|
Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50341
Автор: Еникеев М. И.
Название: Общая и социальная психология. Учебник для вузов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В это время в европейской науке уже зарождалось мощное движение рационализма. Выдающийся мыслитель средневековой Англии Роджер Бэкон (1214–1294) призывал восстановить истинный смысл учения Аристотеля, заложил основы современных научных методов.
В эпоху средневековья значительных успехов достигла арабоязычная наука, ассимилировавшая культуру эллинов, народов Средней Азии, Индии и Китая. В культурных центрах арабского Халифата сосредоточилась научная литература всего цивилизованного мира. От Индии до Пиренеев распространялись труды Платона, Аристотеля, Галена и средневековых арабских ученых. Европейская схоластика была блокирована наукой Востока. На востоке арабской державы естественно-научная мысль развивалась Ибн-Синой (Авиценной, 980–1037), на западе, в Марокко, – Ибн-Рошдом (Аверроэсом, 1126 – 1198), получившими широкую популярность в Европе. Этими мыслителями утверждалось важнейшее основоположение – состояние души обусловлено деятельностью тела. Ибн-Сина продолжил психофизиологические изыскания, начатые Галеном. Душа становилась объектом исследования медиков. В "Каноне врачебной науки" Ибн-Сина неизменно утверждал зависимость психики от работы мозга, исследовал психосоматические явления. В XIV в. в Европе усиливаются материалистические традиции в науке, заложенные Р. Бэконом. Профессор Оксфордского университета У. Оккам ввел принципиально важное понятие знака. Человечество продвигалось к пониманию обусловленности психической деятельности внешними явлениями, получившими знаковое обозначение в ходе социально-исторического взаимодействия людей. Формирование понятий, трактовавшихся на протяжении веков по учению Платона в качестве вечных идей, ставилось в зависимость от опыта человечества. Глава 3. Психологические воззрения эпохи Возрождения Эпоха Возрождения рассеяла мрак средневековой ночи. Кризис феодализма порождал новые социально-идеологические запросы. Эпоха Возрождения началась с актуализации ценностей античного мира. Но эти ценности уже воспринимались по-новому. Возродилось непреходящее учение великого Аристотеля, но новая эпоха черпала из него новые идеи. На основе учения Аристотеля стали утверждаться новые, прогрессивные концепции: мышление нуждается в чувственных впечатлениях, а воля – в целенаправленных действиях, душа не может существовать без тела. Формировалось новое миропонимание, культивировался исследовательский подход к явлениям действительности. Великие географические открытия расширяют кругозор человечества. Возникла потребность осознать общую картину мира. Создаются общества естествоиспытателей. Открываются новые горизонты естественно-научного знания. Расцвет искусства, живописи порождал интерес к сущности человека, его внутреннему миру, проявлениям внутреннего состояния человека. Делаются первые открытия в области психофизиологии. Так, Леонардо да Винчи (1452–1519) в "Трактате о живописи" исследует зависимость восприятия величины предмета от его удаленности, освещенности, плотности среды, описывает явление зрительного контраста, иррадиации и др. Резко возрастает интерес к человеку. В год выхода книги Коперника "Об обращении небесных сфер" появляется трактат А. Везалия "О строении человеческого тела" (1543 г.). Растет потребность в точном знании. Приоритетное значение получает экспериментирование. Осознается мощь человеческого интеллекта, устанавливающего причинную связь явлений. Глава 4. Формирование психологических концепций в XVII–XVIII вв. В XVII в. в связи с коренными сдвигами в социально-экономическом развитии европейского общества происходят глубинные преобразования в мировоззрении человечества, получившие название научной революции. Успехи естественных наук призывают к опытному изучению природы, в том числе и природы человека. Выдающийся мыслитель нового времени Фрэнсис Бэкон (1561–1626) обосновывает идею о решающей роли эксперимента в научном познании. ("Только искусно задавая природе вопросы и вырывая у нее тайны при помощи специально изобретенных орудий познания, человек становится властелином природы".) Природа становится объектом вычислений, измерений, наблюдений и экспериментов при помощи термометров, барометров, микроскопов и телескопов. Формируются принципы научного исследования, которые переносятся и на изучение человека. Природа трактуется как грандиозный механизм, действующий по физическим законам. Человек начинает рассматриваться как особый механизм, в котором не остается места для мифической души. Мощный удар по религиозно-мистическому пониманию души нанес выдающийся французский ученый, математик, философ и физиолог Рене Декарт (1596–1650). В своих исследованиях о природе человека ("Страсти души", 1649 г., трактат "О человеке", 1662 г.) Декарт утверждал, что взаимодействие человека с миром происходит не по велению мифической души, а благодаря внешним стимулам (толчкам) и соответствующей материальной конструкции человека. Декарт ввел в психологию и физиологию понятие рефлекса. Душа, по Декарту, определяется (детерминируется) не собственной изначально данной активностью, а воздействием внешних явлений на "машину тела". Рефлексы, закономерные ответы тела на внешние воздействия, и "страсти души" – та телесная материя души, которая, по Декарту, подчинена тем же закономерностям, как и вся физическая природа. Духовные чувства, в отличие от телесных движений, обусловлены сознанием ("Страсти души"). Так впервые мифологическое понятие души заменяется современным научным термином сознание. Декарт, осуществив экспериментальное исследование зрительных восприятий, впервые установил некоторые механизмы построения зрительного образа на сетчатке, выявил роль движений в построении этих образов, зависимость зрительного образа от предшествующего чувственного опыта человека ("Диоптрика", 1637 г.). Под влиянием идей Декарта развивалась вся психология и нейрофизиология нового времени. Трактовка Декартом психики как внешне детерминированного регуляционного механизма стала базой последующего развития научных представлений о психике человека. Р. Декарт впервые объяснил психические проявления как материально обусловленные, отражательно-регуляционные, рефлекторные процессы. И хотя взгляды Декарта носили еще механистический характер (он приравнивал человека к простейшим автоматам), на основе его взглядов в психологии возникло важнейшее ее понятие – понятие ассоциации. Сложные психические явления стали объяснять связями – ассоциациями. Декарт ввел в науку понятие сознания как непосредственное знание души о себе. Этот постулат стал базой двухвекового господства в психологии парадигмы иитроспекционизма. Интроспекционизм (от лат. introspecto – гляжу внутрь, всматриваюсь) провозгласил, что сознание может быть познано, но только внутренним созерцанием, самонаблюдением. Мыслители нового времени формировали материалистические представления о сущности психики. Так, голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632–1677) в своем трактате "Этика", анализируя сущность мышления, утверждал, что порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей. Выдающийся немецкий мыслитель Г. Лейбниц (1646–1716) уже различал в структуре психики два уровня – сознание и подсознание. Лейбниц полагал, что и при отсутствии сознания происходит скрытая, подспудная психическая деятельность в сфере подсознания. Он впервые установил явление подпорогового восприятия (явление "малых перцепций") и выдвинул постулат о динамике психических явлений. XVII в. – век радикальных сдвигов в социально-политической жизни народов Европы – стал переломным этапом и в развитии психологии. Господствовавшая в средневековье схоластика, не интересовавшаяся тем, каким путем приобретаются знания, уступила место эмпиризму – знамением века становится практика, опыт. Идеологи этой эпохи призывали к опытному изучению природы, не исключая и человека. Возникла идея причинности, детерминированности психических явлений. Английский философ Джон Локк (1632–1704) провозгласил, что все идеи происходят из опыта, в котором объединяются чувственные впечатления от внешних объектов ("Опыт о человеческом разуме"). Д. Локк выступил как основоположник теории эмпиризма. Он вслед за Декартом детально разработал проблему ассоцианизма и интроспекции как основного метода психологии. Рассматривая проблему "наращивания идей", Д. Локк утвердил в психологии принцип развития. В XVIII в. психология развивалась под влиянием возникновения новых мировоззренческих представлений. Мощное движение научного сознания против теологического мировоззрения, получившее название "просвещение", тяготело к детерминизму – первопричинному объяснению физических и духовных явлений. Выдвигалось предположение, что для вещей и идей должен быть один порядок. Сложилась предпосылка для возникновения концептуального, всеобщего объяснительного принципа психики. В качестве универсальной объяснительной категории в психологии окончательно утвердилось понятие ассоциации. Особенно широко понятие ассоциации было разработано английским врачом Дейвидом Гартли (1705–1757) ("Наблюдения над человеком", 1749 г.). Установленные Гартли закономерности образования ассоциаций – смежность воздействий и частота их повторения – стали, по существу, первыми закономерностями психологии. Гартли обогатил психологию многими основоположениями. Так, он отделил память от всех других познавательных процессов, считая ее общим свойством нервной системы, на основе которого совершаются все психические явления. Он прозорливо увидел в волевом акте взаимодействие сенсомоторных и речевых процессов. Гартли первым понял, что волевое действие ребенка – это его самокоманда, которой он овладевает в общении со взрослыми. Определив три элемента нервно-мышечной системы (орган чувств – мозг – мышцы), Гартли постулировал связь между рефлексом и ассоциацией, и это открыло путь для дальнейшей конвергенции нейрофизиологии и психологии. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|