|
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122015
Автор: Реан А.А.
Название: Психология человека от рождения до смерти. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке выделяют два различных типа интеллекта. Причем считается, что эти два типа интеллекта можно относительно легко измерить обычными интеллек-туальными тестами (Horn, 1982).
Первый тип интеллекта, объединяющего в себе весьма широкую область интеллектуального функционирования, называют текучим интеллектом. Это те способности, с помощью которых человек учится чему-либо новому. К ним относятся скорость и результативность запоминания, индуктивное рассуждение, оперирование пространственными образами и восприятие но¬вых связей и отношений. Конечно, используемый для обозначения данного типа интеллекта термин является метафорой. Скорее всего, он подразуме¬вает, что базисные процессы интеллекта «вливаются» во множество иных видов интеллектуальной деятельности человека, включая восприятие, узна¬вание, анализирование и решение различных задач (Horn, 1982; Neugar-ten, 1976). Большинство авторов, рассматривающих проблему интеллекта в рамках данной теории, считают, что поступательное развитие текучего интеллекта продолжается до окончания юношеского периода жизни человека, а затем в процессе взросления происходит постепенное его снижение. Этот тип ин-теллекта, по мнению ученых, отражает биологические возможности нерв¬ной системы — ее работоспособность и интегративность (Horn, 1982). Другим типом интеллекта является кристаллизованный интеллект, который приходит к человеку с опытом и образованием. Приобретение дан-ной формы интеллекта связано с осведомленностью человека и теми знани-ями, которые он накопил в течение длительного времени своей жизни. В чем непосредственно выражается уровень развития данного типа интеллек¬та? В первую очередь в способности человека устанавливать отношения, формулировать суждения, анализировать проблемы и использовать усвоен-ные им стратегии для решения задач. В отличие от предыдущего типа интеллекта, кристаллизованный интел-лект часто повышается в течение жизни, пока люди сохраняют способность получать и сохранять информацию (Neugarten, 1976). Когда в лонгитюд-ных исследованиях проводятся тесты когнитивных навыков, предполага¬ющих использование этого типа интеллекта, испытуемые нередко показы¬вают в свои 50 лет результаты более высокие, чем те, которые они демонстрировали в 20. Это в значительной степени объясняет тот факт, что ученые-гуманитарии и естествоиспытатели, чья работа непосредственно опирается на накопленные в течение жизни знания и опыт, отличаются большей продуктивностью в 40-, 50- или даже 70-летнем возрасте, а не в молодости. Например Например, в творчестве психолога многие исследователи выделяют три пика продуктивнос¬ти. Первый из них, по мнению большинства, приходится на возраст 40-45 лет, а второй — 60-64 года. Третий пик наблюдается на рубеже 70-летнего возраста. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА Рассматриваемые нами два типа интеллекта имеют различный характер динамики своего развития. Максимального развития текучий интеллект достигает в юности, а в период средней взрослости его показатели снижают-ся. Для кристаллизованного интеллекта характерна другая особенность. 486 Я Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет) Словарь Общая осведомленность Прикидка по опыту Общий интеллект Пространственные отношения Индуктивное рассуждение 20 25 30 40 50 60 70 Хронологический возраст Показатели словарного запаса, общей осведомленности и того, что называют прикидкой по опыту. Его максимальное развитие становится возможным лишь при достижении периода средней взрослости. Данная закономерность динамики развития текучего и кристаллизованного интеллекта была подтверждена многочис-ленными и разноплановыми исследованиями. Так, в подтверждение различного характера развития текучего и крис-таллизованного интеллекта в период взрослости Хорн и его коллеги (Horn et al., 1980) провели ряд исследований, построенных на основе метода по-перечных срезов. На рисунке представлены показатели словарного запаса, общей осведомленности и того, что называют прикидкой по опыту (рисунок приведен из книги Г. Крайга «Психология развития»). В результате этих исследований было установлено, что у людей старше 40 лет показатели по используемым тестам оказались намного выше, чем у тех, чей возраст составлял 20—30 лет. С другой стороны, оценки по тестам пространственных отношений и индуктивного рассуждения были гораздо ниже у тех, кто перешел 50-летний рубеж, чем у более молодых испытуе-мых (Horn, Donaldson, 1980). Однако результаты данного исследования были получены путем несвя-занных между собой выборок обследуемых. Хорном и его сотрудниками были обследованы совершенно разные люди различных возрастов, которые родились в разное время, имели различный жизненный опыт. Более того, при анализе социально-демографических характеристик было выяснено, Метод поперечных срезов — методоло-гия проведения экспериментального иссле¬дования динамики психологических, физи¬ологических и др. характеристик людей, как правило, занимающихся одной и той же деятельностью, на основе обследования несвязанных между собой групп людей, на¬ходящихся на различных временных отрез¬ках деятельности. что более молодые люди чаще всего были более образованны, обладали более крепким здоровьем, лучше питались в ранние годы своей жиз¬ни. Кроме того, образование, по¬лученное представителями стар¬шего возраста, заметно отличалось по своему содержанию от того, ко-торое давалось молодым людям. Когда они учились, развитию од¬них интеллектуальных способнос- ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 487 Специалисты среднего возраста значительно лучше молодых справляются с интерпретацией рентгено-вских снимков, так как эта работа требует высокого развития кристаллизованного интеллекта. тей могло придаваться намного большее значение, чем совершенствованию других. Поэтому помимо исследования методом по-перечных срезов были предприняты по¬пытки проведения лонгитюдных исследований. Результаты, полученные при лонгитюдных исследованиях, в некоторой степени расходятся в зависимости от объекта исследования. Так, у лиц с высоким образовательным уровнем оценки многих интеллектуальных спо-собностей продолжают с возрастом повышаться. Согласно обширному исследованию Шайи (Schaie, 1983), оценки целого ряда различных умственных способностей человека, относящихся как к текучему, так и к кристаллизованному интеллекту, на протяжении почти всего периода взрослости либо возрастают, либо остаются на прежнем уров-не, понижаясь только тогда, когда человеку переваливает за 60. Если же оценивать имеющуюся информацию, полученную на основе проводимых экспериментальных исследований, можно отметить следующее: от 45% до 60% участников различных и разноплановых исследований показывают ус-тойчивые результаты по каждому из нескольких видов тестов на всем про-тяжении взрослости, даже после 70 лет. Некоторые (10-15%) демонстриру-ют от тестирования к тестированию все более высокие результаты вплоть до своих 75. У несколько большего количества испытуемых (примерно 30%) результаты со временем ухудшаются к тому моменту, когда их возраст дос-тигает 60 лет. Встречаются и такие, кто сдает свои позиции лишь в тестах на «беглость речи». Несколько больше тех, кто показывает прежний уро¬вень интеллектуальных возможностей и даже повышает его в тестах на вербальное понимание и арифметические действия. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|