|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379679
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ЛИДЕРСТВО
Человека, который стоит во главе группы, определяет основные направления ее деятельности и развития и влияет при этом на поведение ее членов, называют лидером. Лидер может быть формальным — это человек, выбранный или назначенный специально для того, чтобы управлять группой, человек, воспринимаемый членами группы как авторитет. Из предыдущей части главы, где обсуждался феномен повиновения, вы уже знаете, что лидер может оказывать большое влияние на поведение членов группы. Во многих корпорациях имена формальных лидеров указываются в уставных документах. Но бывают и неформальные лидеры — люди из числа рядовых членов группы, оказывающие мощное влияние на других ее членов. Возможно, вам доводилось работать в группе, в которой формальный лидер не справлялся со своими функциями. Очень часто в таких случаях кто-то из членов группы, восполняя несостоятельность формального лидера, берет на себя некоторые из его функций. Хотя экспериментальные исследования почти не обнаруживают каких-то специфических качеств, присущих лидерам, все же можно говорить о наличии некоторых общих характеристик. Так, приводятся данные о том, что формальными лидерами бывают, как правило, люди выше среднего роста (Crenshaw, 1980). Шоу (Shaw, 1971) утверждает, что лидеров отличают инициативность, энтузиазм, высокие вербальные способности, настойчивость в достижении поставленных целей и общительность. Кроме того, лидер, как правило, бывает честен, имеет высокий образовательный уровень и высокую самооценку. Лидер: человек,стоящий во главе группы, определяющий основные направления ее деятельности и влияющий на поведение ее членов. Типы лидеров Замечали ли вы, что в некоторых группах бывает не по одному, а по два лидера? Или — один формальный лидер, а другой — неформальный? Каждый из лидеров в таких ситуациях имеет свою сферу приложения лидерских способностей. Бэйлс (Bales, 1958) выделил два типа лидеров: делового и социоэмоционального. Деловой лидер предлагает новые идеи и побуждает группу устремляться к достижению поставленных целей. Он желает, чтобы группа эффективно делала свое дело. Его лидерство проявляется в определении проблем, в сборе информации, мнений и предложений, в оценке и подведении итогов групповой работы. Большинству формальных лидеров отведена именно такая роль. Социоэмоциональный лидер озабочен личностными и социальными потребностями членов группы. Его целью является достижение групповой гармонии, сплоченности, и он направляет свои усилия на создание доверительной и дружественной атмосферы. Он проникается заботами каждого члена группы, сглаживает конфликты, успокаивает и утешает людей. Он не скупится на похвалу, часто шутит, чтобы ослабить возникшее напряжение. Замечено, что японские менеджеры по сравнению с американскими более склонны к социоэмоциональному типу лидерства. Деловой лидер: лидер, побуждающий группу работать ради достижения цели. Социоэмоциональный лидер: лидер, учитывающий при руководстве группой в первую очередь личные и социальные потребности ее членов. Упражнение 15.9 Прочтите нижеприведенные словесные портреты лидеров и определите тип лидерства (формальный или неформальный, деловой или социоэмоциональный). а. Ирма Принсипал была назначена директором частной школы. Приступив к работе, она столкнулась с проблемой текучести кадров. Школьный бюджет был ограничен, и учителя уходили на более высокооплачиваемую работу в государственные школы. Ирма направила свои усилия на то, чтобы укрепить моральный дух коллектива, не скупилась на поощрения учителей, старалась как можно чаще устраивать дружеские собрания. ______________ б. Берта, молодая женщина, вместе с тремя приятельницами снимает квартиру в большом городе. Но вскоре она заметила, что ее подруги уклоняются от оплаты коммунальных услуг. Чтобы положить этому конец, она заводит строгий учет пользования услугами и ежемесячно сама выписывает счета каждой из трех девушек. ____________________________ в. Гарри Хатчет был назначен директором Центра детского творчества и пообещал себе, что непременно выправит тяжелое финансовое положение Центра. Он ввел в практику еженедельные собрания сотрудников, на которых обсуждалось, какие меры необходимо для этого предпринять. Он уволил пятерых педагогов, которые не смогли набрать достаточного количества воспитанников в свои группы. Нагрузка оставшихся педагогов при этом значительно возросла.________________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Теории лидерства Макгрегор (McGregor, 1960) установил, что конкретные методы работы лидера зависят от той общей концепции, которой данный лидер придерживается в отношении людей. Макгрегор выделил две возможные концепции, назвав их теорией Икс и теорией Игрек. Теория Икс — это пессимистический взгляд на природу человека. Руководители, исповедующие теорию Икс, исходят из убеждения, что человек по своей природе ленив, избегает работы и связанной с нею ответственности. Они считают, что их подчиненные преследуют свои эгоистические интересы, что им безразличны интересы организации, что люди в большинстве своем не желают самостоятельно принимать решения, а склонны подчиняться решениям вышестоящего лица. В результате такой руководитель вынужден постоянно контролировать своих подчиненных, ведь он убежден в том, что они не любят работать, что их нужно проверять, подгонять и даже наказывать, когда они не желают приложить усилий. Напротив, теория Игрек предполагает более позитивный взгляд на человеческую натуру. Ее приверженцы считают, что человек от природы деятелен и способен сам организовывать свою деятельность, что в благоприятных условиях он стремится к ответственности, к самостоятельному принятию решений, проявляя при этом присущее ему творческое воображение. Лидер, исповедующий теорию Игрек, не будет оказывать давления на людей или угрожать им наказанием, он скорее предоставит им полную свободу действий. Развивая концепцию Макгрегора, (Эуши (Ouchi, 1981) предложил еще один вариант отношения к человеку, назвав его теорией Зет. Лидеры, придерживающиеся теории Зет, исходят из того, что людям присуща некоторая активность, но без надлежащего руководства они, скорее всего, будут работать неэффективно. Такие руководители стремятся установить доверительные и кооперативные отношения со своими работниками, стараются воспитать в подчиненных преданность организации и построить работу так, чтобы самые важные решения рядовые работники и управляющий персонал принимали совместно. Деятельность лидера может основываться только на одной из трех теорий — либо на теории Икс, либо на теории Игрек, либо на теории Зет, — они несовместимы друг с другом. Представьте себе, что вы управляете штатом секретарей на крупном предприятии и придерживаетесь теории Икс. В таком случае вы, наверное, заведете специальный журнал для регистрации времени прихода на работу и ухода с работы или установите для этого какое-нибудь автоматическое приспособление. Если же кто-нибудь из ваших подчиненных опоздает или раньше положенного уйдет с работы, вы, не задумываясь, снизите ему зарплату. Вы будете присматривать за тем, чтобы ваши подчиненные вовремя уходили на обеденный перерыв и приходили с него. Очень может статься, что вы снабдите каждого секретаря толстой папкой с образцами всевозможных документов, чтобы исключить малейшую вероятность ошибок. Вы, наверное, уже поняли, что очень скоро вам придется столкнуться с тем, что все ваши подчиненные действительно соответствуют допущениям теории Икс: чем жестче вы управляете ими, тем ленивее и безответственнее они становятся. Но верно и противоположное. Если бы этой группой секретарей управляли согласно теории Игрек, то они, скорее всего, обнаружили бы иные качества. Если бы им было позволено самим составлять документы, они обязательно проявили бы творческое воображение. Они смогли бы самостоятельно редактировать и плоды своего труда. У них появился бы интерес к работе и тяга к ней, а значит, они сами торопились бы прийти на работу вовремя и не спешили бы уйти домой. А вы, как руководитель, исповедующий теорию Игрек, убедились бы в том, что нашли верный подход к людям. Но если вы как лидер действуете в соответствии с теорией Зет, то вы предложите другой, на ваш взгляд самый эффективный, метод управления людьми. Вы выясните у каждого секретаря, какой рабочий день был бы наиболее удобен ему, и, основываясь на полученных ответах, измените часы рабочего дня, иначе распределите работу между подчиненными или введете гибкий график. Работники станут обмениваться идеями о том, как лучше составить тот или иной документ или какую из компьютерных программ следует использовать в том или ином случае. Таким образом, между сотрудниками установятся дружеские отношения. Будучи удовлетворенными тем, что руководство учитывает их нужды и интересы, они будут преданы компании и их ответственность за выполняемое ими дело возрастет. Теория Икс: теория, основным положением которой является утверждение, что человек по природе своей ленив и нуждается в контроле и управлении. Теория Игрек: теория, основным положением которой является утверждение, что человек по природе своей деятелен и способен сам организовывать свой труд. Теория Зет: теория, основным положением которой является утверждение, что человек работает с максимальной эффективностью под надлежащим руководством. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|