Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50804

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В продолжении длительного времени психология имела лишь две сферы практического приложения – педагогику и медицину. В начале XX века технический прогресс актуализировал проблему психологических основ эффективной производственно-экономической деятельности, торговли, рекламного дела – менеджмента и маркетинга, проблему рационализации труда промышленных рабочих. Повысился престиж психологических знаний в среде организаторов производства, интерес общества к проблеме психологического потенциала человеческой деятельности. Начали проводиться исследования по выявлению оптимальной продолжительности рабочего времени, изучению проблемы утомляемости, разрабатывались методики анализа психологической структуры различных профессий – профессиограммы, разрабатывались тесты профессиональной пригодности. В США выходят книги Г. Мюнстерберга "Психология промышленной производительности" (1913 г.) и К. Пирсона "Выбор профессии". Возросли практическая значимость психологии и интерес общества к человекознанию. Увеличились ассигнования на лабораторно-психологические исследования. Активизировались исследования различных психических функций – памяти, интеллекта, внимания, сенсомоторных реакций; определяется необходимый уровень развития этих функций для успешного овладения различными профессиями.
Экспериментальная психология выходила за пределы академических лабораторий и широко внедрялась в различные сферы жизнедеятельности людей, усовершенствовались методы психологической диагностики, расширялась сфера психологического консультирования. Психический потенциал человека становился объектом точных измерений, во всех сферах человеческой деятельности стал четко усматриваться психологический фактор.
Начиная с 30-х годов в американской психологии развивается теория интеракционизма (от англ. interaction – взаимодействие). Эта теория основывается на концепции американского психолога и социолога Джорджа Герберта Мида (1863–1934), который вслед за известными американскими прагматистами Джеймсом и Дьюи считал, что сознание имеет инструментальную природу – является средством приспособления индивида к среде. Личность согласно интеракционизму формируется в социальном взаимодействии. Решающее значение имеют при этом принятие личностью социальной роли, формирование у нее социально-рефлексивного "Я", ее способности стать объектом для себя самой, перерастание социального контроля во внутренний самоконтроль. Эта концепция оказала основное влияние на развитие современной социальной психологии (Дж. Мид "Сознание, личность и общество", 1934 г.). Теория интеракционизма стала наиболее распространенной в американской психологии. Широкое распространение получили и различные теории личности.
Наряду с динамическими теориями личности выделяются так называемые структурные теории личности – они направлены на выявление структуры личности, ее типологии, составных элементов, черт личности. Наиболее крупными представителями структурных теорий личности являются Г. Олпорт, К. Роджерс, Д. Кеттелл, Г. Айзенк.
Гордон Уиллард Олпорт (1897–1967), американский психолог, один из основоположников современного системного подхода к изучению психологии личности, считал, что у любой личности имеется устойчивый набор черт. (Его теория и называется "теорией черт личности".) Олпорт исследовал иерархию ценностных ориентации личности и произвел типологизацию личности по этому основанию ("Личность: психологическая интерпретация", 1938).
Другой американский психолог Карл Рэнсом Роджерс (1902–1987), один из лидеров так называемой гуманистической психологии, считал, что ядром личности является ее Я-концепция. Формируясь в социальной среде, эта Я-концепция и является основным интегративным механизмом саморегуляции личности. Я-концепция постоянно сопоставляется с идеальным Я, вызывает попытки ограждения Я-концепции от дезинтеграции: индивид постоянно стремится к самооправданию своего поведения, использует разнообразные механизмы психологической защиты (вплоть до перцептивных искажений (искажений восприятия) и игнорирования неугодных ему объектов). Роджерс разработал особую (интерактивную) систему психотерапии, основанную на доверительном отношении к пациенту ("Центрированная на клиенте терапия", 1954).
Во второй половине XX века начинается широкое использование в изучении психологии личности экспериментально-математических методов. Американский психолог Джеймс Маккин Кеттелл (1860–1944) выступил зачинателем тестологического движения в психологии. Он впервые применил в психологическом исследовании личности сложный метод современной статистики – факторный анализ, сводящий к минимуму множество различных показателей и оценок личности и позволяющих выявить 16 базовых черт характера личности (16-факторный личностный опросник Кеттелла). Опросник Кеттелла выявляет такие базовые качества личности, как разумность, скрытность, эмоциональную устойчивость, доминирование, серьезность (легкомысленность), добросовестность, осторожность, чувствительность, доверчивость (подозрительность), консерватизм, конформность, управляемость, напряженность. В опроснике Кеттелла более 100 вопросов, ответы на которые (утвердительные или отрицательные) группируются в соответствии с "ключом" – определенным способом обработки результатов, после чего определяется выраженность того или иного фактора.
Методы математического анализа результатов наблюдений и опросов, документальных данных были разработаны также Г. Айзенком. Его концепция черт личности связана с двумя взаимосвязанными базовыми ее качествами: 1) экстраверсия и интроверсия; 2) стабильность – нестабильность (невротизм, тревожность). С этими базовыми качествами личности Айзенк связывал все остальные психические особенности личности, которые были распределены им в четыре группы (рис. 101).
Обилие концепций психологии личности на Западе свидетельствует об их теоретической ограниченности.

