|
Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 46569
Автор: Олпорт Гордон.
Название: Становление личности. Избранные труды. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В совершенно другом смысле единство (сиюминутное) можно усмотреть в принципе конвергенции В любой отдельный моментвремени доступные энергии мобилизуются в одной максимально интегрированной линии поведения Хотя эта линия поведения может определяться главным образом текущими требованиями (например, сменить шину, ждать клиента или играть на фортепиано), в ней, вероятно, сходятся и многие глубинные тенденции, включая и мопивационные, и стилистические диспозиции Мы можем сказать «Этот его сдержанный жест говорит больше, чем целые тома», имея в виду, что многие сложные уровни его личности объединились (конвергировались) в кратком дейсгтии
Я слышу, как кпп-пп поднимается по деревянным ступеням к моей опкрыпой двери Шаги пяжелые и медленные, слегка запинающиеся и неуверенные Я думаю, чпо поднимающийся, выпь может немолод и не энергичен, и чпо эпо человек с конф-ликпими, чем-по подавленный, в основном неуверенный и зависимый Скажем, мой диагноз верен (а мы част) обнаруживаем, чпо наши суждения, базирующиеся на экспрессивных проявлениях, например походке, подтверждаются) Супь в пом, чпо большая часпъ личноспи человека конвергирует в его обычной повседневной акпивноспи Большая, но не вся Многие важные черпы его жизни не обнаруживаются в его походке Из нее я не могу вывеспи, чпо он эспепически, чувспвенно, инпеллекпуалъно одаренный человек или агноспик Наше рассмотрение черти диспозиций имело дело главным образом с множественностью в организации личности, но оно также допускает некоторое объединение Например, кардинальная диспозиция по определению является признаком единста Вспомним страсть Толстого к «упрощению жизни» и ведущий идеал Швейцера — «благоговение перед жизнью» Обе эти кардинальные черты выражаютрав-ную (и очень высокую) степень единства Далее, в нашей теории черти диспозиций мы также учитываем их взаимозависимость Они переплетаются, как нити в гобелене Когда человек дейспвуещ в игру вступаютнесколько диспозиций Можно извлечь двадцать восемь видов мороженого из двадцати восьми контейнеров с этикетками, но у нервной системы нетотдельных контейнеров, у нее есть только структурные сети И наконец (это самое важное), наше рассмотрение развивающегося чувспва Я (глава 6) была прелюдией к нашей нынешней дискуссии о единсгте Сам термин Я подразумевает единство В течение нескольких десятилетий психологи отбрасывали это понятие, но теперь вернулись к нему и признающ что без него нетадекватного способа говорить о некоторых морф о генетических аспектах личности Философские взгляды Многие философы утверждают все, что мы делаем, говорим или чем являемся, предполагаетединсгто Это относится даже к такому простому и обычному переживанию, как разочарование Человек не можетчувсгтовать себя разочарованным, если не пережил предыдущих стадий желания, ожидания и невыполнения, каждая из которых относится к одному и пому же действующему субъекту Доказательство единсгта — наличие у нас внутри переживаний конфликтов и столкновения целей Нынешний конфликтможно ощутить только соотнося его с предшествующим единством или с 406 Структура и развитие личности надеждой на единств в будущем Следоважльно, конфликщ диссоциация, дажв де-зинтграция личноспи не имеютсмысла без предположения, чпо человек (изначально, в конечном счет и неизменно) — фундаменпильное и успойчивое единств1 Эта проблема беспокоила многих (возможно, болъшинсто) философов, но не все они пришли к паким же выводам Юм, например, неохопно и без энпузиазма пришел к выводу, чгю усгюйчивый дейстующий субъект (Я) — больше иллюзия, чем фундаментальный факт Он решил, чгю человек соститиз дискрепиых кусочков опыт Уильям Джеймс, сражавшийся с тай же проблемой, пришел к заключению, чгю единого цементирующего принципа нет. а единство обеспечивается наложением последоватльных состзяний и действий, подобно тому как единсто драночной кровли обеспечивается перекрытием полос дранки К противоположному выводу, как мы видели в главе 6, пришел Кант Он ут верждал так как мы знаем, что наши отдельные действия — наши, должно суще-стовать «чистое эго», непрерывно гарантирующее личностное единсто на протяжении жизни Философы, следующие за Кантом, могутпринятъ одну из двух точек зрения Либо они счигтющ что Я— пассивный гарант единств а, «устойчивая почва» без активного участия и «вмешательства», либо они счигтющ что Я— агент, который желаещ направляет: управляете отбирает поведение и паким образом активно куетединспео Развивая эту последнюю точку зрения, психологи-томисты говорят: что объединяющее Я имеетобъекпивную и неизбежную цель В природе Я— стремиться (не всегда успешно) к более высокой спепени совершенста, чем па, которая сущесту-етсейчас Даже слабейшая жизнь обнаруживаетбазовую тенденцию к обогащению, к движению, к успеху за нынешними пределами Направление, задаваемое этой целью, — идеал совершенного человека, каким его представляет себе индивид Так как человек создан по образу Бога, то существует норма совершенства (человек, каким он должен быть), которая направляет: пусть несовершенно, объединяющую активность Я Человек мельком видитдорогу к конечному единству, и следуя ею посредством своего разума и своих выборов, он будетидпи к фактическому единению своей личности2 Эта линия мысли фиксирует внимание на убеждении некоторых авторов в том, что вопрос единства вообще не может рассматриваться отдельно от проблемы конечной природы и судьбы человека Другие философы избегают допущения о том, что Я— объединяющий агент Они видятединство в сущностной «системной» природе личноспи Они постулируют «тенденцию к стабильности» (Фехнер), «системную релевантность» (Уайпкед) или «стремление» (Спиноза) У человека, согласно Спинозе, стремление (conatus) прини-маетформу тенденции к развитию в направлении собственной совершенной формы Эти философы признающ чпо более низкие формы жизни доспигаютединства легче, чем человек, у которого так много разнообразных возможностей, взывающих к их осуществлению Как указываетКейзерлинг, зимородок, бдительно охопящийся на берегу пруда, является более совершенным, хопя и менее сложным единством, чем человек в поиске хлеба насущного Если эти различные философские решения кажутся запутывающими, то это потому, что они пребуютгораздо более глубокого анализа, чем мы можем здесь пред- 1 Stern W General psychology from the personalistic standpoint / Transl by H D Spoerl N Y Macmillan, 1938 P 449, см также Bnghtman E S Person and reality N Y Ronald, 1958 Ch 14 2 Cp The human person an approach to an integral theory of personality /Ed by M В Arnold, J A Gasson N Y Ronald, 1954 Единство личности 407 ложипь Привлекая к ним внимание, мы спремимся показапъ, чтз для доспижвния полностью удовлеторитглъной тгории единста жизни личноспи необходим широкий философский кругозор Единство как стремление Одна линия философского мышления особенно близка к привычным приемам психолога Так называемые романпические философы девятнадцатого века любили говорипъ «Человек — этз по, чтз он любит> Мы никогда полностью не доспигаем тзго, чтз мы любим, мы простз продолжаем этз любипъ и хотгпъ этзго все больше и больше Например, объединяющей силой можетбыпъ любовь к учебе, но не обладание ученоспью Нашу энергию ингшгрируетименно преследование некопорой цели Когда цель доспигнупп, энергия рассеивается Человек, сосредотзченный на сппновлении тгм, чем он хочетспппъ, гораздо более интггрирован, чем тзщ ктз дошел до своей цели и кому больше некуда двигаться Для доспижвния цели мы должны преодолевать отвлечение внимания, разногласия и препяпстзия Все усилия образуютединый сплав Гетг видел, чтз спасение Фауспа было именно в непреспанном поиске целей, особенно жизненной цели, котзрую он себе поспавил («свободный народ на свободной земле») Мефистзфель заключил пари с Фаустзм, чтз сможетувлечь его пак, чтз пот больше не будет спремипъся к своей цели, а поддастся некоторому соблазнительному состоянию удовлетзоренноспи собой Если бы Фаустподдался иллюзии, чтз доспиг своей цели, он был бы проклят В конечном счетг, он был спасен потз-му, чтз непрееппнно спремился к цели, котзрую никогда не доспигал Как все великие эпические поэмы, «Фауст> Гетг даетнам глубокое понимание человеческой природы, в данном случае — условий, при котзрых доспигаепся единение личноспи Психолог Юнг признаетпакую же сипуацию в своем определении Я Согласно Юнгу, Я— этз не по, чтз мы имеем, а по, чего пытаемся доспичь на про-пяжении всей своей жизни Именно в этзм особом смысле Ядаруетединспво Докприна единспва через спремление подразумеваетцелеуспремленноспъ Этз опмечаепся в Библии Послание Иакова предупреждаещ чтз «человек с двоящимися мыслями не пверд во всех пупях своих» (1 8) Евангелие отЛуки говорит «Никакой слуга не можетслужипь двум господам» (16 13) ЭкзистгнциалистКьеркегор наеппи-вал чтзбы быпь духовно цельным, человек должен «желапъ одного» Диффузные спремления могутразрушипъ единспво Одна главная цель — испинный объединитгль Подлинная радоспъ жизни, писал Бернард Шоу, — обнаружите, чтз вас «использу-ютради цели, котзрую вы сами счипаетг великой» Единство и образ Я В докприне спремления подразумеваепся присупспвие когнипивного фактзра — образа Я Один психолог, Леки, определяетличноспъ как «организацию идей, котз-рые ощущаются как совмеспимые друг с другом» Он добавляещ чтз всепоглощающей мопивацией в жизни является поддержание единспва этзй системы «Поведение выражает усилия по поддержанию целоспноспи и единспва организации . Чпобы быпъ непосредственно усвоенной, идея, сформированная в результат? 408 Структура и развитие личности Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|