|
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122029
Автор: Реан А.А.
Название: Психология человека от рождения до смерти. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 478 ■ Часть VI. Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет)
тень экспериментальной биологии и медицины. М., 1948. Т. XXV, вып. 3. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни // Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1999. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. Юркевич Н. Г. Советская семья: функции и условия стабильности. Минск, 1970. Ядов В. А., Здравомыслов А. Г. Человек и его работа: Социологическое исследование. М., 1967. Яшин Г. А. Труд как формообразующий фактор человеческой деятельности. М., 1996. Allport G. W. Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1961. Gould R. L. Transformations, growth and change in adult life. New York: Simon and Schuster, 1978. Harke E. Die Psychologysche und Padago-gische Probleme der erwachsenen Bildung. Berlin, 1966. Hoffman L. Effects of maternal unemployment in the two-parent family. American Psychologist, 44, 1989. Kernberg O. Severe personality disorders. New York, 1986. Labouvie-Vief G. Chapter in:M. L. Commons, F. A. Richards, & С Armon (Eds.). Beyond formal operations: Late adolescence and adult cognitive development. New York: Praeger. 1984. Levinson D. The seasons of a man's life. New York: Knopf, 1978. Perry W. G. Forms of intellectual and ethical development in the college years: A scheme. New York: Holt, Rinehart & Winston. 1970. Rigel K. F. Adult life crises: A dialectical interpretation of development. In: N. Datan & L. H. Ginsberg (Eds.). Lifespan development psychology: Normative life crises. New York: Academic Press. 1975. Roe A. Early determinants of vocational choice. Journal of Counseling Psychology, 4, 1957. Schaie K. W. Beyond calendar definitions of age, period and cohort: The general development model revisited. Developmental Review, 6. 1986. Vroom V., Deci E. An overview of work motivation in: Reading in industrial and organizational psychology. N. Y., 1972. Ware N. & Steckler N. Choosing a sciene major: The experience of women and men. Women's Studies Quarterly, 11, 1983. VII часть СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (ОТ 40 ДО 60 ЛЕТ) ГЛАВА 1 КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В сорок-пятьдесят лет жизни человек оказывается в условиях, психологически существенно отличающихся от прежних. К этому времени уже накоплен достаточно большой жизненный и профессиональный опыт, дети выросли, и отношения с ними приобрели качественно новый характер, состарились родители, и им требуется по¬мощь. В организме человека начинают происходить закономерные физио¬логические изменения, к которым ему также приходится приспосабливать¬ся: ухудшается зрение, замедляются реакции, ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, который мно¬гие из них физически и психологически переносят крайне тяжело. Кроме того, в этом возрасте у многих впервые начинают появляться серьезные проблемы со здоровьем. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ В настоящее время принято считать, что средний возраст человека хро¬нологически охватывает отрезок жизни примерно от 40 до 60-65 лет. Од¬нако в работах различных авторов имеются существенные различия в опре¬делении начала и конца данного возраста. С чем это связано? Прежде всего это объясняется значительным субъективизмом в отнесении индивида к тому или иному возрасту, а это в свою очередь зависит уже как от биологи¬ческих, так и от многих социальных факторов. Например, относит ли себя к среднему возрасту 40-летняя женщина, которая только что родила перво¬го в своей жизни ребенка? Думает ли 40-летний мужчина, заочно обучаясь в высшем учебном заведении, о том, что возможность карьеры для него уже потеряна? Таким образом, одна из главных особенностей средней взрослости состо¬ит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Вместе с тем это совершенно не означает, что нет никаких изменений как на психо¬логическом, так и на биологическом уровнях. Изменения происходят и вле¬кут за собой изменения в личностной сфере. Что же меняется в когнитив¬ной сфере человека, достигшего возраста 40-60 лет? ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 481 К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связан¬ные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприя¬тия, представления, память, воображение, мышление, речь. Когнитивные процессы — совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания. Сенсомоторные процессы — комплекс ответных реакций организма на воздействие вне¬шних раздражителей. К их числу относятся: простая сенсомоторная реакция, сложная сен-сомоторная реакция, сенсомоторная координация. Моторные процессы — совокупность процессов, обеспечивающих двигательные акты индивида. Психофизические функции — взаимодействие физиологических и психических процес¬сов, определяющее уровень чувствительности (пороги ощущений) сенсорной системы. Специфика возраста Одна из главных особенностей средней взрослости состоит в крайнем субъективизме чело¬века при оценке своего возраста. Возрастные изменения, которые можно наблюдать у людей 40-60 лет, выражаются прежде всего в снижении физических возможностей. Это, ко-нечно, отражается на характеристиках психофизических функций челове¬ка, затрагивает сенсомоторные и моторные процессы, а также деятель¬ность его внутренних органов и систем. РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ФУНКЦИИ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ Следует подчеркнуть, что те изменения сенсорных функций, которые можно наблюдать у человека средней взрослости, непосредственно связаны с наступлением этого возраста. ЗРЕНИЕ Так, известно, что зрение человека практически не меняется с юношес-кого возраста и до перехода им 50-летнего рубежа, когда острота зрения начинает снижаться более быстро (Schieber, 1985; Pollack, & Atkeson, 1978). Однако близорукие люди часто начинают видеть в среднем возрасте лучше, чем в годы своей молодости. Исследования И. Устиновой, изучавшей чувствительность 185 команди-ров и вторых пилотов самолетов по многим параметрам, характеризующим зрение индивида (цветоощущение, ночное зрение, глубинный глазомер и т. д.), показали следующее: у пилотов в возрасте 25-54 лет наблюдается достаточная устойчивость функционального состояния коркового отдела зрительного анализатора. Из всего комплекса сенсорных функций ею было обнаружено постепенное снижение с возрастом лишь остроты зрения из-за аномалий рефракции и ослабления аккомодации в старших возрастах. Это частичное снижение зрения не сказывается на уровне трудоспособности пилотов (И. Устинова, 1966). Поэтому можно говорить о том, что измене- 16 Психология человека 482 ■ Часть Vli. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет) I Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|