Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 46564

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

нового опыпи, должна ощущапъся как совместимая с идеями, уже присутствующими в сиспеме С другой спороны, идеи, несоответствие копорых распознается по мере раз-витля личноспи, должны быпь исключены из системы Так происходитпоспоянное усвоение новых идей и изгнание спарых на протяжении жизни»3
Теория Леки имеет важное приложвние в обласпи обучения Мы обучаемся только пому, чтз соотзетстзует нашему образу систгмы Я (Другими словами, мы усваиваем тзлько лишь или лучше всего тзтматгриал, котзрый затрагивает наше Я, в который мы эго-вовлечены)
Другой автор, Карл Роджерс, озабочен тгм, как помочь людям достичь тачного и полного Я-оброза Многие тгрпятнеудачу в достижении здорового единства личности по причине самообмана
«Видимо, когда все способы, которыми индивид воспринимает себя (свои качества, способностл, импульсы и установки, свои отношения с другими) собраны в организованную сознательную Я-концепцию, то эт> сопровождается чувстом комфорта и свободы отнапряжения»4
Эта линия рассуждений отождеегтляетздоровье личности с полным и единым образом Я Образ Я включает видение не только того, «что я есть», но также того, «чем я хочу быть» и того, «чем мне следует быть» Соединяя эти аспекты образа Я, человек движется к единению
Близкий (в чем-то) подход обнаруживается в неофрейдистском понятии идентичности. Эриксон делаетего сердцевиной современной версии психоанализа Особенно в подростковом возрасте человек пытается привести чувство собстзенной идентичности в соотзетстзие со своими социальными взаимоотношениями Эриксон пишет «Чувство эго-иденпичноспи — это возникшая уверенность, что способностл поддерживать внутреннее тождество и непрерывность.соответстзуеттождество и непрерывность моего восприятия другими»5
С этой точки зрения, задача каждого — открыть, «кпо я?» Когда на этотвопрос дается удовлетворительный отзещ достигается новое единство и зрелость личности
Распространение этого поиска в область мистицизма обнаруживается в дзен-буддизме Дзен нацелен на тогтльное познание своей собстзенной природы Цель дисциплины дзен — переживание сатори, или просветленности Дзен утзерждаещ что подлинное Я нельзя познать с помощью аналитических понятий или (как это обычно делаютжитгли Запада) веры в то, что собстзенная идентичность не связана с фундаменпильными основами собстзенного сущеспвования Сатори — это переживание единстза, слияние Я и не-Я Западному разуму прудно доспичь пакого полного миспического переживания и даже поспичь его природу Наши привычки интгллек-пуального анализа мешаютнам доспичь пакого совершенного субъективного единстза Судзуки, учитгль дзен, пишет «Интгллект навязывается и прерывает переживание, чтобы сделапь его поддающимся интгллекпуальной обрабопке, которая означаетразличение или расчленение Первоначальное чувстзо иденпичноспи тогда упрачивается, и интгллекпу позволяется использовапь свой характгрный способ разбиения реальноспи на кусочки»6
3LeckyP Self-consistency a theory of personality N Y Tsland, 1945 P 135
4 Rogers С R Some observations on the organization of personality//American Psychologist 1947 Vol 2 P 358-368
5EnbonE H Tdentity and the life cycle selected papers N Y Tnt Umv Press, 1959 P 89 6 Suzuki D T Mysticism, Christian and Buddhist N Y Harper, 1957 P 105
Единство личности 409
Эпа линия мышления чужда западным концепциям личноспи, но она нашла опражвние в работах Фромма7 и Маслоу8 Эти автзры счиппющ чпо человек можвт сущестзенно увеличипъ стгпень собстзенного единстза, научившись преодолевапъ ди-хогтмии аффект—интгллекти культлвируя переживание тзорческой непосредспвен-носпи, копорая еспъ у детгй, но упрачиваепся взрослыми
Проприативные функиии и единство
И стремление, и образ Я — проприативные аспекты личности (глава 6) Рискнем обобщить единство личности надо искать прежде всего в проприативных (а не приспособительных или периферических) функциях.
Вспомним пьесу Дж Б Шоу «Пигмалион», героиню которой, невежвсгтенную цветочницу, подобрал для обучения речи профессор Хиггинс Он учит ее говорить «по-образованному» и обнаруживаете что она с готовностью подчиняется его приказам Если он велит ей быть служанкой, она дейсгтуеткак служанка, если велит быть леди — она дейсгтуеткак леди Внешне кажется, что в личности Элизы Ду-лигт вовсе нетп о следовательно спи Но за этим находится одно объединяющее объяснение ее поведения она влюблена в своего учителя Ее любовь — проприапивный фактор И именно проприативные факторы объясняютгткое единспво, когда оно обнаруживается в личности
Обратимся к экспериментальному исследованию
Клейн и Шонфелъд хотели исследовать уверенность как качесто личностл Они дали группе испытуемых серии тестов на интеллект в двух экспериментальных ситуациях В первой атмосфера была нейтральной, скучной, не эго-вовлеченной Испытуемые были просто лабораторными морскими свинками, проходящими через рутинные «лабиринты» После каждого из шести тестов их просили оценить степень своей уверенности в точности выполнения тестовых заданий Эти оценки уверенности по шести тестам были мало согласованы Спустя некоторое время испытуемым предлагался второй эквивалентный набор тестов, а атмосфера заметно менялась Испытуемые ставились в ситуацию большего напряжения, им велели постараться, так как результаты их тестов на интеллект отразятся на их оценках в колледже Эта перемена произвела большой эффект Оценки уверенности стали согласованными Сту-денщ испытывавший уверенность в том, что выполнил хорошо (плохо) один тесгц испытывал уверенность, что выполнил хорошо (плохо) остальные пять Авторы делают вывод, что уверенность — это устойчивая личностная черта, когда вовлечено эго, но она изменчива и непоследовательна, когда на кону не стоит собственный интерес испытуемого9
Оказывается, чпо эго-вовлеченноспъ вноситббльшую последоватглъноспъ в любую ситуацию Опросы общеспвенного мнения показывающ чпо люди, испытывающие сильные чувспва в связи с каким-то вопросом, будутдовольно последовательно (единообразно) поддерживать все предложения, касающиеся данного вопроса Если они испытывают меньшие чувспва (менее эго-вовлечены), они изменчивы и непоследовательны10
1 Fromm E Psychoanalysis and Zen Buddhism // Psychologia (Kyoto Univ ) 1959 Vol 2 P 79—99
8 MaslowA H Motivation and personality N Y Harper, 1954
9 Klein G S, Schoenfeld W The influence of ego-mvolvement on confidence // Journal of Abnormal and Social Psychology 1941 Vol 36 P 249-258
10 Cantnl H Gauging public opinion Princeton (N J) Princeton Univ Press, 1943 Ch 5
410 Структура и развитие личности
Обобщим главное мысли и поведение обладают большей последоватгльнос-пъю, когда они связаны с чем-тз, чтз мы считгем тгплым, центральным и важным для нашей жизни, чем когда они ни с чем тхким не связаны Или, говоря короче, проприапивные функции имеютпенденцию объединят, личноспъ
Соответствие или конгруэнтность
Следствие из вышесказанного мы должны ожидапъ, чтз большее единспво бу-детзамепно в личных диспозициях, чем в общих чертях Общие черта — эта проста переменные, по котарым мы сравниваем большую популяцию людей, вне зависимо-спи оттаго, имеютили нетэпи переменные центральное значение в их жизни
Правда, спаписпическое изучение общих чертможвтнам давапъ некоторые сви-депельспва по следовательно спи или единства личности Когда мы говорим, например, чтз тгстна определенную черту (допустим, власть/подчинение) обладает коэффициентам надежности 0 85, мы подразумеваем, чтз большинспво людей опвечает одинаковым образом на разные вопросы и при повтзрном тгспировании И потзму мы делаем вывод, чтз большинспво людей довольно последовапельно придержива-етгя доминантного, подчиненного или среднего уровня приспособления"
Доказапелъстза единспва, выпекающие из корреляции измерений в общей популяции, мы назовем доказательствами соответствия Под этим понятием мы имеем в виду, чтз оценки испытуемых по шкале некотзрой общей черты довольно по-споянны
Но есть много примеров, когда по индивидуальным причинам отдельные личностные переменные лишены такого соответствия Однако мы не можем сказать, чтз его структуре личности недостает единств а В дополнение к понятию соответствия (свидепелъспва единспва общей черты) нам требуется понятие конгруэнтности (сви-депельспва диспозиционного единспва)
Элиза Дулипп, как мы видели, была неинпегрированной в своих манерах речи и поведения до спепени абсурда, но была хорошо инпегрированной в своей любви к профессору Хиггинсу Зная эпотфакщ мы видим, чпо ее несогласованным речи и поведению недоспиетсоопвепспвия, но они полностью конгруэнпны Мы выводим из эпо-го глубинную генопипическую диспозицию
Выше мы описали случай профессора D, чья неаккурапноспь в опношении находящейся на его попечении библиопеки пропиворечила (не соопвепспвовала) его тца-тглъноспи в опношении к себе и своему рабочему сполу Глубоко лежащий эгоцентрический генопип объяснял обе группы пропиворечивых дейспвий Опяпъ же в его личноспи было низкое соопвепспвие, но высокая конгруэнпноспъ
Возьмем случай принадцапилепней девочки, приведенной на консультацию из-за злоупотребления косметлкой Эпи привычка пропиворечила ее прилежноспи Ее учипелъ-ница чувствовала, чпо пут«чпо-по не пак» Видимое расщепление в личноспи девочки легко объяснялось Она была сильно увлечена своей учительницей, копорая сама была прилежной и обладала ярким еспеспвенным цвепом лица Юная девочка была полнос-пъю конгруэнпна в своем спремлении быпъ похожей на свою любимую учительницу



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Притча «Экипаж»
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Индивид, индивидуальное; Individ; Individual
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Притча «Психология как наука»
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Йегуда Ашлаг. Каббала в сравнении с науками
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Наука; science
  • Палама Г. О НАУКАХ
  • Олег Катюхин. Предательство в жизни и бизнесе
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Джемс. Психология.
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Лайтман Михаэль. Каббала для начинающих. В двух томах. Том 2.
  • Чистяков А.В. (Владимирский) МАТЕРИАЛЫ ПО КОHСТРУКТИВHОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Никита Тараторин. Психологи на службе спецслужб
  • Агапкина Наталья Викторовна. Статья «Методы и приёмы математического развития дошкольников».
  • Закономерности психических систем
  • Сергей Ваховски. Семь самых распространенных заблуждений о психологах и психологии
  • Адлер А. Наука жить.
  • Что есть психоанализ наука или герменевтика
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Старовойтов В.В. Современный психоанализ - смена парадигмы мышления
  • Объективный и субъективный; objective and subjective
  • Бехтерев В.М. Психологическое определение личности.
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Ландсбург С. Экономист на диване: экономическая наука и повседневная жизнь
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Мана-личность; Mana-personality; Mana-personlich-keiten
  • Сравнительная психология и зоопсихология.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Сергей Неллин. 7 популярных заблуждений о страхе
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Розин В.М. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ О ПУТЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Гуссерль Эдмунд. Философия как строгая наука. Логические исследования.
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Индивидуальность; Individuality; Individualist
  • Молодцова Е.Н. ПОГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ НАУКИ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь