|
Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 47034
Автор: Олпорт Гордон.
Название: Становление личности. Избранные труды. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Без сомнения верно, чт мы никогда не можем наблюдапъ тлъко одну ЛД В непрерывном потке поведения одновременно задейстованы всевозможные депер-минирующие пенденции Рассмоприм актнаписания письма для него необходима конвергенция психических установок, сиюминупных мопивов, навыков, спилиспи-ческих привычек, а тгкже глубинных личноспных убеждений и ценности Поведение всегда пребует эффекпивной конвергенции многих обусловливающих его влияний Обобщая эпот пример, мы можем сказапъ, что никакое отдельно взяпое дейспвие никогда не является однозначным результатам опдельно взятй черпы или ЛД
Вмеспе с пем, поскольку адаппивные действия, распределенные в некотром временном диапазоне, часта обнаруживают одни и пе же цели и одни и пе же особенность выражения, мы должны допуспипъ сущестование некотрых стабильных и устойчивых влияний Возьмем, например, разговорчивого человека, из которого по малейшему поводу начинаетлипъся речевой поток Должна же сущеспвовапъ некая нервно-психическая тгнденция, влияющая на его поведение в этом направлении Его болтгивоспъ, столь легко провоцируемая (эквивалентаоспъ спимулов), порождаетре-чевой поток, в котором могутбыпъ использованы идеи и слова любого рода (эквива-ленпноспъ реакций) Нелегко понят этотслучай в неврологических перминах, но должна сущеспвовапъ некоторая нейпральная сиспема с низким порогом возбуждения, способная порождапъ пакое согласованное поведение Конечно, в каждом отдельном случае форма болппивоспи детрминируется тгкже другими факторами его идеями и установками, опносящимися к пеме высказываний и к собеседнику, наличием слу-шапеля и другими ЛД, коренящимися в его харакпере То, что мы подразумеваем под личноспными диспозициями, передается выражением фокусы организации Средний человек обладаетопределенным набором интг-ресов и ценности, определенными способами и манерами самовыражения и, воз- 3 Морфогенетическая точка зрения в биологии отражена в кн Sinnott E W The biology of the spirit N Y Viking, 1955 Этот автор полагает, что конфигурация человеческой личности определяется главным образом целенаправленными мотивами (не влечениями) Личностные диспозииии 393 можно, одной или двумя впечатяющими навязчивыми идеями Эпи собранные в фокус диспозиции могутвозбуждапъся широким кругом спимулов и веспи к широкому кругу эквивалентных огтетзв (см рис 9 ) Но между эпими систгмами нет жвспких границ Даже пак называемые «логически непроницаемые ячейки» не полно-спъю опделены, их границы по меньшей мере полупроницаемы В паком случае ЛД опознаются не по их чепким конпурам или границам, а по качественной характгриспике их ядра Такой ядерной характгриспикой можвтбыпь некоторая важная цель, или смысл, или (иногда) способ выражения Все эта говорит нам о своеобразии индивидуальных усилий, направленных на выживание и овладение средой, и придаетличноспи форму Согласованность диспозииий Поскольку основной принцип поведения — его конвергентное печение, мы не можем ждапь, чпо диспозиции будут полностью согласованными и предсказуемыми Добавим, чт> наша проверка на ЛД (подобная проверке на общие черпы) заключается в демонстрации поет/рения «функционально эквивалентного» поведения Менеджера из Нью-Йорка, почпи всегда решительного, аккуратного и быспрого, буквально раз-биваетпаралич при виде подноса с французскими пирожными в ресторане Почему? Возможно, эта всего лишь успилоспъ в конце дня, возможно, эта скрыпый комплекс, идущий отнакозания в депегте за украденные пирожные Диспозиции никогда не бы-ваютполноспъю согласованными Какая была бы таска, если бы они согласовывались полностью, и какой был бы хаос, если бы они не согласовывались совсем Мы уже обсуждали несогласованность как следствие сипуации и видели, как далеко заходятнекотзрые авторы, заявляя, будто личноспъ совсем не обладаетвнут ренней согласованностью, а обязана своей однородностью сходспву сипуации, с которыми она регулярно стглкиваепся Мы спорили с этой позицией Даже человек, в одном случае проявляющий власпъ, а в другом успупающий, в одном случае грубый, а в другом слащавый, должен обладапъ эпими противоположными склоннос-пими внутри себя Иногда в человеке могутппипъся прямо противоположные ЛД Склонноспъ к завоеванию и успупчивоспъ, эксправерсия и инпроверсия, святоспъ и греховноспъ — эпи диспозиции могутпринадлежапъ одной душе Гепе создал Фауспа из паких парадоксов Сиспема психологии Юнга в большой стгпени основывается на поняпии пропивоположностгй Например, в природе человека мужского пола паится бессознательное женское Одна сипуация пробуждаетк жизни одну ЛД, другая — другую Мы не можем оприцапъ этотфакт Но мы должны обрапипъ внимание на то, что поведение, выглядящее пропиворечивым, часто вовсе не является паковым Видимое пропиворечие происпекаетиз того факпа, что мы осуществили лишь поверхностный диагноз Рассмоприм случай доктора D, всегда аккуратного в отношении самого себя и своего письменного стола пунктуального в отношении к своим лекционным замет кам, конспектам и картотеке его личное имущество не только в порядке, но и тщательно заперто на замок Доктор D также заведуетбиблиотгкой своего департамента В этой работе он беспечен оставляет дверь библиотеки незапертой (и книги пропадают), не беспокоится об уборке помещения (и накапливается пыль) Означаетли это противоречие в поведении, что у него отсутствуют ИД'? Вовсе нет Он обладает двумя противоположными стилистическими диспозициями, одна из которых — аккуратность, а другая — неорганизованность Если копнуть дальше, дуализм можно объяснить (по 394 Структура и развитие личности меньшей мере часпично) пем, чт> D обладает одной кардинальной (мопивационной) диспозицией, из копорой происпекаютоба конпраспирующих спиля поведения Исклю-чипельный факщ касающийся его личноспи, заключается в пом, чпо докпор — сосредоточенный на себе эгоист копорый никогда не действует в интересах других людей, но всегда в своих собственных Эпот кардинальный эгоценпризм (свидепельства копо-рого имеются в изобилии) пребуетупорядоченность для себя, но не для других Игтк, мы приходим к заключению, чгю согласованности диспозиций — вопрос стгпени Прежде чем говорит о ней, должна быт доказана связь между разрозненными дейстиями Вместг с тгм, существование разобщенных, специфических и даже пропивоположных дейсгтий опиюдь не фапально для вывода о согласованноспи Обычно мы обнаруживаем, чпо пропиворечие уменьшается, если почно определит действующую диспозицию Генотипические, фенотипические и псевлолиспозииии Здесь нам вспоминается полезное различение, предложенное Левином Описания в терминах «здесь и пеперь» он называетфенотипическими. Объясняющие схемы, привлекающие более глубокие диспозиции, — генотипическими В нашем случае док-пору D были присущи (фенопипически) как пщатгльный, пак и неаккуратный спили поведения, но обе эпи гоповноспи веспи себя противоположным образом (за каждой из копорых кроепся круг эквивалентных сипуаций и отгепов) коренятся в более фун-даменпальной (генопипической) ЛД, копорую мы определили как эгоцентризм Было бы некоррекпио опказывапъ фенопипическим диспозициям в испиннос-пи Они по большей часпи «испинны» в пом же самом смысле, в копором испинны общие черпы Иначе говоря, хопя они могути не опражапь основную динамику и ценпральную спрукпуру личноспи, они, по крайней мере, выражают последовапвль-носпь поведения человека Психоаналитическая тгория, к примеру, полагаещ чпо пакое свойстго как, например, скупость, является опражением анально-эропического характера Если эта пик, скупоспъ — фенопипическая диспозиция Только анально-эропический характер должен был бы, спрого говоря, рассмапривапъся как генопипический Но некоторые скупцы могутне имепъ эпого конкрепиого базисного генопипа Возможно, их накопи-тгльспво берет начало с времен спрашной нужды, спав затем функционально авпо-номным Проста они любятощущение золопа (или его эквивалент!) В эпом случае скупоспъ, возможно, и ест испинный генопип (пак сказапъ, фундаменпильная ЛД, копорая, вероятно, обнаруживается в личноспях скупцов) Эпотпример демонсприру-ещ чпо только путем исчерпывающего изучения отдельно взятой жизни мы можем надеяться достаточно успешно отличить генотип от фенотипа Иногда наши заключения могутбыпь полноспью ошибочными Например, мы можем думапь, чпо человек, дарящий подарки, великодушен Но, возможно, он проста пыпается купит, благосклонноспь В эпом случае мы имеем дело не с фенопипи-ческой диспозицией великодушия (поскольку эпотчеловек вовсе не склонен к великодушию), а с фенопипической диспозицией подкупа, и лежащий в основе генопип, судя по всему, может быт разновидноспью глубинного ощущения небезопасноспи жизни В пиком случае появляются псевдочерты— ошибки заключения, неверные суждения, происходящие отпого, чпо мы фиксируем внимание исключительно на види-моспи Здесь мы вновь видим, чпо к правильному диагнозу приводят полько самые Личностные диспозииии 395 доброкачесгтенные метзды и предельно крипический взгляд Главным образом именно благодаря способности! опделипъ испинные диспозиции отпсевдодиспозиций психология обладаетпреимущестом перед здравым смыслом Кардинальные, иентральные и вторичные диспозииии У каждого человека сущестуютЛД большей и меньшей значимости Некото-рые ЛД настолько масштгбны и настолько значимы в жизни, чт> их по праву можно назвапъ кардинальными диспозициями Почтл каждое дейстие можно проследит до его истзков В начале главы приведен список тгрминов, происходящих отимен собственных исторических личности и вымышленных персонажей (хот он и не свободен отпреувеличений и упрощений), наводящий на мысль о том, что подразумевается под кардинальными диспозициями Ни одна из тгких диспозиций не может осттъся скрытой, человек осведомлен о них и можетсттъ знаменипым благодаря им Такое качеств знаменитоспи иногда называютвыдающейся чертой, ведущей страстью, главным чувством, единой темой, корнем жизни Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|