Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 47023

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Лишь необычные личноспи обладаютодной и только одной кардинальной диспозицией Обычно средоточие жизни выражается в наборе различных центральных диспозиций «Сколько их?» — вотвопрос, который мы задаем в первую очередь Цен-пральными диспозициями, верояпно, будутт, которые мы упоминаем, когда тца-тльно пишем рекомендатльное письмо Исследование Конрада, процитированное выше, также связано с центральными (главными) диспозициями личности дошкольников (у которых, конечно, мы еще не ожидаем обнаружит тгкие жеспкие спрукпуры, как в дальнейшем)
На еще менее значимом уровне мы можем говорит о вторичных ЛД — менее замегтых, менее генерализованных, менее последоватльных и реже приводимых в дейстие, чем центральные диспозиции Они расположены более периферически, чем центральные, и меньше связаны с проприумом
Разумеетя, эпи при уровня выделены произвольно и сформулированы главным образом для удобста рассуждений В реальноспи сущестуют всевозможные уровни организации, от наиболее приблизитльных и нестгбильных до наиболее масштгбных и жеспко структурированных Тем не менее, полезно осознават эпи от личия, когда мы собираемся предваритлъно сравнивапъ значимоспъ и интгнсивноспъ различных диспозиций данной личноспи4
Сколько диспозииии может быть у человека?
Вопрос о том, сколько диспозиций можетбыпъ у человека, очень смел, и от вепипъ на него можно только предваритлъно и предположитлъно Смелым мы его называем по многим причинам поведение идетнепрерывным потоком, диспозиции никогда не проявляются поодиночке, люди проявляютпропиворечивые диспозиции
4 Следует сказать пару слов об «интенсивности» Если ЛД рассматривается как уникальная, то она не может существовать в какой-то «степени», поскольку нет внешнего стандарта для сравнения Тем не менее, если мы рассматриваем конкретного индивида как точку отсчета, то можем (как в данном случае) оценить интенсивность одной ЛД по отношению к другим и, таким образом, выйти на нашу грубую шкалу кардинальная — центральная — вторичная Однако если мы попытаемся сравнить ЛД со сходными ЛД других людей, то, конечно, трансформируем ДД в общие черты
396 Структура и развитие личности
в пропиворечивых ситуациях, к тому же, диагноспические методы слишком плохо развипы для тзго, чтзбы мы смогли найпи отзет
Тем не менее, на основании фрагменппрных свидетгльстз мы можвм высказапъ некогюрые догадки, ограничившись кардинальными или ценпральными ЛД Мы не рискнем даже гадапъ опиоситгльно вгюричных диспозиций
Обратимся сначала к биографической литературе В своем описании жизни Уильяма Джеймса Ральф Бартон Перри писал, что для того, чтобы понять эту завораживающую личность, необходимо рассмотреть восемь основных «черт», или «составных частей» Первыми он внес в список четыре «нездоровые» диспозиции — тенденции, которые (взятые сами по себе) свидетельспвуюто тяжелых нарушениях (1) ипохондрия, (2) озабоченность исключительными психическими состояниями, (3) заметные колебания настроения и (4) отвращение к процессам строгого мышления С этими болезненными ЛД смешиваются (и искупаютих) четыре «доброкачественные» диспозиции (5) чувствительность, (6) живость, (7) гуманность, (8) общительность Конечно, используемые Перри обозначения — это названия общих чергц но он определяетих таким образом, что каждая приобретает своеобразный джеймсовский аромат Для наших целей важно следующее даже после весьма исчерпывающего исследования столь сложной личности Перри ощущает, что ограниченное число основных диспозиций (в данном случае восемь) адекватно охватываетее базовую структуру
Рассмоприм небольшой экспериментальный пример Мы попросили 93 спудентэв «подумать о каком-нибудь человеке вашего пола, котэрого вы хорошо знаетг», а затгм «в письменной форме описапь его или ее с помощью слов, выражений или предложений, котэрые достаточно хорошо определяют по, что представляется вам наиболее существенными характеристиками этого человека» Выражение наиболее существенные характеристики раскрывалось так «любая черта, качество, интерес, тенденция и т д, которую вы считаете очень важной для описания человека, которого вы выбрали»
Среднее число использованных студентами характеристик равнялось 7,2 Только 10% отвечавших ощутили, что им требуется более 10 пунктов, чтобы описать «наиболее существенные характеристики» их друга5
Это всего лишь небольшие пришедшие в голову примеры, но они раскрывают важную возможность Когда психология разработает адекватные диагностические методы для выявления главных направлений, по которым организована отдельная личность (личностных диспозиций), может оказаться, что число таких узлов в норме варьирует от пяти до десяти. Мы предлагаем это утверждение в качесгте гипотезы, подлежащей возможной научной проверке
Как изучать личностные диспозииии
Психология крайне редко фиксирует свое внимание на индивидуальности, поэтому для определения личных диспозиций отдельных людей у нас не пак много методов, как хотелось бы В большинстве источников преобладаетклише «Психология как наука имеет дело со всеобщим, а не с частным» На каждое исследование индивидуальных черт мы обнаруживаем сотни (возможно, тысячи) исследований
5 AllportG W What units shall we employ9 //Assessment of human motives /Ed byG Lmdzey N Y Holt, Rmehart and Winston, 1958 Ch 9 Биографические подтверждения см Perry R В The thought and character of William James Tn2vols Boston Little, Brown, 1936 Vol 2 Ch 90-91
Личностные диспозииии 397
общих черт Тем не менее, метзды (или метздические подходы к тгкому исследованию) еспъ, и мы расскажем о них, чтзбы показапъ, чпо наш научный вызов оправдан — в исследовании морфогенепической организации можно сделапъ больше, чем делаежя
Спецификация общих черт. Первый и достгтчно очевидный мегюд —рассмотрение положения индивидов при использовании универсальных инспруменпов пес-пирования или шкал оценок Значитгльно более высокие или низкие оценки обычных переменных могутпривлечь наше внимание к областгм, в которых, если мы взглянем внимательнее, могут обнаружиться важные личностные диспозиции Например, упомянем вновь исследование Конрада, в копиром с помощью метзда «помеченных звездочкой» оценок более чем 200 общих чертбыло продемонсприровано, какие переменные могут указывать на важные диспозиции у отдельных детгй По-втзрим, что согласие среди учитглей по поводу отмеченных пункпов было особенно высоким Идентифицируя ппким образом возможные ЛД, мы можем даже обнаружить оппенки каждой из них, существующие у конкретных людей
Изучение отдельных случаев. Наиболее очевидный метод — это исследование биографий, испорий жизни или отдельных случаев С первого взгляда он можетпока-запъся меподом липерапуры или здравого смысла, но при использовании мер предосторожности и аналитических инспруменпов он можетспппъ важным научным методом
Тестирование на предполагаемые ЛД. Предположим, чпо поначалу мы смотрим на изучаемый объекте позиции здравого смысла (как и подобает здравомыслящим ученым) Затгм мы предполагаем, чпо объект (в данном случае отдельная личность) обнаруживаетопределенные главные диспозиции Далее мы, подобно любому ученому, попыппемся эмпирически проверить нашу гипотгзу и, если потребуется, скор-рекпировапь ее Эпотмепод предложен Ф Г Олпорпом в следующем примере6
Некий мальчик в школе оппичаежя примерным поведением, аккурапен, исполни-пелен и внимапелен Но дома он шумный, неуправляемый и грубый по опношению к младшим депям Фенопипически он демонсприруетпропивоположные диспозиции
В пиком случае психолог может сделапъ предположение ценпралъная диспозиция эпого мальчика — спраспное желание внимания Лучше всего он доспигаетсвоей цели в школе — подчиняясь правилам, дома — не слушаясь
Сделав эпо предположение, психолог можетзапем просчипипъ факпические действия мальчика в печение дня (проверенные каким-нибудь независимым наблюдапелем), чпо-бы выяснипь, сколько среди них было «функционально эквиваленпных», по еспъ де-монсприрующих явные домогапельспва внимания Если доля пиких дейспвий высока, мы можем счипипъ, чпо гипопеза подпверждена, а ЛД установлена
Более широкое использование эпого гипотетического метода можетпривеспи нас к фокусированию на жизни индивидов как целом
Эмпирический анализ действий одного человека. Имея в своем распоряжении большую совокупность действий отдельного человека, мы можем различными способами провести ее содержательный анализ Например, письмо или дневник человека содержитповторяющиеся группы мыслей Метод научного использования таких данных показан в работе Болдуина под названием «анализ личностной структуры»7
6 AllportF H Teleonomic description m study of personality// Character and Personality 1937 Vol 6 P 202-214
7 Baldwin A L Personal structure analysis a statistical method for investigating the single personality //Journal of Abnormal and Social Psychology 1942 Vol 37 P 163-183
398 Структура и развитие личности
Эпот исследователь проанализировал свыше сопни писем, написанных Дженни в возраст 59—70 лет Он задался вопросом если Дженни упоминаетоб одном предмет, о чем еще она упоминаете по же самое время (в пой же группе мыслей)? С помощью эпого мепода он нашел у Дженни несколько безошибочно определяемых ценпралъных диспозиций Она сильно ревновала своего сына, она проявляла паранойяльные черпы в своих отношениях с женщинами, она имела выраженные эстпические интресы, и она была щепепильна в денежных делах
Конечно, эпи письма не могут полноспъю раскрыт спрукпуру личноспи Дженни, но эпотмепод все же показал, чпо в обласпи уникальных личноспных диспозиций может быт проведено пщатгльное количеспвенное исследование Психология можетза-ниматся опдельными случаями
Клинический подход. Поскольку консульппнпы или гшрапевпы имеютдело с индивиду альн о спями, они неизбежно выносятсуждения, касающиеся личноспных диспозиций На пропяжвнии процесса консульпирования их волнуетспрукпура личноспи пациенпа Конечно, они думаютоб общих законах, приложимых к поведению или проблеме клиенпп, но их внимание приковано к данному личноспиому паттерну



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Олпорт Г. СТАНОВЛЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Аткинсон Р.Л, Аткинсон Р.С, Смит Э.Е, Бем Д. Дж. и др. Введение в психологию
  • Маслоу Абрахам. На подступах к психологии бытия.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Рубинштейн С. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
  • С.Э. Поляков. Кризис современной психологии
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Стресс без дистресса и адаптационный синдром. Теория Ганса Селье (1907-1982)
  • Лурия А.Р. Лекции по общей психологии
  • Назарова И.Э. Защитные механизмы.
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Люшер М. Сигналы личности.
  • О концептах авторитарной и тоталитарной личности
  • Джемс. Психология.
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Митина М. А. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка
  • Практикум по практической психологии.
  • Менегетти Антонио. Система и личность.
  • Смит Н. Современные системы психологии
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Зеленский В. Словарь аналитической психологии.
  • Выготский Л.С., Лурия Р. Этюды по истории поведения
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Романова Е.С. Работа психолога на телефоне доверия.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Никита Тараторин. Психологи на службе спецслужб
  • Хьелл П., Зиглер Д. Теории личности.
  • Л. Хьелл, Д. Зиглер Теории личности
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней
  • Данченко В. ПРОГРАММА "ДАР"
  • С.Э. Поляков. Когнитивизм, интроспекция и психические феномены. Об основной парадигме когнитивной психологии
  • Ефимова Н.С. Основы общей психологии
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Фрейд Анна. Психология Я и защитные механизмы.
  • Петровский А., Ярошевский М. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь