|
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122941
Автор: Реан А.А.
Название: Психология человека от рождения до смерти. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке После 50 лет большинство людей вынуждены пользоваться очками для чтения.
Рефракция — преломление светового луча. У лиц пожилого возраста происхо¬дят аномальные изменения рефракции глаза, в результате чего происходит об¬щее снижение чувствительности зри-тельного анализатора. Аккомодация — изменение формы хру¬сталика глаза при приближении или уда¬лении предмета, на который смотрит человек. ■ г ния психофизических функций зрения у людей, достигших возраста сред¬ней взрослости, никак не отражаются на функционировании их когнитив¬ной сферы. Особенности развития Изменения психофизических функций зрения у людей, достигших возраста средней взрос¬лости, никак не отражаются на функционировании их когнитивной сферы. СЛУХ Слух в целом становится менее острым после 20-летнего возраста, про-должая ухудшаться и далее, что вызывает у человека определенные трудно-сти при восприятии звуков высокой частоты. Причем некоторые авторы полагают, что частичная потеря слуха, по-видимому, более типична для мужчин, чем для женщин, что обусловлено скорее внешними факторами, чем естественным процессом старения (например, громкий или высокочас-тотный шум на производстве). В целом снижение слуха в среднем возрасте редко бывает настолько заметным, чтобы не позволять человеку вести обычный разговор. Время реакции — временной интервал между предъявлением какого-либо сигна¬ла (оптического, акустического, тактильно¬го и т. д.) и началом обусловленного инст¬рукцией (при проведении обследования) ответа на этот сигнал. Двигательные навыки — навыки выпол¬нения определенных движений. Сенсомоторные навыки — специфичес¬кие навыки человека, заключающиеся в адекватном двигательном ответе на воз¬действие внешних раздражителей. Проводимые экспериментальные исследования показывают, что вкусо¬вая, обонятельная и болевая чувствительность человека также снижается в разных точках периода средней взрослости, хотя эти изменения происхо¬дят более плавно и не столь замет¬ны, как снижение зрения и слуха. При этом чувствительность к тем¬пературным изменениям практи¬чески остается высокой. Кроме того, в среднем возрасте изменяются и другие биологичес-кие функции человека, такие, как время реакции и сенсомоторные навыки. Увеличение времени реак-ции в период взрослости происхо-дит довольно медленными темпа-ми, начиная ускоряться в годы ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 483 старости. Двигательные навыки могут ухудшаться, но показываемые ре¬зультаты остаются на прежнем уровне, вероятно, благодаря длительной практике и опыту. Так, человек, который каждый день выполняет одну и ту же работу, с возрастом будет по-прежнему показывать в этой деятельно¬сти одни и те же результаты, но осваивать новые навыки ему становится все труднее. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ Вместе с тем известно, что в возрасте 41—46 лет наивысшего уровня раз¬вития достигает функция внимания. И несмотря на то что в это же время отмечается один из самых низких уровней функций памяти, люди, достиг¬шие данного возраста, обладают наилучшими возможностями для активно¬го обучения и самообразования, сохраняют потенциальные возможности для познавательной деятельности. Таким образом, у людей, достигших возраста средней взрослости, отме¬чается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это не отражается на их работоспособности — трудовая и творчес¬кая активность человека полностью сохраняется. Влияют ли эти изменения на функционирование высших психических процессов! Высшие психические процессы — сложные, прижизненно формирую-щиеся системные психические процессы, социальные по своему происхож¬дению. К числу высших психических процессов относятся произвольная память, произвольное внимание, мышление, речь и др. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА Исследования Л. Шоемфельдта и В. Оуэнса (1966), проводимые посред¬ством совмещения лонгитюдного метода и метода возрастных срезов, по¬казали что вербально-логические функции, достигающие первого опти¬мума в ранней молодости, могут возрастать в зрелые годы вплоть до 50 лет и постепенно снижаются лишь к 60 годам. При определении общей интел¬лектуальной активности методом возрастных срезов исследования выявили картину стационарного состояния интеллекта, с 18 до 60 лет находящегося почти на одном и том же уровне. По более тонкому, лонгитюдному методу, учитывающему индивидуальные модификации и генетические связи, выявилось резкое возрастание показателей интеллектуального развития Лонгитюдный метод — методология проведения экспериментального исследования за¬кономерностей изменения психологических, физиологических и др. характеристик за опре¬деленный промежуток времени, построенная на длительном изучении одной и той же вы¬борки обследуемых. Метод возрастных срезов — методология проведения экспериментального исследова¬ния динамики психологических и физиологических характеристик за определенный период времени, построенная на одномоментном обследовании лиц, принадлежащих к различ¬ным возрастным группам. 484 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет) от 18 до 50 лет, после чего наблюдалось постепенное и незначительное сни-жение индексов. Этими же авторами отмечено наличие явно выраженных прогрессивных сдвигов эволюции, а не инволюции общих характеристик интеллекта взрос-лых людей. Однако вполне возможно, что на сохранение интеллектуальных функций оказывает существенное влияние выполняемая индивидом дея-тельность. Так, у людей интеллектуального труда, достигших периода сред-ней взрослости, вследствие постоянной тренировки показатели интеллекту-ального развития практически могут не отличаться от их же показателей в юности. Более того, некоторые из умственных способностей у тех лиц с высшим образованием, которые продолжают плодотворно трудиться и вес-ти активную жизнь, в среднем возрасте даже повышаются (Schaie, 1983). Таким образом, развитие отдельных способностей человека (особенно тех, которые связаны с трудовой деятельностью и повседневной жизнью) про-должается, по-видимому, в течение всего среднего возраста (Willis, 1989). ТИПЫ ИНТЕЛЛЕКТА Для того чтобы в целом оценить характер изменения когнитивной сферы людей в период средней взрослости, необходимо познакомиться с теорети-ческими и экспериментальными подходами к изучению интеллекта челове-ка. Прежде всего, что такое интеллект? Интеллект (от лат. intellectus) в переводе на русский означает разуме-ние, понимание, постижение. Однако в настоящее время единого понима¬ния данного термина не существует. Различные авторы связывают понятие «интеллект» с системой умственных операций, со стилем и стратегией ре-шения жизненных проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, и т. д. Другой, весьма распространенной точкой зрения стало мнение Ж. Пиа¬же: интеллект — это то, что обеспечивает адаптацию человека. На сегодняшний день существует два основных толкования интеллекта: более широкое и более узкое. В более широком смысле интеллект — это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характе-ризующая его возможности в адаптации. Другая трактовка интеллекта объединяет в этом понятии обобщенную характеристику умственных спо-собностей человека. В последние годы достаточно широкую известность приобрела теория, в которой при рассмотрении проблем интеллектуального развития человека Интеллект — это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, харак¬теризующая его возможности в адаптации; обобщенная характеристика умственных способ¬ностей человека. Текучий интеллект — это те способности, с помощью которых человек учится чему-либо новому. К ним относятся скорость и результативность запоминания, индуктивное рассужде¬ние, оперирование пространственными образами и восприятие новых связей и отношений. Кристаллизованный интеллект — является результатом опыта и образования и опира- Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|