Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122941

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

После 50 лет большинство людей вынуждены пользоваться очками для чтения.
Рефракция — преломление светового луча. У лиц пожилого возраста происхо¬дят аномальные изменения рефракции глаза, в результате чего происходит об¬щее снижение чувствительности зри-тельного анализатора. Аккомодация — изменение формы хру¬сталика глаза при приближении или уда¬лении предмета, на который смотрит человек.

■ г
ния психофизических функций зрения у людей, достигших возраста сред¬ней взрослости, никак не отражаются на функционировании их когнитив¬ной сферы.
Особенности развития
Изменения психофизических функций зрения у людей, достигших возраста средней взрос¬лости, никак не отражаются на функционировании их когнитивной сферы.

СЛУХ
Слух в целом становится менее острым после 20-летнего возраста, про-должая ухудшаться и далее, что вызывает у человека определенные трудно-сти при восприятии звуков высокой частоты. Причем некоторые авторы полагают, что частичная потеря слуха, по-видимому, более типична для мужчин, чем для женщин, что обусловлено скорее внешними факторами, чем естественным процессом старения (например, громкий или высокочас-тотный шум на производстве). В целом снижение слуха в среднем возрасте редко бывает настолько заметным, чтобы не позволять человеку вести обычный разговор.
Время реакции — временной интервал между предъявлением какого-либо сигна¬ла (оптического, акустического, тактильно¬го и т. д.) и началом обусловленного инст¬рукцией (при проведении обследования) ответа на этот сигнал. Двигательные навыки — навыки выпол¬нения определенных движений. Сенсомоторные навыки — специфичес¬кие навыки человека, заключающиеся в адекватном двигательном ответе на воз¬действие внешних раздражителей.
Проводимые экспериментальные исследования показывают, что вкусо¬вая, обонятельная и болевая чувствительность человека также снижается в разных точках периода средней взрослости, хотя эти изменения происхо¬дят более плавно и не столь замет¬ны, как снижение зрения и слуха. При этом чувствительность к тем¬пературным изменениям практи¬чески остается высокой.
Кроме того, в среднем возрасте изменяются и другие биологичес-кие функции человека, такие, как время реакции и сенсомоторные навыки. Увеличение времени реак-ции в период взрослости происхо-дит довольно медленными темпа-ми, начиная ускоряться в годы



ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 483
старости. Двигательные навыки могут ухудшаться, но показываемые ре¬зультаты остаются на прежнем уровне, вероятно, благодаря длительной практике и опыту. Так, человек, который каждый день выполняет одну и ту же работу, с возрастом будет по-прежнему показывать в этой деятельно¬сти одни и те же результаты, но осваивать новые навыки ему становится все труднее.
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Вместе с тем известно, что в возрасте 41—46 лет наивысшего уровня раз¬вития достигает функция внимания. И несмотря на то что в это же время отмечается один из самых низких уровней функций памяти, люди, достиг¬шие данного возраста, обладают наилучшими возможностями для активно¬го обучения и самообразования, сохраняют потенциальные возможности для познавательной деятельности.
Таким образом, у людей, достигших возраста средней взрослости, отме¬чается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это не отражается на их работоспособности — трудовая и творчес¬кая активность человека полностью сохраняется. Влияют ли эти изменения на функционирование высших психических процессов!
Высшие психические процессы — сложные, прижизненно формирую-щиеся системные психические процессы, социальные по своему происхож¬дению. К числу высших психических процессов относятся произвольная память, произвольное внимание, мышление, речь и др.
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА
Исследования Л. Шоемфельдта и В. Оуэнса (1966), проводимые посред¬ством совмещения лонгитюдного метода и метода возрастных срезов, по¬казали что вербально-логические функции, достигающие первого опти¬мума в ранней молодости, могут возрастать в зрелые годы вплоть до 50 лет и постепенно снижаются лишь к 60 годам. При определении общей интел¬лектуальной активности методом возрастных срезов исследования выявили картину стационарного состояния интеллекта, с 18 до 60 лет находящегося почти на одном и том же уровне. По более тонкому, лонгитюдному методу, учитывающему индивидуальные модификации и генетические связи, выявилось резкое возрастание показателей интеллектуального развития
Лонгитюдный метод — методология проведения экспериментального исследования за¬кономерностей изменения психологических, физиологических и др. характеристик за опре¬деленный промежуток времени, построенная на длительном изучении одной и той же вы¬борки обследуемых.
Метод возрастных срезов — методология проведения экспериментального исследова¬ния динамики психологических и физиологических характеристик за определенный период времени, построенная на одномоментном обследовании лиц, принадлежащих к различ¬ным возрастным группам.

484 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
от 18 до 50 лет, после чего наблюдалось постепенное и незначительное сни-жение индексов.
Этими же авторами отмечено наличие явно выраженных прогрессивных сдвигов эволюции, а не инволюции общих характеристик интеллекта взрос-лых людей. Однако вполне возможно, что на сохранение интеллектуальных функций оказывает существенное влияние выполняемая индивидом дея-тельность. Так, у людей интеллектуального труда, достигших периода сред-ней взрослости, вследствие постоянной тренировки показатели интеллекту-ального развития практически могут не отличаться от их же показателей в юности. Более того, некоторые из умственных способностей у тех лиц с высшим образованием, которые продолжают плодотворно трудиться и вес-ти активную жизнь, в среднем возрасте даже повышаются (Schaie, 1983). Таким образом, развитие отдельных способностей человека (особенно тех, которые связаны с трудовой деятельностью и повседневной жизнью) про-должается, по-видимому, в течение всего среднего возраста (Willis, 1989).
ТИПЫ ИНТЕЛЛЕКТА
Для того чтобы в целом оценить характер изменения когнитивной сферы людей в период средней взрослости, необходимо познакомиться с теорети-ческими и экспериментальными подходами к изучению интеллекта челове-ка. Прежде всего, что такое интеллект?
Интеллект (от лат. intellectus) в переводе на русский означает разуме-ние, понимание, постижение. Однако в настоящее время единого понима¬ния данного термина не существует. Различные авторы связывают понятие «интеллект» с системой умственных операций, со стилем и стратегией ре-шения жизненных проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, и т. д.
Другой, весьма распространенной точкой зрения стало мнение Ж. Пиа¬же: интеллект — это то, что обеспечивает адаптацию человека.
На сегодняшний день существует два основных толкования интеллекта: более широкое и более узкое. В более широком смысле интеллект — это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характе-ризующая его возможности в адаптации. Другая трактовка интеллекта объединяет в этом понятии обобщенную характеристику умственных спо-собностей человека.
В последние годы достаточно широкую известность приобрела теория, в которой при рассмотрении проблем интеллектуального развития человека
Интеллект — это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, харак¬теризующая его возможности в адаптации; обобщенная характеристика умственных способ¬ностей человека.
Текучий интеллект — это те способности, с помощью которых человек учится чему-либо новому. К ним относятся скорость и результативность запоминания, индуктивное рассужде¬ние, оперирование пространственными образами и восприятие новых связей и отношений. Кристаллизованный интеллект — является результатом опыта и образования и опира-



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Деш Оксана Владимировна. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Тюленева Лилия Ивановна. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Забалуева Яна Александровна. Нормы словарного запаса ребенка по возрастам
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Конечная Ирина Николаевна. Статья 'Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка'
  • Поздеева Галина Николаевна. Презентация для родителей 'Развитие речи детей 4-5 лет'
  • Татьяна Назарова. Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»
  • Травченко Татьяна Владимировна. Развитие речи у детей
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Садыкова Фаузия Флюровна. Методы, стимулирующие понимание и развитие речи
  • Мыскова Людмила Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Хохлова Ольга Александровна. Использование занимательного материала с экологическим содержанием для развития речи дошкольников
  • Мильниченко Татьяна Васильевна. «Коврограф» в развитии речи детей.
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Волкова Ольга Александровна. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
  • Ветрова Алла. Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
  • Степанова Татьяна Петровна. Малыш учится говорить
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Худякова Вера Анатольевна. Речевое развитие ребенка в 5 лет
  • Романова Олеся Александровна. Отчет о проделанной работе в средней группе по развитию речи
  • Бахтеева Мария Андреевна. Методическая разработка на тему: 'Развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Ирина Синкевич. Методические рекомендации «Растем вместе»
  • Деш Оксана Владимировна. Условия формирования правильного звукопроизношения
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Сапожникова Ирина Викторовна. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников
  • Алексеенко Елена Владимировна. «Коммуникативное развитие детей 3-4 лет в семье»
  • Казакова Светлана Анатольевна. КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА
  • Полтавцева Виктория Анатольевна. Статья «Движение и речь»
  • Толмачева Людмила Алексеевна. Вопросы методики развития мелкой моторики рук и графических навыков у дошкольников
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года
  • Попова Ольга Владимировна. Развитие диалогической речи детей посредством использования элементов театрализованной деятельности
  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Уразалиева Аделина Растямовна. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У КРЕАТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Холодова Лариса Анатольевна. Родительское собрание 'Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка'
  • Ермилова Елена Александровна. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Паршукова Ольга Владимировна. Моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Кошкарова Ирина. Особенности общения детей дошкольного возраста.
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Свинцова Наталья Александровна. Речь и развитие ребенка.
  • Кокорева Любовь Васильевна. Роль фольклора в развитии детей раннего возраста.
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Роль игрушки в психическом развитии ребенка
  • Ширяева Марина Геннадиевна. Особенности развития речи детей раннего возраста
  • Ульцинова Марина Олеговна. Ребенок от 2 до 3 лет.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь