Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50811

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Немецкий психолог и философ Иоганн Фридрих Гербарт (1776–1841) признал в качестве исходных единиц психики представления ("Учебник психологии", 1816 г.), которые, по его мнению, находятся в постоянном противоборстве, стремясь вытеснить друг друга в подсознание. Плодотворной была мысль Гербарта об образовании из запаса представлений "апперцептивной массы", благодаря которой определенное содержание удерживается в фокусе сознания. Гербарт ввел понятие порога сознания, подверг критике учение Вольфа о способностях как первичных свойствах души. Многие понятия, введенные Гербартом, вошли в арсенал научно-психологических терминов.
Стержневое развитие психологической науки происходило в направлениях, подготавливаемых естественно-научными достижениями. На этой почве психология развивалась как объективная наука. Естествоиспытатели делали психологию опытной наукой. Физиологи, физики и врачи открывали психофизиологические закономерности. Однако и само естествознание первой половины XIX в. требовало перехода на новые объяснительные принципы.
Эти принципы были сформулированы Чарлзом Робертом Дарвином (1809–1882). В "Происхождении видов путем естественного отбора" (1859 г.) он провозгласил: биологическое развитие обусловлено развитием приспособительных механизмов – развитие видов происходит за счет выживания особей, наиболее приспособленных к среде; реакции животных на текущую ситуацию обусловлены успешностью их поведения в предшествующем опыте.
Дарвинизм ввел в психологию понятие взаимодействия организма со средой, понятие соответствия внешнего и внутреннего, сформировал новую теоретическую модель поведения. Дарвинизм стал фактором объективизации психологии. Он стимулировал возникновение новых отраслей психологии – зоопсихологии, сравнительной психологии, генетической психологии. На основе дарвиновского учения началось изучение предыстории человеческой психики. Значительную часть своих работ Чарлз Дарвин посвятил биологии и психологии человека ("Происхождение человека и половой отбор", 1871 г.; "Выражение эмоций у животных и человека", 1872 г.). Дарвинизм содействовал концептуализации человековедческих знаний.
Эволюционную концепцию развития психики человека обосновал известный английский философ и психолог Герберт Спенсер (1820–1903). Эволюцию человека он впервые связал с развитием его психики. Психика возникла на определенной стадии развития живых организмов, когда условия жизни стали настолько сложными, что без адекватного их психического отражения существование живых существ становилось невозможным – таков основной тезис психологической теории Г. Спенсера. Спенсер выделил и основные этапы развития психики в процессе эволюции, считая психику человека высшей формой развития психики.
Понимая психику как механизм адаптации живых организмов к среде, Спенсер указал и на основные формы этого приспособления: раздражимость-ощущение-рефлекс-инстинкт-навык-сознание человека (его разум, память и воля). Человеческий разум, отмечал Спенсер, отличается от психики животных тем, что не имеет ограничений, присущих низшим формам психики. Основным ядром психики человека является его интеллект – этот постулат Г. Спенсера определил все дальнейшее развитие психологии (в том числе и его крайность, выразившуюся в так называемом интеллектуализме). Труд Спенсера "Основы психологии" (1855) дал толчок возникновению и развитию генетической и сравнительной психологии. Спенсер отмечал, что "сознание не чистый лист – оно полно предуготовленных ассоциаций".
К середине XIX в. и особенно во второй его половине произошли существенные усовершенствования методов физиологических и нейрофизиологических исследований. Возникает методика графической регистрации физиологических (а затем и психических) явлений. Стало возможным измерять изменение интенсивности этих процессов под влиянием различных воздействий. На основе изучения электрических потенциалов в мышцах и нервном волокне (Э. Г. Дюбуа-Реймон, Н. Е. Введенский) возникает представление о нервном импульсе. Открытие Ф. Мажанди (1783–1855) раздельного существования чувствительных и двигательных нервных волокон (1822 г.) активизировало исследование соотношений между структурой и функциями различных мозговых образований. Актуализировалась проблема мозговой локализации высших психических функций.
Французский анатом и антрополог Поль Брока (1824–1880) обнаружил, что поражение третьей лобной извилины левого полушария мозга вызывает нарушение речи. Были открыты моторный центр речи (центр Брока, 1866 г.), центры движения (Фрич и Гитциг, 1870 г.), центры сенсорной чувствительности, мозговой центр восприятия речи (центр Вернике).
Естественно-научные достижения содействовали изучению психических явлений естественно-научными методами. Психология становилась научно-экспериментальной дисциплиной.
Основателем экспериментальной психологии стал немецкий философ, психолог и физиолог Вильгельм Вундт (1832–1920). Как и Гельмгольц, Вундт был учеником известного физиолога Мюллера. Занимаясь как физиолог ощущениями и мышечными движениями, Вундт столкнулся с влиянием на физиологические процессы психических факторов. Вундт создал план разработки психологии экспериментальными методами, поставил задачу – экспериментально выявить структуру сознания. С этой целью в 1879 году он создал в Лейпциге первую в Европе экспериментально-психологическую лабораторию, ставшую вскоре Международным центром психологических исследований. Универсальным объяснительным принципом психологии он провозгласил апперцепцию – некий центр всей сферы сознания, расположенный в лобных долях мозга. Ощущения, чувства и сенсомоторные реакции В. Вундт считал структурными элементами сознания и выступил как основоположник структуралистического направления в психологии. Вундт полагал, что подобно другим наукам задача психологии состоит в выделении путем анализа исходных элементов, установлении связей между ними; выявлении законов этой связи.
Основные результаты первых систематических экспериментальных исследований В. Вундт опубликовал в работе "Основания физиологической психологии" (1880–1881 гг.), ставшей первым учебником по экспериментальной психологии. Отстаивая самостоятельность психологической науки, Вундт подчеркивал, что у нее имеются собственные законы и все ее явления подчинены "психической причинности". К наиболее общим законам психологии Вундт относил: принцп творческого синтеза, закон психических отношений (зависимость восприятия от соотношений элементов объекта), закон гетерогенности целей (при совершении действия могут возникнуть сопутствующие мотивы и цели). Все элементы сознания по закону творческого синтеза объединяются, по Вундту, волей.
Теоретические позиции Вундта были подвергнуты критике, экспериментальная же его методика получила всеобщее признание.
В дальнейшем В. Вундт посвятил себя разработке задуманной им еще в молодости "второй ветви" психологии – психологии народов (десятитомная "Психология народов" была опубликована им в период с 1910 по 1920 гг.).
Вундт полагал, что только простейшие чувственные процессы подлежат экспериментальному изучению. Однако уже ближайшие его ученики опровергли эту позицию, подвергнув экспериментальному исследованию такие сложные психические функции, как восприятие, мышление и воля.
С Вундта начинается родословная психологии как самостоятельной науки. Он создал первую крупнейшую психологическую школу и первый всемирный центр экспериментальной психологии. Непосредственные ученики Вундта Титченер, Кюльпе и другие создали свои психологические школы.
Известный американский психолог Эдуард Брэдфорд Титченер (1867–1927) работал первоначально в Лейпциге у Вундта, изучая бинокулярное зрение и время реакции при познавательной деятельности. В 1892 г., переехав в США, он создал в Корнуэльском университете крупнейшую научно-психологическую школу, обобщив свои исследования в четырехтомной "Экспериментальной психологии". Титченер придерживался вундтовского структурализма (за что и получил название американского Вундта).
К концу XIX в. экспериментальная психология стала интенсивно развиваться во многих странах мира. Формируются национальные психологические школы. Основатель французской психологической школы Альфред Бине (1857–1911) создал первую во Франции психологическую лабораторию (1889 г.), заложил основы педагогической психологии и дефектологии, патопсихологии, разработал методы экспериментального изучения высших психических функций – мышления и речи, разработал тесты интеллектуального развития, внедрил в психологию метод естественного эксперимента, значительно расширив возможности объективного исследования психических явлений ("Психология умозаключения", 1886 г.; "Введение в экспериментальную психологию", 1894 г.; "Методика исследования умственного развития", 1922 г.).
Ряд исследований, ставший классическим, был проведен американскими психологами. Джеймс Маккин Кеттелл (1860–1944) осуществил классическое исследование свойств внимания при помощи тахистоскопа (прибора, позволяющего экспонировать зрительные стимулы на определенное, в том числе очень короткое, время), одним из первых разработал методику тестовых обследований индивидуальных психологических особенностей.
На рубеже веков большую известность приобрел американский психолог и философ Уильям Джеме (1842–1910). Джеме отверг членение Вундтом сознания на отдельные структурные элементы (ощущение, образ, чувство) и выдвинул постулат о целостности и динамичности сознания, введя термин "поток сознания", направленность которого связывал с нуждами индивида. Дальнейшие прагматические психологические исследования в США стали базироваться на этом основоположении. Джемсом была создана в 1875 г. при Гарвардском университете первая американская психологическая лаборатория.
Джеме соотносил сознание не только с его внешними, двигательно-практическими проявлениями, но и с природой личности, с тем, что "человек считает своим". В человеке Джеме различал три сферы – материальную, социальную и духовную ("Принципы психологии", 1890 г.). Психология перешла к поуровневой трактовке личности, системному анализу ее проявлений.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Юлия Валериевна Пронина. Консультация для родителей «МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
  • Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Тип; Туре
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Если основа сценария, жизненные установки остаются не осознаваемые, а человек начинает сопротивляться сценарию...
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Возможны ли волевые решения? Эксперимент Либета
  • Мораль; Morality; Moral
  • Григорий Чаусовский. Окситоциновые психотехнологии. Система нейтрализации агрессивного поведения в системе «человек-жизненная среда»
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ
  • Влечение к разрушению
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Олейник А. Н. Позиционный анализ как средство деятельности сотрудника ОВД в ситуациях конфликтов
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Влечение сексуальное
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Инстинкт; влечение; Instinct; Instinkt
  • Миникаева Наталья Александровна. Презентация «Мотивация детей»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Религиозная установка; Religious attitude; religios Einstellung
  • Казакова Светлана Анатольевна. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
  • Притча «Поведение»
  • Вишняков Алексей. Ошибочные цели поведения детей и способы продуктивного реагирования родителей.
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Сверхдетерминированность; over-determination
  • Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н. Биология. Учебник. 9 класс. Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н.
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Развитие судеб влечений
  • Рамиль Гарифуллин. Аддикция и постмодернистская теория личности
  • Инстинкт; instinct
  • Мотив; motive
  • Атаева Екатерина Николаевна. Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Маша и медведь знакомятся с правилами безопасного поведения на дорогах»
  • Мария Коновалова. Современная денежная лихорадка: причины и последствия
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Мамышева Г.Ф., Нуреева С.Р., Савельева А. И.. Философствование с шестилетками
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Бушуева Анна Олеговна. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ»
  • Развитие мотивационной сферы, действий, самоконтроля. ЗАНЯТИЕ 17
  • Георгий Почепцов. Три модели построения информационных операций. - Геогрий Почепцов
  • Максимова Наталья Андреевна. Методы и приемы формирования культуры поведения у детей младшего возраста на основе программных задач



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь