|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379676
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Упражнение 15.10
Прочтите каждое из следующих высказываний и определите, какой из теорий — Икс, Игрек или Зет — оно соответствует. а. «Обязательно проследите за тем, чтобы строители, когда закончат работу, убрали мусор; иначе они оставят за собой полный бардак». ____________ б. «Приезжая в чужой город, всегда нужно иметь при себе карту. Иначе таксист будет часами катать вас по улицам, чтобы содрать побольше денег». ___________ в. «Перед тренировкой я обычно советуюсь со своими парнями, какие броски им стоило бы отработать сегодня, и тогда они работают, не щадя себя». ____________ г. «Пусть мальчишки сами решат, как им лучше распределиться при уборке улицы.'Взрослые только мешают детям». ___________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Стили лидерства Психологи различают три стиля лидерства: авторитарный, демократический и попустительский. Лидеры авторитарного типа, как правило, относятся к разряду деловых лидеров, они управляют людьми с позиций теории Икс. Лидеры, склонные к попустительству, чаще бывают социоэмоционально ориентированными и придерживаются теории Игрек. Демократические лидеры занимают место где-то между этими крайними вариантами и придерживаются теории Зет. Роль лидера в группе зависит от стиля лидерства. • Авторитарный. Этот стиль лидерства называют также «автократическим». Авторитарный лидер единолично управляет группой, принимая на себя всю полноту ответственности за нее. Он отдает распоряжения, и группа должна выполнять их. Такой лидер дистанцирован от остальных членов группы и принимает на себя роль единственного специалиста. • Демократический. Демократический лидер всегда ждет от группы ответной активности. Он определяет общую концепцию, или философию, группы и ставит перед ней конкретные цели, а группа решает, каким образом их достичь. Члены группы полагаются на знания и опыт друг друга. • Попустительский. При попустительском стиле лидер выступает скорее в роли координатора. Группа имеет полную и неограниченную свободу действий. Лидер выступает только как полномочный представитель данной группы при ее взаимодействии с другими группами, но внутри группы его полномочия и влияние незначительны. Левин с коллегами (Lewin et al., 1943) изучал эти три стиля лидерства в группах мальчиков подросткового клуба. Он сформировал три равных по количеству группы мальчиков, во главе которых были поставлены взрослые руководители. Эти руководители должны были придерживаться трех разных стилей лидерства. Авторитарный руководитель самовластно решал, чем заниматься его подопечным, и отдавал им распоряжения, никак не участвуя в их занятиях. Демократический руководитель организовывал групповые обсуждения, позволяя мальчикам самостоятельно определять политику группы и выбирать исполнителей для того или иного задания. Попустительский руководитель подключался к делам группы только по просьбе мальчиков, все остальное время они были предоставлены сами себе и могли делать все, что им придет в голову. Эксперимент Левина выявил, что группу с авторитарным стилем руководства отличает хорошая организованность и четкость при выполнении поставленных целей. Однако мальчики из этой группы выражали недовольство своим положением, были враждебно настроены по отношению друг к другу. В группе с демократическим стилем руководства мальчики любили своего лидера и старались хорошо исполнять порученные им дела. Группа с попустительским стилем руководства была практически нерезультативна. Хотя результаты эксперимента Левина как будто указывают на преимущества демократического стиля лидерства, бывают ситуации, в которых более уместен авторитарный или попустительский стиль руководства. Например, вы — командир экипажа и ваш самолет терпит аварию, или же вы руководите тушением пожара. Очевидно, что в подобной ситуации неуместно делить свои властные полномочия с подчиненными. Точно так же в некоторых областях профессиональной деятельности более приемлем попустительский стиль руководства. Например, терапевты, дантисты, педагоги, как правило, не нуждаются в руководящих указаниях. Несмотря на тот факт, что мужчины чаще женщин становятся лидерами, обширное исследование, проведенное Игли и ее коллегами (Eagly et al., 1991), показало, что женщины могут быть столь же эффективными руководителями, как и мужчины. Было обнаружено, что женщины чаще придерживаются демократического стиля руководства, а кроме того, как женщины, так и мужчины отдают некоторое предпочтение руководителям-женщинам. Несмотря на то что в целом женщины больше мужчин озабочены социоэмоциональными аспектами взаимоотношений, в традиционно женских группах (например, в группе медицинских сестер) женщины-руководители скорее отличаются деловой ориентацией. Большинство лидеров умеют проявлять гибкость во взаимоотношениях с подчиненными. Наверное, даже самый авторитарный начальник не будет возражать, если его подчиненные захотят устроить пикник; он позволит им самим выбрать день и место его проведения и не станет указывать, какую провизию следует взять с собой. Точно также лидер, придерживающийся попустительского стиля, в состоянии понять, что город может быть повергнут в хаос, если местные власти позволят людям строить дома, открывать офисы и проводить дороги, где только те ни пожелают. Упражнение 15.11 Представьте, что вы назначены руководить группой из шести человек, задача которой — выращивать овощи на "поле площадью пять акров. Опишите ваши действия для каждого из трех возможных стилей лидерства. а. авторитарный: б. демократический: в. попустительский: Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Стратегии лидерства Одна из целей хорошего руководителя — улучшение качества работы, порученной его группе. Сейчас во многих отраслях используется техника TQM (Total Quality Management), или Техника общего управления качеством. Главным для данной техники является понятие качества, которое применяется ко всем аспектам деятельности компании, начиная с оценки удовлетворенности потребителя продукцией компании и заканчивая способами определения качества инновационных идей и степени удовлетворенности персонала. Разумеется, это непростые задачи. Повышение качества зачастую требует глобального переосмысления политики компании и отказа от старых, изживших себя методов работы и управления. Первый вариант TQM был разработан американцем Эдвардсом Демингом (Edwards Deming) еще в годы Второй мировой войны. Тогда Деминг обозначил четырнадцать ступеней улучшения качества (они приводятся в Приложении 15.2). Предложенный им подход широко применялся в Японии в пятидесятых и шестидесятых годах, однако в США он получил распространение только в восьмидесятые годы. Хотя разные организации в своей работе используют одни и те же обозначенные Демингом четырнадцать ступеней повышения качества, единой схемы, при помощи которой можно было бы перемещаться с одной ступени на другую, так и не выработано — каждой компании приходится разрабатывать собственную программу. Применение техники TQM требует как времени, так и денег (Port, 1992), однако, как показано в Приложении 15.3, она уже спасла от краха несколько компаний. Типичная программа TQM может включать в себя следующие действия: заполнение независимыми наблюдателями — супервизорами — своего рода табеля качества компании, оценка персоналом своего руководства, учет различных сертификатов и наград, полученных компанией за выдающиеся разработки, опрос работников с целью выяснения их предложений по улучшению работы компании и т. д. (Bloch, 1993). Техника общего управления качеством (ТQМ): метод управления, при котором все аспекты деятельности организации оцениваются с точки зрения принципа качества. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|