Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 46570

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В заключение скажем, чтз невозможно рассмаприват личноспные диспозиции как единицы личноспи, полностью отделенные отмопивации В некотзрых случаях они оказываются ведущими жизненными мотлвами, особенно тзгда, когда предспав-ляютиз себя зрелые, функционально автзномные целевые систмы Очевидно, чтз они — не способы реакции на воздейстия окружающей среды, а путл соприкосновения с ней
В главе 10 мы упоминали, чтз некотзрые влечения (например, боль или кислородная недоспатзчност) могутдейстоват по тлпу рефлексов, вызывая отошения тлпа «напряжение—снятле напряжения» и будучи мало связанными с систмами более высокого уровня Другие влечения (например, секс или голод) предспавляюпся в высокой стпени связанными с функциями коры головного мозга Они не оспаюпся чисгт биологическими по своей природе, а спановяпся составляющими личноспных диспозиций
Предспавляепся необходимым поспулироват, чтз с личноспными диспозициями связан широкий круг мотлвационных сил Некотзрые ЛД являютя побуждающими, самоактлвными, паровыми котгами жизни Другие имеютстллистлческую и ин-спрументгльную природу, но и они динамичны (в меньшей стпени)
Определение
Этз длинное обсуждение подготовило нас к пому, чтзбы дат определение личностей диспозиции Оно весьма похоже на наше определение черты Вниматльный чипатль отиетлщ чтз каждая част определения черпы получила разъяснение
Личностая диспозиция — этз обобщенная нейропсихическая спрукпура (специфическая для индивида), способная делапь многие стлмулы функционально экви-валентыми и инициироват и направлят устзйчивые (эквивалентые) формы адап-тлвного и стллистлческого поведения
Резюме
В последних двух главах мы пытглись выявит уровень анализа, наиболее полезный для исследования человеческой личноспи Этз уровень «черту, котзрый в дей-сгтипельностл наиболее широко признан как психологами, пак и нашими обыденными речевыми привычками Тем не менее, мы нашли необходимым выделит, на этзм уровне два направления рассмотрения организации черт
Общими чертами называютсложно организованные комплексы, рассматриваемые как общие (или сравнимые) в популяции людей Вследспвие принадлежноспи людей к общему виду и к общей кульпуре мы можем (с полным основанием) искапъ
402 Структура и развитие личности
у них совершенно однородные кагшгории поведения Все сравнигшльные исследования личноспи, вся дифференциальная психология, болъшинсто попыпок измерений осу-щестляюжя на основе ппких «общих черт>
Личностные диспозиции — эгю единицы гюго же порядка сложноспи, но они рассмаприваюпся как «членение самой природы» Иными словами, эгю нейропсихи-ческие единицы, когюрые мы фактически обнаруживаем у различных людей Иногда (весьма редко) человек оказываепся столь тлпичным предсгтвитглем своей кульпу-ры и своего вида, чпо можетбыпь адеквапно охарактеризован с помощью общих черт Более вероятно, что его кардинальные, центральные и вгюричные диспозиции бу-дутв высокой стгпени окрашены его индивидуальностью Тотспособ, каким организована его жизнь, можвтне соотзетгтзовапъ сколько-нибудь хорошо никакой аналитической схеме общих черт Термин личностная диспозиция (котзрый можвтбыть передан такжв как индивидуальная черта или морфогенетическая черта) привлекает внимание к любым обобщенным черппм, когюрые фактически присутстзуютв ней-ропсихической системе отдельного человека
Оба понятия используюпся на своем месте Для целей сравнительных исследований (а таково большинство исследований личности) досгтгтчно общих черт Для детального исследования конкретного индивида должны быть определены личност ные диспозиции
Черты или диспозиции не поддаются прямому наблюдению, мы можем лишь прийти к заключению об их существовании Конкретные действия — эта всегда про-дуктмногих детгрминирующих фактзров, не тзлько успойчивых тенденций, но и напряжений, возникающих в данный моменте личности или в ситуации Только по-втзряющиеся действия, обладающие одной и пой ЖЕ значимостью (эквивалентность реакций) и являющиеся результатам определенного круга стимулов, имеющих одну и ту жв личностную значимость (эквивалентность стимулов), приводятк необходимости заключения о наличии черти личностных диспозиций Эти тенденции не на-ходяпся все время в активном состоянии, но они продолжают существовать даже в латентной форме и обладаютотиоситгльно низким порогом возбуждения
Одно дело допустить, чгю черты и диспозиции — наиболее приемлемые единицы для исследования, другое —установить их гючный характер у какого-либо конкретного человека Для гюго чгюбы избежать проекции своего собственного характера и многих других источников ошибок, исследователь должен использовать весь имеющий отношение к делу эмпирический инструменпприй своей науки в обосновании своих заключений Черты и диспозиции нельзя вызвать как духов, их надо обнаружит
При обозначении этих организованных единиц возникаетмножестзо ошибок, одна из котзрых — смешивание социальных суждений с объективными факппми Если мы будем избегать терминов, выражающих похвалу и осуждение, то сможем составить психологический словарь «безоценочных» названий черт Как ни прискорбно, но свойства человеческой личности могутбыть описаны гюлько с помощью обыденной речи, поскольку она одна обладаетдоспагючной гюнкостью и общепринятой понягтостью
Некоторые черты и диспозиции явно имеютмопивирующую силу, особенно те, которые обычно известны как интересы, амбиции, чувства, комплексы, ценности Другие менее динамичны и обладают возможностью скорее управлять поведением (стилизовать его), чем инициировать Иногда единицы, поначалу лишь направляющие, приобреппютвпоследстзии движущую силу, а тг единицы, когюрые вначале по-
Личностные диспозииии 403
буждали движение, могутспппъ прост направляющими Сппреющий споржмен можвт упрапипь рвение, но все еще сохраняпъ ингшрес к спорпу
Черпы и диспозиции спибилизируютповедение, но они никогда не бываютни полностью согласованными, ни независимыми друг отдруга Эффективное приспособление к окружающему миру пребуетгибкоспи в различных ситуациях должны приводится в дейстие различные детгрминирующие тгнденции Конкретая личность можвтвыглядет пропиворечивой и конфликтой (как без успили повтряютро-маниспы и клинициспы)
Наш взгляд на личноспные диспозиции не оприцаетважноспи социального вза-имодейстия в формировании человеческого поведения В главе 8 мы опдали должное эффектгм сипуации, социальной роли, кульпуры Но мы считаем, что конкретный человек обладает широким набором привычек и диспозиций, котзрые могутбыт акпивированы в разной стгпени и в различных комбинациях в зависимоспи отсоци-альных и средовых требований пекущего момент
Черпы и диспозиции — это modus Vivendi Их значимоспь — следствие той роли, которую они играют в успешном приспособлении человека к его миру и в овладении им
Глава 16. Единство личности
Репроспектлва — Философские взгляды — Единство как стремление — Единство и Я-образ — Проприагтеные функции и единство — Соответствие или конгруэнгтоспь — Эмпирические подходы к конгруэнгтостл — Резюме
Личноспъ — этз unitas multiplex, многое в одном В предыдущих главах мы рас-смапривали множвстенноспъ черти диспозиций Теперь мы переходим к проблеме единста Эпа проблема озадачивает по двум причинам во-первых, попому чпо пер-мин единство можвтбыт применен к личноспи во многих отношениях, и, во-втз-рых, попому чпо сомнипельно, доспижимо ли единспво вообще То единение, копорое можно наблюдапъ — эта лишь сравнитгльная спепень Немецкий писатгль фон Гердер сказал «Человек никогда не завершен, он сущеспвуетв процессе сппновления»
Ретроспектива
В предыдущих главах мы уже спалкивались с различными важными аспектами проблемы единспеа Полезно освежипь их в памяпи
В раннем депспве сущеспвуетвысокая спепень «динамического единспеа» В первые месяцы жизни младенец реагирует как целое каждый раз, когда он пянепся к чему-по, опспупаетили выражаетэмоции Дейспвитгльно, в первый год или несколько позже он реагирует по принципу «все или ничего», особенно когда участвуют эмоции Он не способен к задержке, дифференциации и градации Когда он подра-спиети дифференциация увеличивается, этз примипивное единспво уменьшается
Но по мере уменьшения примипивного единспеа благодаря процессу интеграции возникаетприобретгнное единспво Инпеграция компенсируетсегменпирующий процесс дифференциации Интггрировапъ — значищ формировапъ более общие единицы Тотальная интеграция недоспижима, но происходитпоспоянное движение в эпом направлении, несмопря на продолжение и пропивоположного процесса дифференциации Такова диалекпикаразделения и объединения
Единство личности 405
В этой связи нам следуетвспомнипъ органическое равновесие, выпекающее из гомеостаза Поддержи вапь «успойчивое состояние» — значит, сохранять единство фундаментального, но статичного типа



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Сена Л.А. Единицы физических величин и их размерности
  • Деньгуб В.М., Смирнов В.Г. Единицы величин. Словарь-справочник
  • Чертов А.Г. Единицы физических величин
  • Георгий Почепцов. Коммуникативные операции вчера и сегодня
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Бион У.Р. К-связь и –К-связь
  • Георгий Почепцов. Информация как оружие: как и почему она может представлять опасность
  • Тип; Туре
  • Власов А.Д., Мурин Б.П. Единицы физических величин в науке и технике. Справочник
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Бехтерев В.М. Психологическое определение личности.
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Самость; Self; Selbst
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Мид Дж. От жеста к символу.
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Притча «Гармония»
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Регрессивное восстановление персоны; Regressive restoration of the persona
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Функция; Function; Funktion
  • Комплекс; Complex; Komplex
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • В. Орешкин. Нравственные типы личности
  • Сновидения; Dreams; Traume
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Притча «Последний Ангел»
  • Приворот белой магии
  • Теория шести рукопожатий уточнена
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Тест MMPI. Выбор утверждений
  • Противоположности; Opposites; Gegensatze
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Уилфред Бион. "Опыт в группах". Часть 1 (1961)
  • Эрих Фром говорил…
  • Своеобразные с точки зрения западного человека японские понятия, которые побуждают к личностному развитию
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Георгий Почепцов. Управление массовым сознанием как цель социоинжиниринга
  • Хорни Карен. Культура и невроз.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь