|
Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50458
Автор: Еникеев М. И.
Название: Общая и социальная психология. Учебник для вузов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В конце концов это приводит к замене собственного "Я" на псевдо-"Я". И часто люди подавляют лучшие качества, заменяя их навязанными извне суррогатами чувств и мыслей. Мы есть то, говорит Фромм, чем мы должны быть в соответствии с потребностями общества, в котором живем.
*Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. Фромм отверг постулат Фрейда об изначальной порочности человеческой природы. Он показал, что экономические, идеологические и психологические факторы находятся во взаимодействии. На изменения внешней обстановки человек реагирует не сексуальными рефлексами, а изменением самого себя. Фромм выступил как гуманизатор психологии, придал ей социокультурную направленность. Человек, по Фромму, является пленником не инстинктивных побуждений, а созданных им политических институтов и идеологом. Сам по себе человек не является ни плохим, ни хорошим. Он открыт для самосозидания в любом направлении. Человек – единственное животное, для которого собственное существование – проблема. Само существование человека выступает, по Фромму, в двух противоборствующих модусах – быть и иметь. Существование в модусе иметь заглушает коллизию человеческого бытия, обеспечивает ему иллюзорную самодостаточность. Тенденция иметь стимулируется и его биологической природой. Тенденция быть черпает силы в человеческой духовности, обусловлена глубинными подлинно человеческими потребностями*. * См.: Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986; он же. Душа человека. М., 1992; он же. Психоанализ и этика. М., 1993. Таковы вкратце взгляды основоположника гуманистического психоанализа Эриха Фромма, которого считают и отцом экзистенциальной психологии (от лат. existentia – существование). Экзистенциальная психология предполагает анализ личности во всей полноте и уникальности ее бытия*. Являясь одним из направлений гуманистической психологии, она акцентирует внимание на проблеме жизни и смерти, проблемах общения, любви и одиночества, поиска смысла существования. * Гуманистическая и экзистенциальная психологии возникли на основе персоналистической психологии и являются ее продолжением. Начало этого психологического направления было положено в конце 30-х годов немецким психологом Вильямом Штерном (1871–1938). Центральным понятием психологии является, по Штерну, понятие о личности как о целесообразующей целостности. В США персоналистическое направление было продолжено А. Маслоу (1908–1970), Г. У. Олпортом (1897–1967) и др. Объектом исследования психологи-персонологи сделали личность, стремящуюся к самоисполненности. Однако человека персоналисты трактуют как носителя изначально заданной "человеческой природы". В середине XX в. формируется школа необихевиоризма. Один из лидеров необихевиоризма Эдуард Чейс Толмен (1886–1959) предпринял попытку соединить идеи бихевиоризма с идеями гештальтпсихологии и фрейдизма, введя в строгий бихевиоризм Уотсона понятие внутренних переменных – мотив, цель, построение и проверка гипотез. Рассматривая не отдельные поведенческие реакции, а целостный поведенческий акт, преодолевая механистический взгляд строгого бихевиоризма на формирование навыков, Толмен выделил познавательный компонент научения. Он установил, что научение может происходить и без подкрепления (скрытое научение)*. Большую известность приобрело исследование Э. Ч. Толмена "Целевое поведение у животных и человека" (1932 г.). * Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Концепция Толмена о внутренних переменных была поддержана и развита Кларком Леонардом Халлом (1884–1952), экспериментально исследовавшим формирование понятий и навыков ("Система поведения", 1952 г.). Выступая как лидер американской психологии 30–50-х годов, Халл пытался создать новую психологическую систему, интегрированную с нейрофизиологией. Отдельные элементы этой новой психологической парадигмы были взяты на вооружение многими психологами и даже нейрофизиологами. Так, еще в 40-х годах в работе "Принципы поведения" (1943 г.) Халл выявил многие механизмы саморегуляции организмов. Для приспособительного действия, постулирует Халл, необходимы как некоторое состояние организма, так и соответствующее воздействие среды, которые должны совпасть, чтобы вызвать реакцию эффекторных органов. Халл выдвинул плодотворную идею "афферентного нервного взаимодействия", согласно которой реакции организма осуществляются в соответствии с тем, какие нервные ансамбли возбуждаются данным стимулом*. * См. : Холл К. Л. Принципы поведения // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986. С. 38–58. В развитии общей теории регуляции человеческого поведения значительную роль сыграла теория "поля" немецкого психолога, эмигрировавшего в США, Курта Левина (1890–1947). Будучи руководителем центра по изучению групповой динамики при Массачусетском технологическом институте и контактируя с Винером, разрабатывавшим в то время в том же институте основы кибернетики, К. Левин исследовал проблему групповой динамики. Используя физическое понятие "поле", Левин ввел понятие психологического пространства. Жизненное пространство индивида Левин рассматривал как некое целостное поле, внутри которого возникают и взаимодействуют психологические силы – стремления, уровни притязаний, лидерские проявления, конфликты. Эти силы имеют определенную величину, направленность и точки приложения (Левин предложил обозначить их математическими знаками). Одни районы поля притягивают индивида, другие его отталкивают, т. е. имеют отрицательную или положительную валентность. Указанные силы организуют мотивационную структуру индивида. Для ее исследования Левином была разработана специальная экспериментальная методика. Поведение личности он связал с процессами групповой динамики. В связи с этим им были разносторонне исследованы психологические проблемы лидерства и межличностных конфликтов. Крупнейшим исследователем развития психики в онтогенезе (индивидуальном развитии) стал швейцарский психолог Жан Пиаже (1896–1980), основатель генетической психологической школы. Работая в лаборатории А. Бине, Пиаже, занимаясь измерением интеллекта у детей, обнаружил у них типичные ошибки. Если в традиционной психологии мышление и речь ребенка изучались лишь с точки зрения их изъянов, то Пиаже первым исследовал качественные особенности детского мышления ("Речь и мышление ребенка", 1923 г.). Развитие психики ребенка Пиаже рассматривал как процесс внутренней трансформации совершаемых им внешних действий (как процесс интериоризации). Концепция интериоризации – перехода внешних предметных действий во внутренние умственные действия – стала фундаментальной теоретической концепцией современной психологии. Созданная Жаном Пиаже Женевская школа психологии стала крупнейшим мировым центром исследования психического развития человека. Пиаже создал особое направление в психологии – генетическую эпистемологию – психосоциальную теорию развития познания (от греч. episteme – знание) ("Психология интеллекта", 1946 г.). Исследования Пиаже содействовали разработке проблемы соотношения между логикой и психологией мышления, между биологическими и психологическими факторами интеллектуального развития. В историю психологии Пиаже вошел как создатель операциональной концепции интеллекта. Уравновешивание субъекта и объекта, по Пиаже, происходит путем формирования у субъекта в результате его действий с объектом операциональных структур. Операция – внутреннее действие субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия. Внутренние действия, как и действия внешние, связываются в определенную систему, структуру. * См.: Пиаже Ж., Инелъдер Б. Генезис элементарных логических структур. М., 1963 В своей "Теории Ж. Пиаже" он писал: "Для того чтобы познать объекты, субъект должен действовать с ними и поэтому трансформировать их – перемещать, связывать, комбинировать... Источник знания лежит не в объектах, не в субъектах, а во взаимодействиях..." Множество наблюдений над детскими рассуждениями позволили Пиаже открыть фундаментальные закономерности становления человеческого мышления, установить, что мыслительные операции (сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация) не даны человеку априорно, а формируются в процессе практического взаимодействия ребенка с внешними объектами ("Речь и мышление ребенка"). Пиаже установил, что все психическое развитие ребенка связано с развитием его интеллекта, способности адекватно отражать схему ситуации. Эта схема не дается от рождения, а формируется во взаимодействии с предметами, объективными ситуациями. При этом существенно, чтобы ребенок пользовался устойчивыми ранее сформированными схемами и был способен видоизменять их по мере накопления опыта (эти процессы названы им ассимиляцией и аккомодацией). Пиаже дал периодизацию стадий формирования интеллекта: стадия сенсомоторного интеллекта, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. Ж. Пиаже первым понял и изучил "загадки" детского ума. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|