|
Сонди Леопольд. Учебник экспериментальной диагностики влечений.Категория: Библиотека » Судьбоанализ | Просмотров: 218113
Автор: Сонди Леопольд.
Название: Учебник экспериментальной диагностики влечений: Глубинно-психологическая диагностика и ее применение в психопатологии, психосоматике, судебной психиатрии, криминологии, психофармакологии, профессиональном, семейном и подростковом консультировании, характерологии и этнологии. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В неоконченном «Очерке психоанализа», написанном в 1938 году, Фрейд говорит о доказательствах участия бессознательной сферы Оно в формировании сновидений. Мы приводим цитату: «Кроме того, в сновидениях мы обнаруживаем материал, который не встречался ни во взрослой жизни, ни в уже забытом детстве сновидца. Мы вынуждены рассматривать такой неизвестно откуда взявшийся материал в качестве архаической наследственности, которая влияет на ребенка посредством прежних переживаний предков и существует еще до того, как ребенок начнет приобретать свой собственный индивидуальный опыт»**. Эта концепция полностью соответствует основному принципу судьбоанализа.
* * Freud, S.: Gesammelte Werke. Bd. XVI. S. 86. ** Freud, S.: Gesammelte Werke. Bd. XVII. S. 89. На вопрос, почему наш тест может функционировать в качестве психодиагностического средства, мы можем дать обобщенный ответ: тест Сонди функционирует потому, что стимульные карточки тестового аппарата обладают специальным провоцирующим характером, на который И. «откликается» ассоциативным путем, теми струнами души, где имеющаяся у него унаследованная натура и персонально вытесненная натура влечений имеют актуально повышенные внутренние напряженности влечений. ГЛАВА 28, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ВЛЕЧЕНИЙ Автор ограничивается здесь представлением тех областей применения, в которых в результате публикации важных работ, в том числе и монографий, уже доказано, что экспериментальная диагностика влечений действительно может эффективно применяться*. I. Возрастная психология, психология и психиатрия детского возраста, детская игровая терапия Предполагается, что испытуемый в нашем эксперименте характеризуется следующими качествами: 1) способность к спокойному рассмотрению по порядку всех отдельных карточек; 2) достижение уровня зрелости, достаточного для умения осуществлять сравнение карточек в аспекте притяжения или отталкивания; 3) достижение уровня зрелости, достаточного для осуществления выборов на основе суперлятивности**. В нашем диагностическом методе мы психологически работаем только с теми выборами испытуемых, которые осуществлены на основе спокойного наблюдения, сравнения и суперлятивного выбора. В 1939 году мы поручили госпоже Маделин Дене выявить, с какого возраста дети способны к соблюдению таких условий выбора. В проведенном эксперименте со 140 детьми зажиточных жителей Будапешта были выявлены следующие уровни развития выборов (1940): 1. Ступени развития актов выбора 1. Неадекватный выбор без рассматривания всех карточек (3-3,5-летние дети). Карточки воспринимаются не в качестве отдельных предметов со специфическим характером, а как гомогенные элементы какой-то игры. Среди прочего, здесь можно встретить и такие примитивные действия: *На I Международном коллоквиуме (Цюрих, 1958) этой теме был посвящен главный доклад. **Superlativ (лат.) — превосходная степень сравнения. • Краевые выборы: испытуемые постоянно выбирают карточки, находящиеся с краю, чаще всего те, которые расположены рядом друг с другом или по четырем углам серии из восьми карточек. • Ритмические выборы: ребенок напевает песенку или говорит какую-либо скороговорку, а на последнем звуке или слоге выбирает ту карточку, на которой он перестал петь или говорить. Таким образом, дети еще не различают специфические характеристики отдельных карточек. На этой ступени развития актов выбора находятся 76% 3-3,5-летних детей, 22 % 4-5-летних и 1,5 % 6-7-летних детей. Краевые выборы мы случайно обнаружили у взрослых пациентов с шизофренией и гебефренической шизофренией, некоторые из них были вообще не способны выбрать только одну карточку; они должны были постоянно выбирать по паре карточек. Возможно, в этом символически проявляется предрасположенность к гипер-сопричастности. Некоторые больные сенильной деменцией с возрастом тоже регрессируют на эту примитивную ступень развития актов выбора. 2. Скачкообразно, импульсивно осуществляемый выбор без какого-либо заметного участия суперлятивного сравнения (4-5-летние). Акт выбора и здесь не определяется сравнением карточек по степени наибольшей симпатии или антипатии, ребенок становится настолько поглощенным какой-либо одной чертой изображенного на карточке человека (его бородой, волосами), что он чаще всего не обращает никакого внимания на другие карточки. На этой стадии находятся 51% 4-5-летних, 20% 3-3,5-летних детей и 26% 6-7-летних. Таким образом, в возрасте 4-5 лет ребенок только в редких случаях способен понимать сравнительные, компаративные понятия типа «прекрасная, прекраснее, самая прекрасная». Подобный способ выбора мы периодически встречаем у сенильных больных и при шизофрении с деменцией. Тщательное рассмотрение всех предъявляемых карточек и выбор на основе суперлятивного сравнения (6-7-летние дети). На этой ступени выборов уже становятся возможны обдуманные, корректирующие выборы с повторным рассмотрением всех восьми карточек. Ребенок сравнивает карточки и способен понять, какая из них «самая-самая». Такими зрелыми выборами отличаются 72% 6-7-летних, 26% 4-5-летних и 3% 3-3,5-летних детей. Обращает на себя внимание тот факт, что 3% 3-3,5-летних детей способны правильно выбирать карточки. Результаты, полученные в экспериментах с такими маленькими детьми, мы сообщили в первом издании нашего учебника. 2. Специфически возрастные характеристики развития * Experimentelle Triebdiagnostik. I. Aufl., 1947. Tab. 26,27,39, psychodiagnostische Tabellen II-VII und XXII-XXIII. В первом издании учебника по экспериментальной диагностике влечений мы в форме таблиц привели частоту факторных и векторных реакций, частоту формул влечений и пропорций латентности и частоту показателей развития Я, на примере венгерских детей". Хотя был изложен обширный материал, собранный в работе с 825 детьми от 3 до 18 лет, разделенный по следующим категориям: после первого пубертатного периода (n = 75), латентный период (n = 150), возраст адаптации к школе (n = 100), допубертатный период (n = 125), начало (n - 200) и конец пубертатного периода (n = 175), мы решили во втором издании не приводить этих таблиц со специфичными для каждого из указанных возрастов реакциями, причем руководствовались мы при этом следующими соображениями: Возрастные характеристики венгерских детей нельзя переносить на народы, обитающие в других регионах, как это, к сожалению, нередко случается. В результате делаются неправильные выводы о невозможности применения теста. Из обсуждавшихся в главе XXVII статистических условий следует, что на основе широкомасштабных исследований населения необходимо выявить специфические региональные и национально-расовые возрастные характеристики. Так что прежде всего предстоит задача выявления региональных возрастных характеристик, специфичных для отдельных народов, а потом — на основе результатов подобных исследований — можно в определенной степени делать предположения об общих закономерностях развития сексуального влечения и влечения к контактам, этично-моральной цензуры и развития Я, линнэуса влечений, сексуального и социального индекса, количественного напряжения у детей. В настоящее время мы почти совсем не располагаем такими данными. Мы надеемся, что основание «Международного общества исследований психологии судьбы» (Цюрих, 1958) будет способствовать проведению исследований в этой области. По просьбе нескольких исследователей мы решили включить в третье издание описание отношений между «ступенями Я и жизненным возрастом» в сокращенном виде (приложение III). В этом аспекте большое значение имеют групповые исследования, проведенные Хайнельтом* (приват-доцентом Мюнхенского университета) с 1300 подростками в возрасте от 11 до 15 лет, так как Хайнельт исследовал относительно однородную группу детей с юга Германии, пытаясь выявить различия между девочками и мальчиками, а кроме того, учесть принадлежность к различным социальным слоям. Хайнельту удалось доказать, что развитие в жизни влечений и сферы Я характеризуется тремя признаками: 1. образованием духовно-этичного управления (е и р), то есть образованием середины; 2. включением нежности в проявлениях к конкретному индивиду в актуальный процесс становления сексуальности; 3. формированием доверительных и зрелых отношений к окружающим людям (d и m). *Heinelt, G.: Altersspezifische Entwicklungslinien im Szondi-Test. Inaugural-Dissertation der Albert-Ludwigs-Universitдt (Prof. R. Hiess), Freiburg i. Br., 1951. **Experimentelle Triebdiagnostik, 1947. S. 175-84. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|