Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54581

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Педагогическая, морально-психологическая и т. д. помощь всегда необходима и полезна ребенку, но она может способствовать его саморазвитию лишь при вышеуказанных строго определенных условиях.
Проведенный анализ проблемы субъекта (т. е. человечества и внутри него различных групп и индивидов) свидетельствует о том, что такой анализ закономерно включается в контекст сопоставления гуманистической и тоталитарной позиций. Поэтому особенно важно все глубже раскрывать изначальные социальность и активность человеческого индивида, становящегося субъектом в процессе бесконечного многообразия взаимосвязей между человеком и обществом. Социальность не сводится к влиянию последнего на индивида. Необходимо учитывать и исследовать не только влияние общества на индивида, но и индивида на общество, членом которого он всегда является.
Именно субъектный (в частности, субъектно-деятельностный) подход направляет исследование на изучение целостности человека.
Целостность субъекта есть основание для системности всех его психических качеств. Данный онтологический план определяет гносеологическую основу рассматриваемой проблемы, т. е. разработка психологии субъекта (индивидуального, группового и т. д.) — это путь к установлению единства психологической науки.
Литература
1. Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. М. 1980.
2. Абульханова-Славская К.А. и Брушлинский А.В. Философско-психологическая
концепция С.Л.Рубинштейна. М. 1989.
3. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.-Воронеж. 1996.
4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. 1984.
5. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М. 1991.
6. Мышление: процесс, деятельность, общение. М. 1982.
7. Психологический словарь. М. 1983.
8. Российский менталитет: психология личности, сознание, социальные представления. М. 1996.
9. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. М. 1957.
10. Рубинштейн СЛ. Принципы и пути развития психологии. М. 1959.
11. Субъект и социальная компетентность личности. М. 1995.
12. De Groot A.D. Unifying Psychology: A European View // New Ideas in Psychology. 1990. Vol. 8. цЗ.
13. Staats A.W. Unified Positivism and Unification Psychology // American Psychologist. 1991. ц9.
14. Unity or Diversity of Psychology // International Journal of Psychology & Special issue (ц 5). 1992. Vol. 27.
570
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ..................................................................................3
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.................................................................................9
ГЛАВА 1.
ПСИХОЛОГИЯ В РОССИИ НАЧАЛА XX ВЕКА (Предреволюционный период)............................................. 10
§ 1. Состояние психологического знания в России
в начале XX века....................................................10
§ 2. « Экспериментальная » психология............................19
§ 3. Эмпирическая психология.......................................33
§ 4. Религиозно-философская психология........................36
Литература..................................................................46
ГЛАВА 2.
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ
В20-30-еГОДЫ ................................................................49
§ 1. Революция и психология ........................................49
§ 2. Развитие советской психотехники............................53
§ 3. Развитие советской педологии .................................59
§ 4. Поведенчество как фактор формирования
материалистических основ в советской психологии
в 20-30-е годы ........................................................62
§ 5. Методологические дискуссии 20-30-х годов
в советской психологии ...........................................72
§ 6. Развитие психоанализа в России..............................81
§ 7. Трагедия прикладной психологии в России
в 30-е годы ............................................................90
§ 8. Итоги развития советской психологии
в предвоенный период.............................................96
Литература................................................................102
571
ГЛАВА 3.
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ГОДЫ ВОЙНЫ И
В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД .......................................... 105
§ 1. Развитие психологии в годы Великой
Отечественной войны ............................................105
1.1. Требования и особенности психологических разработок в условиях войны.................................. 105
1.2. Основные направления деятельности психологов
в годы войны ....................................................... 107
1.3. Организация и руководство деятельностью психологического сообщества в условиях военного времени............................................................... 110
1.4. Проблематика психологических исследований в годы войны ....................................................... 112
1.5. Результаты и достижения
советской психологии военного периода................... 113
1.6. Итоги развития советской психологии в годы Великой Отечественной войны................................ 125
§ 2. Психология и физиология:
дискуссии после Великой Отечественной войны........126
§ 3. Развитие психологической науки в период
со второй половины 60-х и до конца 80-х годов ........130
3.1. Разработка теоретико-методологических основ психологических исследований............................... 131
3.2. Конкретно-научные исследования
в области психологии ............................................ 135
§ 4. Состояние и тенденции развития психологии
в России в 90-е годы ............................................. 153
Литература................................................................ 157
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.............................................................................163
ГЛАВА 4. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ВЫСШИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ........ 164
§ 1. К проблеме личности............................................ 164
Литература................................................................ 185
§ 2. Проблема субъекта, принцип детерминизма
и зона ближайшего развития.................................. 186
Литература................................................................207
572
ГЛАВА 5.
ИСХОДНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ СУБЪЕКТА
И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .................................................. 208
§ 1. Субъект и его деятельность ...................................208
§ 2. Проблема деятельности и психическое как процесс .. 252 Литература................................................................262
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ..............................................................................269
ГЛАВА 6.
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ........................ 270
§ 1. Общая характеристика состояния проблемы личности и первый период ее разработки в отечественной психологии..........................................................270
§ 2. Методологические проблемы психологии личности ... 278
§3. Основные уровни изучения и теории личности.........296
3. 1. Теория личности Д.Н.Узнадзе .........................299
3.2. Личность в философско-психологической концепции С.Л.Рубинштейна ................................305
3.3. Теория личности Б.Г.Ананьева.........................312
3.4. Взгляды А.Г.Ковалева на личность ...................316
3.5. Взгляды К.К.Платонова на личность .................317
3.6. Концепция личности В.Н.Мясищева..................319
3.7. Подход к личности А.Н.Леонтьева ....................320
§ 4. Развитие проблем психологии личности
в80-90-егоды ......................................................331
Литература................................................................367
ГЛАВА 7.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ............. 3 74
§ 1. Краткая история возникновения и основной
круг проблем .......................................................374
§ 2. Основные проблемы и тенденции развития
социальной психологии 60-70-ых годов ...................406
§ 3. Состояние социальной психологии в 80-90-ые годы .. 431
Заключение...............................................................450
Литература................................................................455
573
ГЛАВА 8.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ......... 459
Литература................................................................554
ГЛАВА 9.
ЦЕЛОСТНОСТЬ ОБЪЕКТА — ОСНОВАНИЕ ДЛЯ СИСТЕМНОСТИ ВСЕХ ЕГО
КАЧЕСТВ....................................................................... 559
Литература................................................................570
574



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Никита Тараторин. Психологи на службе спецслужб
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Зинченко В., Мамардашвили М. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Александр Рубакин. Библиопсихология. Николай Рубакин
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования
  • Эмпиризм; Empiricism; Empiric
  • Веккер Л. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Выготский Л.С., Лурия Р. Этюды по истории поведения
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Аллахвердов В.М. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОКЕАНУ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО К ТАИНСТВЕННОМУ ОСТРОВУ СОЗНАНИЯ
  • Что есть психоанализ наука или герменевтика
  • Петровский А., Ярошевский М. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В. Развитие психологического анализа: от 3. Фрейда до Э. Берна
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Ильенков Э. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Психическое; Psyche; Психика; Псюхе
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Жаркова Л.Г. К здоровью ученика через здоровье учителя
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Роджерс К. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • М.Н. Бочкова, Н.В. Мешкова. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Йегуда Ашлаг. Каббала в сравнении с науками
  • Стафкенс А. Психоаналитические концепции реальности и некоторые спорные идеи "нового подхода"
  • Митина М. А. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка
  • Лара Шрагина. Проблема психологической природы воображения
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Миронова М. КАТЕГОРИЯ "РАЗВИТИЕ" В ПСИХОЛОГИИ И ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь