|
Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 46564
Автор: Олпорт Гордон.
Название: Становление личности. Избранные труды. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке нового опыпи, должна ощущапъся как совместимая с идеями, уже присутствующими в сиспеме С другой спороны, идеи, несоответствие копорых распознается по мере раз-витля личноспи, должны быпь исключены из системы Так происходитпоспоянное усвоение новых идей и изгнание спарых на протяжении жизни»3
Теория Леки имеет важное приложвние в обласпи обучения Мы обучаемся только пому, чтз соотзетстзует нашему образу систгмы Я (Другими словами, мы усваиваем тзлько лишь или лучше всего тзтматгриал, котзрый затрагивает наше Я, в который мы эго-вовлечены) Другой автор, Карл Роджерс, озабочен тгм, как помочь людям достичь тачного и полного Я-оброза Многие тгрпятнеудачу в достижении здорового единства личности по причине самообмана «Видимо, когда все способы, которыми индивид воспринимает себя (свои качества, способностл, импульсы и установки, свои отношения с другими) собраны в организованную сознательную Я-концепцию, то эт> сопровождается чувстом комфорта и свободы отнапряжения»4 Эта линия рассуждений отождеегтляетздоровье личности с полным и единым образом Я Образ Я включает видение не только того, «что я есть», но также того, «чем я хочу быть» и того, «чем мне следует быть» Соединяя эти аспекты образа Я, человек движется к единению Близкий (в чем-то) подход обнаруживается в неофрейдистском понятии идентичности. Эриксон делаетего сердцевиной современной версии психоанализа Особенно в подростковом возрасте человек пытается привести чувство собстзенной идентичности в соотзетстзие со своими социальными взаимоотношениями Эриксон пишет «Чувство эго-иденпичноспи — это возникшая уверенность, что способностл поддерживать внутреннее тождество и непрерывность.соответстзуеттождество и непрерывность моего восприятия другими»5 С этой точки зрения, задача каждого — открыть, «кпо я?» Когда на этотвопрос дается удовлетворительный отзещ достигается новое единство и зрелость личности Распространение этого поиска в область мистицизма обнаруживается в дзен-буддизме Дзен нацелен на тогтльное познание своей собстзенной природы Цель дисциплины дзен — переживание сатори, или просветленности Дзен утзерждаещ что подлинное Я нельзя познать с помощью аналитических понятий или (как это обычно делаютжитгли Запада) веры в то, что собстзенная идентичность не связана с фундаменпильными основами собстзенного сущеспвования Сатори — это переживание единстза, слияние Я и не-Я Западному разуму прудно доспичь пакого полного миспического переживания и даже поспичь его природу Наши привычки интгллек-пуального анализа мешаютнам доспичь пакого совершенного субъективного единстза Судзуки, учитгль дзен, пишет «Интгллект навязывается и прерывает переживание, чтобы сделапь его поддающимся интгллекпуальной обрабопке, которая означаетразличение или расчленение Первоначальное чувстзо иденпичноспи тогда упрачивается, и интгллекпу позволяется использовапь свой характгрный способ разбиения реальноспи на кусочки»6 3LeckyP Self-consistency a theory of personality N Y Tsland, 1945 P 135 4 Rogers С R Some observations on the organization of personality//American Psychologist 1947 Vol 2 P 358-368 5EnbonE H Tdentity and the life cycle selected papers N Y Tnt Umv Press, 1959 P 89 6 Suzuki D T Mysticism, Christian and Buddhist N Y Harper, 1957 P 105 Единство личности 409 Эпа линия мышления чужда западным концепциям личноспи, но она нашла опражвние в работах Фромма7 и Маслоу8 Эти автзры счиппющ чпо человек можвт сущестзенно увеличипъ стгпень собстзенного единстза, научившись преодолевапъ ди-хогтмии аффект—интгллекти культлвируя переживание тзорческой непосредспвен-носпи, копорая еспъ у детгй, но упрачиваепся взрослыми Проприативные функиии и единство И стремление, и образ Я — проприативные аспекты личности (глава 6) Рискнем обобщить единство личности надо искать прежде всего в проприативных (а не приспособительных или периферических) функциях. Вспомним пьесу Дж Б Шоу «Пигмалион», героиню которой, невежвсгтенную цветочницу, подобрал для обучения речи профессор Хиггинс Он учит ее говорить «по-образованному» и обнаруживаете что она с готовностью подчиняется его приказам Если он велит ей быть служанкой, она дейсгтуеткак служанка, если велит быть леди — она дейсгтуеткак леди Внешне кажется, что в личности Элизы Ду-лигт вовсе нетп о следовательно спи Но за этим находится одно объединяющее объяснение ее поведения она влюблена в своего учителя Ее любовь — проприапивный фактор И именно проприативные факторы объясняютгткое единспво, когда оно обнаруживается в личности Обратимся к экспериментальному исследованию Клейн и Шонфелъд хотели исследовать уверенность как качесто личностл Они дали группе испытуемых серии тестов на интеллект в двух экспериментальных ситуациях В первой атмосфера была нейтральной, скучной, не эго-вовлеченной Испытуемые были просто лабораторными морскими свинками, проходящими через рутинные «лабиринты» После каждого из шести тестов их просили оценить степень своей уверенности в точности выполнения тестовых заданий Эти оценки уверенности по шести тестам были мало согласованы Спустя некоторое время испытуемым предлагался второй эквивалентный набор тестов, а атмосфера заметно менялась Испытуемые ставились в ситуацию большего напряжения, им велели постараться, так как результаты их тестов на интеллект отразятся на их оценках в колледже Эта перемена произвела большой эффект Оценки уверенности стали согласованными Сту-денщ испытывавший уверенность в том, что выполнил хорошо (плохо) один тесгц испытывал уверенность, что выполнил хорошо (плохо) остальные пять Авторы делают вывод, что уверенность — это устойчивая личностная черта, когда вовлечено эго, но она изменчива и непоследовательна, когда на кону не стоит собственный интерес испытуемого9 Оказывается, чпо эго-вовлеченноспъ вноситббльшую последоватглъноспъ в любую ситуацию Опросы общеспвенного мнения показывающ чпо люди, испытывающие сильные чувспва в связи с каким-то вопросом, будутдовольно последовательно (единообразно) поддерживать все предложения, касающиеся данного вопроса Если они испытывают меньшие чувспва (менее эго-вовлечены), они изменчивы и непоследовательны10 1 Fromm E Psychoanalysis and Zen Buddhism // Psychologia (Kyoto Univ ) 1959 Vol 2 P 79—99 8 MaslowA H Motivation and personality N Y Harper, 1954 9 Klein G S, Schoenfeld W The influence of ego-mvolvement on confidence // Journal of Abnormal and Social Psychology 1941 Vol 36 P 249-258 10 Cantnl H Gauging public opinion Princeton (N J) Princeton Univ Press, 1943 Ch 5 410 Структура и развитие личности Обобщим главное мысли и поведение обладают большей последоватгльнос-пъю, когда они связаны с чем-тз, чтз мы считгем тгплым, центральным и важным для нашей жизни, чем когда они ни с чем тхким не связаны Или, говоря короче, проприапивные функции имеютпенденцию объединят, личноспъ Соответствие или конгруэнтность Следствие из вышесказанного мы должны ожидапъ, чтз большее единспво бу-детзамепно в личных диспозициях, чем в общих чертях Общие черта — эта проста переменные, по котарым мы сравниваем большую популяцию людей, вне зависимо-спи оттаго, имеютили нетэпи переменные центральное значение в их жизни Правда, спаписпическое изучение общих чертможвтнам давапъ некоторые сви-депельспва по следовательно спи или единства личности Когда мы говорим, например, чтз тгстна определенную черту (допустим, власть/подчинение) обладает коэффициентам надежности 0 85, мы подразумеваем, чтз большинспво людей опвечает одинаковым образом на разные вопросы и при повтзрном тгспировании И потзму мы делаем вывод, чтз большинспво людей довольно последовапельно придержива-етгя доминантного, подчиненного или среднего уровня приспособления" Доказапелъстза единспва, выпекающие из корреляции измерений в общей популяции, мы назовем доказательствами соответствия Под этим понятием мы имеем в виду, чтз оценки испытуемых по шкале некотзрой общей черты довольно по-споянны Но есть много примеров, когда по индивидуальным причинам отдельные личностные переменные лишены такого соответствия Однако мы не можем сказать, чтз его структуре личности недостает единств а В дополнение к понятию соответствия (свидепелъспва единспва общей черты) нам требуется понятие конгруэнтности (сви-депельспва диспозиционного единспва) Элиза Дулипп, как мы видели, была неинпегрированной в своих манерах речи и поведения до спепени абсурда, но была хорошо инпегрированной в своей любви к профессору Хиггинсу Зная эпотфакщ мы видим, чпо ее несогласованным речи и поведению недоспиетсоопвепспвия, но они полностью конгруэнпны Мы выводим из эпо-го глубинную генопипическую диспозицию Выше мы описали случай профессора D, чья неаккурапноспь в опношении находящейся на его попечении библиопеки пропиворечила (не соопвепспвовала) его тца-тглъноспи в опношении к себе и своему рабочему сполу Глубоко лежащий эгоцентрический генопип объяснял обе группы пропиворечивых дейспвий Опяпъ же в его личноспи было низкое соопвепспвие, но высокая конгруэнпноспъ Возьмем случай принадцапилепней девочки, приведенной на консультацию из-за злоупотребления косметлкой Эпи привычка пропиворечила ее прилежноспи Ее учипелъ-ница чувствовала, чпо пут«чпо-по не пак» Видимое расщепление в личноспи девочки легко объяснялось Она была сильно увлечена своей учительницей, копорая сама была прилежной и обладала ярким еспеспвенным цвепом лица Юная девочка была полнос-пъю конгруэнпна в своем спремлении быпъ похожей на свою любимую учительницу Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|