Рис. 101. Распределение черт личности в координатах осей "интроверсия – экстраверсия" и "стабильность – нестабильность" (по Айзенку)

Глава 7. Развитие нейрофизиологии и психологии в России в дореволюционный период

Формирование научной психологии в России связано со становлением русской нейрофизиологической школы.
В 1863 году был опубликован выдающийся труд русского физиолога И. М. Сеченова (1829–1905) "Рефлексы головного мозга". В этой работе И. М. Сеченов провозгласил: "Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы*. Сеченов заложил основы естественнонаучного направления отечественной психологии. Утвердившееся до него представление о психике как множестве отдельных психических явлений (чувств, образов, представлений, мыслей) Сеченов концептуализировал в единый механизм "жизненных встреч организма со средой". Психические явления стали трактоваться И. М. Сеченовым как регуляторы деятельности, срабатывающие на сигнальные воздействия среды. Сигналообразование, вычленение в среде значимых воздействий стали рассматриваться им в качестве основной функции психики.
* Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947. С. 176.

Психофизиологический трактат "Рефлексы головного мозга" И. М. Сеченов написал после сенсационного открытия им центрального торможения. (До этого физиологам был известен только процесс возбуждения.) С открытием Сеченовым процесса торможения в нейрофизиологии возник комплекс проблем нейродинамики, связанный с соотношением возбуждения и торможения. На основе новых нейродинамических представлений Сеченов вновь обращается к проблеме рефлекса, рассматривая его как базу для объяснения "происхождения психических деятельностей" ("Кому и как разрабатывать психологию?", 1872 г.; "Психологические этюды", 1873 г.).
Сеченов считал, что психическое и физиологическое явления родственны по механизму совершения. Любое психическое явление Сеченов рассматривал как процесс, имеющий определенную структуру, – начало, течение и конец. Начало и конец психического процесса – то, что соединяет организм со средой. Начало процесса определяется внешними влияниями. Стало быть, психическое внутренне детерминируется внешним – таков один из основных сеченовских постулатов. Внешнее воздействие превращается в чувствование лишь при условии его значимости для организма.
До Сеченова чувствование рассматривалось как имманентный феномен сознания. Сеченов связал его с приспособительным поведением организма в окружающей его среде. "Чувствование всегда и везде имеет только два общих значения: оно служит орудием различения условий действия и руководителем соответственных этим условиям (т. е. целесообразных или приспособительных) действий"*. Мозг, по Сеченову, получает и обрабатывает двойной ряд сигналов – от значимых предметов посредством чувствования и от результатов действия посредством мышечного чувства. Мышца, по Сеченову, не только орган действия, но и инструмент познания среды: она передает в мозг сигналы о пространственно-временных координатах объектов внешней среды. Посредством движений происходит добывание той информации, которая лежит в основе мыслительной деятельности ("Элементы мысли", 1878 г.).
* Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947. С. 416.

Так был положен конец многовековой точке зрения на сознание как внутреннее созерцание. Сеченов предвосхитил фундаментальный принцип психологии – принцип интериоризации: мысль зарождается в реальных жизненных встречах организма с предметами окружающего мира.
Пройдя "школу действия", мысль "свертывается, становится внешне незаметной", но всегда отражается в микродвижениях мышц (идеомоторные акты). Тем же путем возникает и воля – только уже не из взаимодействия с вещами, а из взаимодействия с людьми.
По образцу людей, регулирующих его жизнедеятельность, ребенок представляет себя командным центром и становится способным к самодетерминации. (Создавая для психологов-идеалистов иллюзорное "Я" как первоисточник индерминированной воли.)



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Юлия Валериевна Пронина. Консультация для родителей «МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
  • Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Тип; Туре
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Если основа сценария, жизненные установки остаются не осознаваемые, а человек начинает сопротивляться сценарию...
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Возможны ли волевые решения? Эксперимент Либета
  • Мораль; Morality; Moral
  • Григорий Чаусовский. Окситоциновые психотехнологии. Система нейтрализации агрессивного поведения в системе «человек-жизненная среда»
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ
  • Влечение к разрушению
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Олейник А. Н. Позиционный анализ как средство деятельности сотрудника ОВД в ситуациях конфликтов
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Влечение сексуальное
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Инстинкт; влечение; Instinct; Instinkt
  • Миникаева Наталья Александровна. Презентация «Мотивация детей»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Религиозная установка; Religious attitude; religios Einstellung
  • Казакова Светлана Анатольевна. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
  • Притча «Поведение»
  • Вишняков Алексей. Ошибочные цели поведения детей и способы продуктивного реагирования родителей.
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Сверхдетерминированность; over-determination
  • Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н. Биология. Учебник. 9 класс. Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н.
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Развитие судеб влечений
  • Рамиль Гарифуллин. Аддикция и постмодернистская теория личности
  • Инстинкт; instinct
  • Мотив; motive
  • Атаева Екатерина Николаевна. Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Маша и медведь знакомятся с правилами безопасного поведения на дорогах»
  • Мария Коновалова. Современная денежная лихорадка: причины и последствия
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Мамышева Г.Ф., Нуреева С.Р., Савельева А. И.. Философствование с шестилетками
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Бушуева Анна Олеговна. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ»
  • Развитие мотивационной сферы, действий, самоконтроля. ЗАНЯТИЕ 17
  • Георгий Почепцов. Три модели построения информационных операций. - Геогрий Почепцов
  • Максимова Наталья Андреевна. Методы и приемы формирования культуры поведения у детей младшего возраста на основе программных задач



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь