Опыт удовлетворения; experience of satisfaction
  • Влечения к самосохранению
  • Тенденция к навязчивому повторению
  • Конверсия; conversion
  • Романова Л.Е., Давыдова Л.В., Коршунова Г.В. Экономический анализ
  • Влечение сексуальное
  • Застой либидинальный; damming up of the libido
  • Леонтьев Д.А. ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО КАК ПРАКТИКА РАСШИРЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО МИРА
  • Фрейд Зигмунд - Собрание сочинений в 10 томах. Том 6. Истерия и страх.
  • Интроверсия; introversion
  • Образование замещающее; substitutive formation
  • Притча «Как обойти правило»
  • Последействие; differed action



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь