|
Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54581
Автор: Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В.
Название: Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Педагогическая, морально-психологическая и т. д. помощь всегда необходима и полезна ребенку, но она может способствовать его саморазвитию лишь при вышеуказанных строго определенных условиях.
Проведенный анализ проблемы субъекта (т. е. человечества и внутри него различных групп и индивидов) свидетельствует о том, что такой анализ закономерно включается в контекст сопоставления гуманистической и тоталитарной позиций. Поэтому особенно важно все глубже раскрывать изначальные социальность и активность человеческого индивида, становящегося субъектом в процессе бесконечного многообразия взаимосвязей между человеком и обществом. Социальность не сводится к влиянию последнего на индивида. Необходимо учитывать и исследовать не только влияние общества на индивида, но и индивида на общество, членом которого он всегда является. Именно субъектный (в частности, субъектно-деятельностный) подход направляет исследование на изучение целостности человека. Целостность субъекта есть основание для системности всех его психических качеств. Данный онтологический план определяет гносеологическую основу рассматриваемой проблемы, т. е. разработка психологии субъекта (индивидуального, группового и т. д.) — это путь к установлению единства психологической науки. Литература 1. Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. М. 1980. 2. Абульханова-Славская К.А. и Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л.Рубинштейна. М. 1989. 3. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.-Воронеж. 1996. 4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. 1984. 5. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М. 1991. 6. Мышление: процесс, деятельность, общение. М. 1982. 7. Психологический словарь. М. 1983. 8. Российский менталитет: психология личности, сознание, социальные представления. М. 1996. 9. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. М. 1957. 10. Рубинштейн СЛ. Принципы и пути развития психологии. М. 1959. 11. Субъект и социальная компетентность личности. М. 1995. 12. De Groot A.D. Unifying Psychology: A European View // New Ideas in Psychology. 1990. Vol. 8. цЗ. 13. Staats A.W. Unified Positivism and Unification Psychology // American Psychologist. 1991. ц9. 14. Unity or Diversity of Psychology // International Journal of Psychology & Special issue (ц 5). 1992. Vol. 27. 570 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ..................................................................................3 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.................................................................................9 ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ В РОССИИ НАЧАЛА XX ВЕКА (Предреволюционный период)............................................. 10 § 1. Состояние психологического знания в России в начале XX века....................................................10 § 2. « Экспериментальная » психология............................19 § 3. Эмпирическая психология.......................................33 § 4. Религиозно-философская психология........................36 Литература..................................................................46 ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ В20-30-еГОДЫ ................................................................49 § 1. Революция и психология ........................................49 § 2. Развитие советской психотехники............................53 § 3. Развитие советской педологии .................................59 § 4. Поведенчество как фактор формирования материалистических основ в советской психологии в 20-30-е годы ........................................................62 § 5. Методологические дискуссии 20-30-х годов в советской психологии ...........................................72 § 6. Развитие психоанализа в России..............................81 § 7. Трагедия прикладной психологии в России в 30-е годы ............................................................90 § 8. Итоги развития советской психологии в предвоенный период.............................................96 Литература................................................................102 571 ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ГОДЫ ВОЙНЫ И В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД .......................................... 105 § 1. Развитие психологии в годы Великой Отечественной войны ............................................105 1.1. Требования и особенности психологических разработок в условиях войны.................................. 105 1.2. Основные направления деятельности психологов в годы войны ....................................................... 107 1.3. Организация и руководство деятельностью психологического сообщества в условиях военного времени............................................................... 110 1.4. Проблематика психологических исследований в годы войны ....................................................... 112 1.5. Результаты и достижения советской психологии военного периода................... 113 1.6. Итоги развития советской психологии в годы Великой Отечественной войны................................ 125 § 2. Психология и физиология: дискуссии после Великой Отечественной войны........126 § 3. Развитие психологической науки в период со второй половины 60-х и до конца 80-х годов ........130 3.1. Разработка теоретико-методологических основ психологических исследований............................... 131 3.2. Конкретно-научные исследования в области психологии ............................................ 135 § 4. Состояние и тенденции развития психологии в России в 90-е годы ............................................. 153 Литература................................................................ 157 ЧАСТЬ ВТОРАЯ.............................................................................163 ГЛАВА 4. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВЫСШИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ........ 164 § 1. К проблеме личности............................................ 164 Литература................................................................ 185 § 2. Проблема субъекта, принцип детерминизма и зона ближайшего развития.................................. 186 Литература................................................................207 572 ГЛАВА 5. ИСХОДНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ СУБЪЕКТА И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .................................................. 208 § 1. Субъект и его деятельность ...................................208 § 2. Проблема деятельности и психическое как процесс .. 252 Литература................................................................262 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ..............................................................................269 ГЛАВА 6. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ........................ 270 § 1. Общая характеристика состояния проблемы личности и первый период ее разработки в отечественной психологии..........................................................270 § 2. Методологические проблемы психологии личности ... 278 §3. Основные уровни изучения и теории личности.........296 3. 1. Теория личности Д.Н.Узнадзе .........................299 3.2. Личность в философско-психологической концепции С.Л.Рубинштейна ................................305 3.3. Теория личности Б.Г.Ананьева.........................312 3.4. Взгляды А.Г.Ковалева на личность ...................316 3.5. Взгляды К.К.Платонова на личность .................317 3.6. Концепция личности В.Н.Мясищева..................319 3.7. Подход к личности А.Н.Леонтьева ....................320 § 4. Развитие проблем психологии личности в80-90-егоды ......................................................331 Литература................................................................367 ГЛАВА 7. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ............. 3 74 § 1. Краткая история возникновения и основной круг проблем .......................................................374 § 2. Основные проблемы и тенденции развития социальной психологии 60-70-ых годов ...................406 § 3. Состояние социальной психологии в 80-90-ые годы .. 431 Заключение...............................................................450 Литература................................................................455 573 ГЛАВА 8. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ......... 459 Литература................................................................554 ГЛАВА 9. ЦЕЛОСТНОСТЬ ОБЪЕКТА — ОСНОВАНИЕ ДЛЯ СИСТЕМНОСТИ ВСЕХ ЕГО КАЧЕСТВ....................................................................... 559 Литература................................................................570 574 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|