Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122029

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

478 ■ Часть VI. Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет)

тень экспериментальной биологии и медицины. М., 1948. Т. XXV, вып. 3.
Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни // Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1999.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
Юркевич Н. Г. Советская семья: функции и условия стабильности. Минск, 1970.
Ядов В. А., Здравомыслов А. Г. Человек и его работа: Социологическое исследование. М., 1967.
Яшин Г. А. Труд как формообразующий фактор человеческой деятельности. М., 1996.
Allport G. W. Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1961.
Gould R. L. Transformations, growth and change in adult life. New York: Simon and Schuster, 1978.
Harke E. Die Psychologysche und Padago-gische Probleme der erwachsenen Bildung. Berlin, 1966.
Hoffman L. Effects of maternal unemployment in the two-parent family. American Psychologist, 44, 1989.
Kernberg O. Severe personality disorders. New York, 1986.
Labouvie-Vief G. Chapter in:M. L. Commons, F. A. Richards, & С Armon (Eds.). Beyond formal operations: Late adolescence and adult cognitive development. New York: Praeger. 1984.
Levinson D. The seasons of a man's life. New York: Knopf, 1978.
Perry W. G. Forms of intellectual and ethical development in the college years: A scheme. New York: Holt, Rinehart & Winston. 1970.
Rigel K. F. Adult life crises: A dialectical interpretation of development. In: N. Datan & L. H. Ginsberg (Eds.). Lifespan development psychology: Normative life crises. New York: Academic Press. 1975.
Roe A. Early determinants of vocational choice. Journal of Counseling Psychology, 4, 1957.
Schaie K. W. Beyond calendar definitions of age, period and cohort: The general development model revisited. Developmental Review, 6. 1986.
Vroom V., Deci E. An overview of work motivation in: Reading in industrial and organizational psychology. N. Y., 1972.
Ware N. & Steckler N. Choosing a sciene major: The experience of women and men. Women's Studies Quarterly, 11, 1983.

VII
часть

СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ
(ОТ 40 ДО 60 ЛЕТ)


ГЛАВА 1
КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
В сорок-пятьдесят лет жизни человек оказывается в условиях, психологически существенно отличающихся от прежних. К этому времени уже накоплен достаточно большой жизненный и профессиональный опыт, дети выросли, и отношения с ними приобрели качественно новый характер, состарились родители, и им требуется по¬мощь. В организме человека начинают происходить закономерные физио¬логические изменения, к которым ему также приходится приспосабливать¬ся: ухудшается зрение, замедляются реакции, ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, который мно¬гие из них физически и психологически переносят крайне тяжело. Кроме того, в этом возрасте у многих впервые начинают появляться серьезные проблемы со здоровьем.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
В настоящее время принято считать, что средний возраст человека хро¬нологически охватывает отрезок жизни примерно от 40 до 60-65 лет. Од¬нако в работах различных авторов имеются существенные различия в опре¬делении начала и конца данного возраста. С чем это связано? Прежде всего это объясняется значительным субъективизмом в отнесении индивида к тому или иному возрасту, а это в свою очередь зависит уже как от биологи¬ческих, так и от многих социальных факторов. Например, относит ли себя к среднему возрасту 40-летняя женщина, которая только что родила перво¬го в своей жизни ребенка? Думает ли 40-летний мужчина, заочно обучаясь в высшем учебном заведении, о том, что возможность карьеры для него уже потеряна?
Таким образом, одна из главных особенностей средней взрослости состо¬ит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Вместе с тем это совершенно не означает, что нет никаких изменений как на психо¬логическом, так и на биологическом уровнях. Изменения происходят и вле¬кут за собой изменения в личностной сфере. Что же меняется в когнитив¬ной сфере человека, достигшего возраста 40-60 лет?

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 481
К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связан¬ные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприя¬тия, представления, память, воображение, мышление, речь.
Когнитивные процессы — совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания.
Сенсомоторные процессы — комплекс ответных реакций организма на воздействие вне¬шних раздражителей. К их числу относятся: простая сенсомоторная реакция, сложная сен-сомоторная реакция, сенсомоторная координация.
Моторные процессы — совокупность процессов, обеспечивающих двигательные акты индивида.
Психофизические функции — взаимодействие физиологических и психических процес¬сов, определяющее уровень чувствительности (пороги ощущений) сенсорной системы.
Специфика возраста
Одна из главных особенностей средней взрослости состоит в крайнем субъективизме чело¬века при оценке своего возраста.
Возрастные изменения, которые можно наблюдать у людей 40-60 лет, выражаются прежде всего в снижении физических возможностей. Это, ко-нечно, отражается на характеристиках психофизических функций челове¬ка, затрагивает сенсомоторные и моторные процессы, а также деятель¬ность его внутренних органов и систем.
РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ФУНКЦИИ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ
Следует подчеркнуть, что те изменения сенсорных функций, которые можно наблюдать у человека средней взрослости, непосредственно связаны с наступлением этого возраста.
ЗРЕНИЕ
Так, известно, что зрение человека практически не меняется с юношес-кого возраста и до перехода им 50-летнего рубежа, когда острота зрения начинает снижаться более быстро (Schieber, 1985; Pollack, & Atkeson, 1978). Однако близорукие люди часто начинают видеть в среднем возрасте лучше, чем в годы своей молодости.
Исследования И. Устиновой, изучавшей чувствительность 185 команди-ров и вторых пилотов самолетов по многим параметрам, характеризующим зрение индивида (цветоощущение, ночное зрение, глубинный глазомер и т. д.), показали следующее: у пилотов в возрасте 25-54 лет наблюдается достаточная устойчивость функционального состояния коркового отдела зрительного анализатора. Из всего комплекса сенсорных функций ею было обнаружено постепенное снижение с возрастом лишь остроты зрения из-за аномалий рефракции и ослабления аккомодации в старших возрастах. Это частичное снижение зрения не сказывается на уровне трудоспособности пилотов (И. Устинова, 1966). Поэтому можно говорить о том, что измене-
16 Психология человека

482 ■ Часть Vli. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет) I




Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Любовь - трансформация»
  • Евгений Ильин. Мифы о романтической любви
  • Джонсон Р. О земной любви
  • Притча «Еще раз о Любви»
  • Притча «Что такое любовь»
  • Притча «Опять о Любви»
  • Притча «Краденная любовь»
  • Притча «Когда любовь сильнее смерти»
  • Как освободить своё сердце от любви и забыть любимого человека, если любовь в тягость
  • Сельченок К.В. Психосексология.
  • Притча «Что я знаю о любви?..»
  • Притча «Любовь или нет?»
  • Притча «Слова для цветка любви»
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Главный Редактор. Гороскоп Любовь для Рыб (21 февраля - 20 марта)
  • Притча «Любовь»
  • Кернберг О.Ф. Отношения любви. Норма и патология.
  • Кашина Мария Юрьевна. Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ — ЛЮБОВЬ»
  • Ирина Кобевко. «Любовь» до тех пор, пока взгляды совпадают? Любовь и взаимопонимание
  • Притча «Любовь и Смерть»
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Притча «История одной любви»
  • Притча «Состязание поэтов»
  • Притча «Что такое любовь...?»
  • Кузьмина Елена Валентиновна. Буклет «Пять путей к сердцу ребенка»
  • Притча «Любовь и Разлука»
  • Притча «Генерировать любовь»
  • Юлия Погребинская. Цвета нашей жизни - розовый. Психология цвета
  • Психоаналитические афоризмы II. - Шелдон Роут
  • Гаврилюк Анна Владимировна. Проект 'Моя малая родина'
  • Притча «Любовь до гроба»
  • Лайне А. Ненависть во взаимоотношениях между женщиной и мужчиной
  • Притча «Любовь»
  • Рамиль Гарифуллин. Любовь: психологические основы
  • Ватральская Оксана Валентиновна. Программа по краеведению для старшего дошкольного возраста. «Мой Красноярск»
  • Кернберг Отто - Отношения любви. Норма и патология
  • Георгий Сергацкий. Любовь — это иллюзия
  • Притча «Станьте любовью?»
  • Любовь; love
  • Рыжова Анастасия Владимировна. День семьи, любви и верности!
  • Фром Э. Искусство любить.
  • Притча «Ненависть и Любовь»
  • Притча «Слова любви»
  • Агапэ; agape
  • Любовь к конкретному человеку с пассивной готовностью ему отдаться S+-
  • Притча «Любовь»
  • Притча «Слово о любви»
  • Кельберг Любовь Михайловна , Кузнецова Олеся Владимировна. Проект социального партнерства «Я — Ангарчанин»
  • Психоаналитические афоризмы V. - О любви
  • Притча «Бог есть Любовь!»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь