Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50342

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Исходными побуждениями человеческого поведения Гартли считал чувство удовольствия и чувство страдания. Формирование человека, по Гартли, зависит от того, с какими социально значимыми воздействиями сочетаются эти базовые чувства человека. Идеи Гартли оказали решающее влияние на последующее развитие психологии.
В XVIII в. немецкий ученый Христиан Вольф (1679–1754) издал первые научно-психологические труды: "Эмпирическая психология" (1732 г.) и "Рациональная психология" (1734 г.). Активность души (в метафорическом смысле это понятие сохранялось очень долго) Вольф связывал со способностью человека иметь представления. Классифицировав психические явления на различные группы, Вольф усматривал в основании каждой из них определенные способности. Вольф ввел в научный оборот термин "психология".
В XVIII в. возникает концепция историзма – жизнь людей соотносится с жизнью общества, а жизнедеятельность общества осознается как закономерный исторический процесс. Возникают первые ростки понимания культурно-исторической детерминированности индивидуальной психики. "Людьми правят законы, которые сами зависят от условий жизни общества", – провозглашает Шарль Луи Монтескье в трактате "О духе законов" (1748 г.). Психика человека соотносилась уже не только с телом и мозгом, непосредственной средой, но с культурно-историческими факторами формирования общества.
В XVIII в. усиливается тенденция к категоризации и классификации. Многочисленные эмпирические описания требовали объяснительных понятий, классификационных схем. Исходя из этого принципа возникают новые представления о мироздании (Лаплас) и духовной сфере (Кант).
Иммануил Кант (1724–1804) подразделил все психические явления на три группы: 1) познавательные, 2) эмоциональные и 3) волевые. Французским естествоиспытателем Жаном Батистом Ламарком (1744–1829) создается первое целостное учение об эволюции органического мира. На этой основе возникла теория "естественной истории" человека.
Крупные достижения в области нейрофизиологии позволили поставить вопрос о нейрофизиологических механизмах психики. Формируются исходные понятия физиологии и психологии – понятия раздражения, возбуждения и чувствительности. В двигательных актах организма стали различаться периферия и центр.
Чешский физиолог Йиржи Прохазка (1749–1820) впервые дал классическое научное определение рефлекса: "Внешние впечатления, возникающие в чувствительных нервах, очень быстро распространяются по всей их длине до самого начала. Там они отражаются по определенному закону, переходят на определенные и соответствующие им двигательные нервы и по ним чрезвычайно быстро направляются к мышцам, посредством которых производят точные и строго ограниченные движения"*.
* Прохазка Й. Трактат о функциях нервной системы. Л., 1957. С. 91.

И. Прохазка отметил, что рефлекс возникает в ответ лишь на определенные раздражители – на те, которые имеют для организма приспособительную значимость. Он впервые установил, что по рефлекторному принципу функционируют не только низшие, но и высшие отделы нервной системы, что все формы психической деятельности направлены на приспособление организма к условиям окружающей среды, подчиняясь общему закону "сохранения живого тела".
Итак, в XVIII в. человечество вплотную подошло к пониманию сущности психики – психика стала пониматься как способность дифференцировать (классифицировать по категориям) внешние воздействия, оценивать их в соответствии с потребностями организма и на основе этого осуществлять избирательные, приспособительные действия.

Глава 5. Развитие нейрофизиологии и психологии в XIX в.

На основе концептуальных обобщений Прохазки в начале XIX в. физиологи направили свои основные усилия на изучение "рефлекторной дуги". Шотландский невролог Ч. Белл и независимо от него французский физиолог Ф. Мажанди открывают явление, перехода нервного импульса с афферентных (центростремительных) нервных путей на эфферентные – центробежные нервные пути (закон Белла–Мажанди).
В 30-х годах XIX в. нейрофизиология рефлекторной дуги была широко исследована немецким физиологом Иоганнесом Петером Мюллером ("Учебник физиологии человека", 1833 г.). Однако понимание рефлекса оставалось еще механическим: рефлекторная дуга понималась лишь как анатомический механизм, замыкающий внешнее воздействие на ответную реакцию. Физиологи еще не интересовались тем, что объединяет различные "дуги" в целостный поведенческий акт. Однако даже такое ограниченное понимание рефлекса активизировало исследование человеческой чувствительности и привело к открытию первых психофизиологических закономерностей.
Приступив к углубленному изучению работы органов чувств, физиологи столкнулись с необходимостью выявления меры соотнесенности физического с физиологическим.
В 40-х годах XIX в. немецкий физиолог Эрнст Генрих Вебер (1795–1878) установил существование закономерной зависимости между величиной (силой) внешнего раздражителя и вызываемым им ощущением. Было выявлено, что не всякое увеличение или уменьшение силы воздействия ведет к соответствующему изменению интенсивности ощущения. Для того чтобы интенсивность данного ощущения изменялась, сила раздражителя должна увеличиваться или уменьшаться на определенную постоянную величину.
Французский физик Пьер Бугер установил, что освещенность экрана в 1000 люксов должна быть уменьшена или увеличена как минимум на 10 люксов, чтобы человек почувствовал изменение яркости этого объекта. Вебер же затем установил аналогичные закономерности применительно к осязательным и двигательным ощущениям. Так возник первый психофизический закон – закон Бугера–Вебера. Появилось понятие разностного порога чувствительности.
Современник Вебера немецкий физик и психолог Густав Теодор Фехнер (1801–1887) установил логарифмическую зависимость силы ощущения от физической интенсивности раздражителя – возник закон Вебера–Фехнера (Фехнер Г. Т. Основы психофизики. 1860).
По мере изучения формирования сложного зрительного образа возникли первые предположения о связи сенсорной и двигательной деятельности (Белл, Пуркине). В длительной дискуссии о природе видения одни ее участники (нативисты) считали его прирожденным механизмом, другие (эмпиристы) – приобретаемым в процессе упражнений, в которых двигательные и зрительные образы вступают в связь. Проблемы прирожденной обусловленности психической функции требовали прояснения.
В разрешение этих проблем значительный вклад внес немецкий естествоиспытатель Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (1821–1894). Фундаментальные исследования Гельмгольца по физиологии органов чувств ("Физиологическая оптика", 1867 г.; "Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки", 1875. г.) заложили основы современной физиологической психологии, основы психологии пространственного восприятия, раскрыли механизм константности восприятия.
Гельмгольц установил, что при оптических помехах через некоторое время восстанавливается адекватность восприятия. Это доказывало, что образы восприятия строятся не только на основе сенсорных данных, но и на базе понятий о воспринимаемом предмете, на основе отнесения предмета к определенной категории объектов. Каждый новый психический акт включается в сферу имеющихся представлений. Исследования Гельмгольца позволили преодолеть существовавший до тех пор разрыв между чувственными и интеллектуальными компонентами познавательного процесса. На основе опыта формируются, по выражению Гельмгольца, "умозаключения глазом" (спонтанные обобщения объективных взаимосвязей реальных объектов).
Экспериментальные методы, применявшиеся в исследованиях Гельмгольца, пошатнули незыблемость метода интроспекции – начал формироваться метод объективного экспериментально-психологического исследования.
В связи с изучением работы органов чувств актуализировалась проблема локализации центров психических функций в головном мозге. Австрийский врач Франц Йозеф Галль впервые попытался решить эту проблему, гипотетически разместив "умственные силы" в извилинах мозга, считая, что форма извилин влияет на форму черепа. Французский физиолог и врач Пьер Жан Мари Флуранс впервые экспериментально, методом удаления отдельных участков мозга установил функции некоторых отделов головного мозга (1822 г.) – дыхательного центра в продолговатом мозгу, двигательно-координирующую функцию мозжечка, зрительную функцию четверохолмия, замыкательную функцию спинного мозга.
Возросшие запросы практики приводили к новым открытиям. В астрономических наблюдениях, например, требовалось установить положение звезды с точностью до 0,1 угловой секунды. Ассистент Гринвичской обсерватории опаздывал с определением прохождения звезды по меридиану почти на секунду. Это послужило причиной его увольнения. Однако через тридцать лет он был реабилитирован знаменитым кенигсбергским астрономом Бесселем, который в 1816 году прочитал о случае с ассистентом из Гринвича. Бессел задался вопросом: может ли наблюдатель вообще абсолютно точно определять время прохождения звезды через меридиан? Он усомнился в точности собственных наблюдений. Десять лет он сравнивал свои вычисления с вычислениями своих коллег и обнаружил, что средняя ошибка в расчетах достигает одной секунды и каждый наблюдатель ошибается по-своему.
Так были проведены первые экспериментальные психологические измерения. С расчетов Бесселя и ведет свою родословную экспериментальная психология. Исследование времени простой реакции человека показало, что эти реакции протекают в зависимости от ряда психологических факторов – установки, направленности внимания, мотивов деятельности человека. И сам Бессел утверждал: скажите мне о скорости простой реакции человека, и я скажу о его интеллектуальном потенциале. Под натиском новых открытий рушились декартовские и гартлиновские механические представления об ассоциациях. Формируется понятие о динамике психических явлений.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Выбор любовного партнера: у большинства «свой типаж»
  • Сыроватко Светлана Михайловна. Простые советы логопеда родителям
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Татьяна Васильева. Межличностный конфликт. Поведение в конфликте
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Джон Готтман. Четыре признака грядущего развода
  • В чем секрет счастливого брака?
  • Выбор партнера: в любви противоположности не притягиваются
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • 9 признаков подходящего партнера для длительных отношений
  • Елена Бутивщенко. NON-Конфликт. Деловые переговоры и работа с возражениями. - Елена Бутивщенко
  • Язык тела: признаки женской симпатии
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Анна Березовская. «Я одна, и он один...». Одиночество в паре
  • Рисуночный тест на определение склонности доверять окружающим
  • Символы любви и счастья. Как привлечь свечами желаемого партнера.
  • Атватер И. Невербальное общение.
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Притча «Любовь или нет?»
  • Рогалевич Людмила. Cборник занятий по здоровому образу жизни дошкольников
  • Общение как говорить, чтобы тебя поняли?
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Хелен Костер. 12 способов распознать ложь делового партнера
  • Ирина Кобевко. «Любовь» до тех пор, пока взгляды совпадают? Любовь и взаимопонимание
  • Формы невербального поведения ног и стоп. Движение стоп вопреки силе тяжести.
  • Притча «Советы непальских мудрецов»
  • Отвернет избранника от соперницы сексуальный отворот
  • Заговоры на любовь и их негативные последствия
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Тигры»
  • Предупреждение для использующих заговоры
  • Умение убеждать и строить аргументацию.
  • Бубер М. Я И ТЫ
  • Редактор. Как выигрывать в спорах?
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 5-е
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Евгений Ильин. Как войти в доверие: психологические приемы вызова доверия
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Притча «Жизнь не может ждать»
  • Хлебова Вероника. Почему так трудно ценить?
  • Ж. Мессинжер. Речь тела: о чем нам говорят жесты?
  • Идеализация партнера в добрачных отношениях. Любовь и самооценка
  • Три упражнения, которые помогут заговорить на иностранном языке
  • Варианты успокаивающего поведения
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Зависимость глубины и прочности союза от уровня, на котором сделан выбор партнера
  • Когда бедные и богатые сотрудничают
  • Ермолина Ирина Александровна. РОДИТЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь