|
Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50337
Автор: Еникеев М. И.
Название: Общая и социальная психология. Учебник для вузов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Джеме разработал теорию эмоций (одновременно с датским анатомом Ланге), согласно которой эмоциональные состояния связывались с физиологическими изменениями в организме. Причем последние рассматривались не как следствие, а как первопричина эмоций. ("Мы смеемся не потому, что нам весело, а нам весело потому, что мы имеемся".)
Под влиянием эмоциональной теории Джемса сформировалось мощное физиологическое учение о телесных механизмах эмоций, которое возглавил профессор Гарвардской медицинской школы Уолтер Брэдфорд Кеннон (1871–1945). Кеннон выявил влияние эмоциональных (психических) процессов на гормональную активность внутренних органов. Используя постулат Дарвина о преднастройке организма к взаимодействию с соответствующей ситуацией, Кеннон экспериментально выявил проявление этой преднастройки в изменении состояния внутренних органов. Он, в частности, выявил так называемый "адреналиновый фактор" в энергетизации организма в эмоционально напряженных ситуациях. Произошел существенный сдвиг в теоретическом осмыслении механизма эмоций. Периферической теории эмоций Джемса–Ланге была противопоставлена нейрогуморальная теория эмоций. Кеннон установил, что эмоция является функцией подкоркового центра – таламуса. Исследование эмоций привело Кеннона к открытию основного принципа саморегуляции организмов – принципа гомеостаза – механизма автоматического поддержания постоянства внутренней среды организма ("Мудрость тела", 1932 г.). В конце XIX в. возникают первые проблемные лаборатории, в которых отдельные психические функции начали исследоваться экспериментальными и математическими методами. Так, немецкий психолог Герман Эббингауз (1850–1909) создал лабораторию изучения памяти, открыл ряд закономерностей памяти ("кривая забывания Эббингауза"). Американский психолог Эдуард Торндайк (1874–1949) предложил объективные методы исследования формирования навыков у животных и человека ("Ум животных", 1898 г.). Используя "проблемные ящики" (лабиринты), Торндайк установил ряд зависимостей между действиями и отдельными практическими ситуациями, подготовив тем самым возникновение бихевиоризма. Начав применять экспериментальные, математические, статистические и клинические методы, психология окончательно освободилась от многовекового симбиоза с философией. Появляются периодические научно-психологические издания. Уже в XIX в. стала интенсивно развиваться дифференциальная психология – отрасль психологии, изучающая индивидуальные психические различия между людьми и группами людей. Значительные исследования по выявлению индивидуальных различий были осуществлены Бине, Штерном, Лазурским. Исследуются наследственные генетические основы индивидуальных различий. Английский психолог и антрополог Фрэнсис Гальтон (1822–1911) в известной книге "Наследственный гений" (1869 г.) дал убедительный статистический анализ распределения способностей в зависимости от наследственных факторов. Им был разработан тестовый метод психологической диагностики. В 1884 г. Гальтон организовал в Лондоне первую антропометрическую лабораторию. (Он вооружил криминалистику методом антропометрии, дактилоскопии, а психологию – методом исчисления коэффициента взаимозависимости между переменными.) Результаты исследований о роли наследственности опубликованы им в книге "Исследование человеческих способностей и их развития" (1883 г.). Глава 6. Зарубежные психологические школы первой половины XX в. В первой половине XX в. в Европе и США формируется ряд самостоятельных психологических школ, отличающихся друг от друга различным пониманием предмета психологии, методов исследования и системы основных психологических понятий. В Европе это были фрейдизм, Вюрцбургская школа и гештальтпсихология, в США – бихевиоризм и школа Курта Левина. В 1895 г. австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856–1939), работая над "Проектом программы научной психологии", пришел к необходимости теоретически осмыслить свой опыт врача-невролога, который не укладывался в рамки традиционной трактовки сознания. Широко применяя во врачебной практике метод свободных ассоциаций, прослеживая ход мыслей пациентов, Фрейд обнаружил личностное содержание этих ассоциаций, скрытое от самих пациентов. Подсознательные ассоциации указывали на устойчивые мотивационные установки личности, психические травмы, перенесенные личностью. Свой метод и учение в целом 3. Фрейд назвал психоанализом ("Толкование сновидений", 1900 г.). Фрейд выступил против отождествления личности только с ее сознанием. Он пришел к выводу, что психическая жизнь человека имеет различные уровни. В структуре личности он выделил три сферы: бессознательную, предсознательную и сознательную. Структуры личности расположены, по Фрейду, в этих трех слоях. Вся бессознательная сфера личности, не доступная самосознанию, расположена в структуре ид(оно). Эта структура – энергетическая база личности. В ней содержатся врожденные бессознательные инстинкты человека (основными из них являются постоянно противоборствующие инстинкты жизни и смерти). Эти инстинкты постоянно стремятся к удовлетворению, разрядке и детерминируют всю деятельность человека. Находясь в состоянии антагонистического конфликта с сознанием, они обусловливают постоянный внутриличностный конфликт. С инстинктами связана особая энергия – либидо, которая и направляет жизнедеятельность человека. Вторая структура личности – эго(я) – расположена, по Фрейду, в сознании и предсознании. Эта структура также является врожденной. Третья структура личности – супер-эго – формируется в процессе жизни человека. Механизмом ее формирования является идентификация – самоотнесение индивида с близким взрослым своего пола (отцом или матерью). К объекту идентификации индивид испытывает амбивалентные (противоречивые) чувства. У мальчиков это Эдипов комплекс (они ревнуют отца к матери), у девочек – комплекс Электры (ревнуют мать к отцу). Между указанными тремя структурами личности не существует устойчивого равновесия. Инстинкты диктуют личности такие желания, которые недопустимы в человеческом обществе. На страже соблюдения человеческих норм стоит супер-эго – вместилище высших нравственных принципов. Это состояние постоянного внутреннего конфликта делает человека потенциальным невротиком. Стремясь смягчить конфликт между ид и супер-эго, личность прибегает к различным механизмам психологической защиты: вытеснению, рационализации, проекции, сублимации и регрессии. При вытеснении (самой неэффективной форме психологической защиты) энергия либидо загоняется внутрь – не реализуется в деятельности, остается в человеке, вызывая напряженность его психического состояния. Подавленные желания постоянно дают о себе знать в виде оговорок, ошибок, описок и в виде символов, наполняющих сновидения человека ("Психопатология обыденной жизни", 1901 г.; "Толкование сновидений", 1900 г.). Эффективным видом психологической защиты Фрейд считал рационализацию – придание инстинктивным стремлениям добропорядочной видимости. Человек, не осознавая своих подлинных побуждений, оправдывает их защитными мотивами, морально приемлемыми доводами. При проекции индивид приписывает другим людям те чувства и желания, которые сам испытывает. Наиболее эффективный механизм психологической защиты – сублимация (возвышение) – направление сексуальных и агрессивных инстинктов в другое русло, в сферу культурной деятельности. (Произведения искусства, научные открытия и изобретения Фрейд считал результатом сублимации.) При этом происходит катарсис – очищение тела от темных инстинктов. Регрессия же проявляется в снижении уровня поведения. 3. Фрейд открыл человечеству огромный мир, лежащий за пределами его сознания. Идеи Фрейда нашли многочисленных приверженцев. Возникли различные направления фрейдизма и неофрейдизма. Концепция Фрейда существенно повлияла на развитие мировой культуры – социологии, этнографии, искусства, медицины и др. Фрейд ввел в психологию ряд новых категорий: бессознательная мотивация, защитные психологические механизмы, роль детских психотравм в поведении взрослого, структура личности, психическая организация личности, конфликтность личности и др. Заслуга Фрейда состоит также в соединении психологической теории с психотерапевтической практикой. Поставив вопрос о естественной природе человека, Фрейд, однако, абсолютизировал эту его природу и недооценил социальную сущность человека. (Ближайшие сотрудники 3. Фрейда К. Г. Юнг и А. Адлер впоследствии разошлись с ним в трактовке этой проблемы.) В начале XX в. ученик Вундта Освольд Кюльпе (1862–1915) основал в Вюрцбурге (Бавария) Вюрцбургскую психологическую школу, изучавшую высшие психические процессы – мышление и волю. Объектом научного анализа стало выполнение интеллектуальных заданий. В ходе экспериментов, совмещенных с самонаблюдением, в Вюрцбургской школе было установлено, что мышление как психический процесс не сводится ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Сами ассоциации отбираются в мышлении в соответствии с тенденцией, установкой, возникающей в зависимости от принятой субъектом задачи. Вюрцбургская школа установила наличие несенсорных (безобразных) компонентов мышления – умственных действий и несенсорных системообразующих компонентов сознания – значений и смыслов. В 1912 году во Франкфурте-на-Майне под руководством Макса Вертгеймера (1880–1943) возникла новая психологическая школа – гештальтпсихология (от нем. gestalt – форма, структура). В нее входили известные психологи Вольфганг Кёлер (1887–1967) и Курт Коффка (1886–1941). В опытах Вертгеймера по восприятию было установлено, что в составе сознания существуют целостные образования (гештальты), неразложимые на сенсорные первоэлементы. Психические образы – не комплексы ощущений. Под влиянием концепции, выдвинутой в свое время Брентано, Вертгеймер стал приверженцем деятельной сущности сознания: сознание активно – оно строит свои образы внешнего мира, опираясь на некоторые изначально имеющиеся структуры – гештальты. Прогрессивное значение гештальтпсихологии состояло в преодолении ею "атомизма" в психологии – представления о том, что образы сознания строятся из кирпичиков ощущений. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|