Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50332

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В исследованиях гештальтпсихологов было открыто множество феноменов зрительного восприятия: взаимодействие фигуры и фона, целостность и структурность восприятия, апперцепция, прегнантность – стремление восприятия к "хорошей" форме (простой и упорядоченной), константность восприятия – постоянство образа предмета, несмотря на изменение условий его восприятия, феномен "близости" – тенденция к заполнению пробелов между элементами воспринимаемой фигуры. Многие явления психологии мышления гештальтисты также пытались объяснить в контексте вышеуказанных закономерностей.
Адаптивные формы поведения гештальтисты объясняли универсальным понятием "инсайт" (от англ. insight – озарение, усмотрение) – внезапным схватыванием отношений при решении проблемных задач.
Исследования гештальт-психологов показали, что психику человека нельзя объяснить только внешней детерминацией. Существуют и изначально сформированные в ней структуры, которые могут модифицировать внешние воздействия. Так, последовательно предъявляемые статические стимулы могут создать эффект движения (фи-феномен).
В это время в среде американских психологов под воздействием философии прагматизма возникает психологическая школа бихевиоризма, полностью отказавшаяся от понятия "сознание". Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание как явление, не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихевиористской психологии. Изучалось лишь внешне проявляющееся поведение.
Основателями бихевиоризма были Джон Бродес Уотсон (1878–1958) и Эдуард Торндайк (1874–1949). Термин "бихевиоризм" был введен в научный обиход в 1913 году Уотсоном. Но идейно бихевиоризм был подготовлен Торндайком. Использовав в опытах над животными "проблемный ящик" (лабиринт), он получил обширный экспериментальный материал по проблеме научения животных.
Достижением бихевиоризма была разработка экспериментальных методик, основанных на контроле внешних воздействий и реакций организма на эти воздействия. Сложное поведение животных и человека бихевиоризм рассматривал как совокупность двигательных реакций (R) в ответ на внешние воздействия – стимулы (S). S → R – такова формула бихевиоризма.
Согласно бихевиоризму, человек при рождении имеет определенное количество врожденных схем поведения, на которые надстраиваются более сложные формы – "регуляторы поведения". Удачные реакции закрепляются и в будущем имеют тенденцию к воспроизведению ("закон эффекта"). Закрепление реакций происходит по "закону упражнений" – в результате многократного повторения они автоматизируются.
В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков. Однако в целом категориальная система бихевиоризма осталась крайне ограниченной. Бихевиоризм игнорировал важнейшие психические компоненты действия – мотивацию и психические образы действия как ориентировочную основу его реализации. Из психологии поведения людей полностью исключался социальный фактор. Мозг животного и человека рассматривался бихевиористами как "черный ящик".
В начале XX в. технический прогресс актуализировал проблему психологических основ эффективной производственной деятельности, торговли, рекламного дела – менеджмента и маркетинга, как потом стала называться вся сфера производства и обмена.
Еще в 80-х годах XIX в. американский инженер Ф. У. Тейлор (1856–1915) разработал систему мер рационализации труда. Все рациональные приемы организации труда Тейлор обосновал своими эмпирическими психологическими представлениями. Это резко повысило престиж психологических знаний в среде организаторов производства, вызвало интерес общества к проблеме нервно-психического потенциала работников в различных сферах производства. Делаются попытки определить оптимальную продолжительность и структуру рабочего времени, исследуется проблема утомляемости, разрабатываются методы анализа профессий (профессиограммы) и профессиональной пригодности.
В 30–60-х годах XX в. в зарубежной психологии интенсивно разрабатываются различные направления психоанализа. Одно из этих направлений возглавил Карл Густав Юнг (1875–1961) – швейцарский психиатр и психолог, основатель аналитической (глубинной) психологии.
Юнг выступил против постулата Фрейда об определяющей роли сексуальных влечений в психической регуляции жизнедеятельности индивида. Он разработал учение о двух видах бессознательного – личном и коллективном бессознательном. Личное бессознательное (вытесненные побуждения, забытые, травмировавшие впечатления) формируется в жизни индивида. Коллективное бессознательное – сверхличное бессознательное, древнейшая (архаичная) психика индивида, сформированная в процессе исторического развития человечества. Форма проявления коллективного бессознательного – инстинкты и архетипы – различные верования, мифы, предрассудки, архетипические образы и символы.
Основанием для введения понятия "архетипы" послужила психиатрическая практика Юнга. Он обнаружил некоторое общее содержание в фантазиях больных и одинаковую последовательность в их чередовании. Психическое развитие индивида Юнг рассматривает как процесс, детерминируемый изнутри и направленный на раскрытие того, что изначально заложено в бессознательной сфере индивида, К. Г. Юнг выступил с концепцией глубинной психологии: "Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих"*.
* Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. С. 65.

К. Г. Юнг выделил два типа личности – экстравертированный и интровертированный (от лат. extra – вне и intro – внутрь). Экстравертированный тип личности отличается некоторой отчужденностью субъекта от себя, пониженной значимостью для него субъективного мира. Этот тип личности отличается повышенной социальной адаптацией, активным воздействием на социальную среду, адекватным отражением своих социальных связей, оптимальным уровнем притязаний. Интровертированный тип личности характеризуется преимущественной обращенностью сознания личности на внутренний мир, приданием ему высшей ценности, повышенным самоанализом, недостаточной адаптированностью к социальной среде.
Другим направлением психоанализа стало учение Альфреда Адлера (1870–1937) – австрийского психолога, создателя индивидуальной психологии: концепции внутреннего единства психической организации личности, обусловленного ее стремлением к успеху, самореализации, социальной идентификации. Осознавая свои дефекты, личность стремится, по Адлеру, компенсировать их, прибегая к гиперкомпенсации. Все это и образует "психические комплексы" индивида, сферу его подсознания, стиль жизнедеятельности. Развивающийся у личности "комплекс неполноценности" (термин введен Адлером) может быть причиной невроза. Адлер, в отличие от Фрейда, связал подсознание не с сексуальными, а с социальными факторами. Патологию личности Адлер объяснял ее неспособностью к социальной кооперации.
Наряду с рассмотренными направлениями классического психоанализа в 30-х годах возникает широкое направление неофрейдизма.
Наиболее крупным представителем неофрейдизма является Эрих Фромм (1900–1980) – немецко-американский психолог, основатель гуманистической психологии. Трагизм человеческого рода Фромм усматривает в его освобожденности от инстинктивной предопределенности поведения.
Оставаясь частью природы, человек в то же время вытеснен за ее пределы. Осознавая себя, человек постоянно осознает ограниченность своего существования. Ум человека и его естественная природа двойственны. Человек не может прожить спокойно, лишь повторяя образцы поведения своего вида, он должен жить сам. Существование человека – нескончаемая цепь решаемых проблем. Эта экзистенциальная, сущностная противоречивость человека порождает у него постоянное чувство неустойчивости, напряженности. У человека нет экологической ниши. Его "ниша" – общечеловеческая культура. Но и здесь его подстерегают опасности.
"Коротко говоря, – пишет Фромм, – человек перестает быть самим собой, он полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и полностью становится таким, как другие и каким они его ожидают увидеть. Противоречия между "Я" и миром пропадают, а вместе с тем – сознательный страх одиночества и бессилия. Этот механизм можно сравнить с защитной окраской, характерной для некоторых животных. Они настолько схожи с окружающей средой, что их с трудом можно отличить от нее. Человек, который уничтожил свое индивидуальное "Я" и стал автоматом, идентичным с миллионами других автоматов вокруг него, не испытывает больше чувства одиночества и тревожности. Однако цена, которую он платит, велика – это потеря самого себя"*. Люди подсознательно подчиняются ожиданиям других людей.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Выбор любовного партнера: у большинства «свой типаж»
  • Сыроватко Светлана Михайловна. Простые советы логопеда родителям
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Татьяна Васильева. Межличностный конфликт. Поведение в конфликте
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Джон Готтман. Четыре признака грядущего развода
  • В чем секрет счастливого брака?
  • Выбор партнера: в любви противоположности не притягиваются
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • 9 признаков подходящего партнера для длительных отношений
  • Елена Бутивщенко. NON-Конфликт. Деловые переговоры и работа с возражениями. - Елена Бутивщенко
  • Язык тела: признаки женской симпатии
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Анна Березовская. «Я одна, и он один...». Одиночество в паре
  • Рисуночный тест на определение склонности доверять окружающим
  • Символы любви и счастья. Как привлечь свечами желаемого партнера.
  • Атватер И. Невербальное общение.
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Притча «Любовь или нет?»
  • Рогалевич Людмила. Cборник занятий по здоровому образу жизни дошкольников
  • Общение как говорить, чтобы тебя поняли?
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Хелен Костер. 12 способов распознать ложь делового партнера
  • Ирина Кобевко. «Любовь» до тех пор, пока взгляды совпадают? Любовь и взаимопонимание
  • Формы невербального поведения ног и стоп. Движение стоп вопреки силе тяжести.
  • Притча «Советы непальских мудрецов»
  • Отвернет избранника от соперницы сексуальный отворот
  • Заговоры на любовь и их негативные последствия
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Тигры»
  • Предупреждение для использующих заговоры
  • Умение убеждать и строить аргументацию.
  • Бубер М. Я И ТЫ
  • Редактор. Как выигрывать в спорах?
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 5-е
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Евгений Ильин. Как войти в доверие: психологические приемы вызова доверия
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Притча «Жизнь не может ждать»
  • Хлебова Вероника. Почему так трудно ценить?
  • Ж. Мессинжер. Речь тела: о чем нам говорят жесты?
  • Идеализация партнера в добрачных отношениях. Любовь и самооценка
  • Три упражнения, которые помогут заговорить на иностранном языке
  • Варианты успокаивающего поведения
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Зависимость глубины и прочности союза от уровня, на котором сделан выбор партнера
  • Когда бедные и богатые сотрудничают
  • Ермолина Ирина Александровна. РОДИТЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь