|
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122040
Автор: Реан А.А.
Название: Психология человека от рождения до смерти. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Так, Н. В. Кузьмина дала определение продуктивности педагогического творчества, изучая деятельность преподавателей и мастеров производственного обучения. Продуктивным она определила такое педагогическое творчество, при котором в центре внимания находятся способы подготовки учащегося к жизни и дальнейшей деятельности, способы обучения самообразованию, самоорганизации и самоконтролю. Были даны также определения малопродуктивного и непродуктивного педагогического творчества.
Данное определение профессионализма деятельности долгое время считалось основополагающим в акмеологии, и сейчас оно является важным методологическим ориентиром. В то же время исследования, проведенные в акмеологии в последние годы, показали, что целесообразно рассмотрение профессионализма не только в деятельностном контексте, а в неразрывной связи и с личностным, что согласуется с важнейшим методологическим принципом единства деятельности и личности (Ананьев Б. Г., Бода-левА. А., Ломов Б. Ф.). Поэтому возникла настоятельная необходимость рассматривать категорию профессионализма в более широком контексте, в 468 ■ Часть VI. Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет) деятельностном и личностном проявлениях. Действительно, в процессе становления профессионализма деятельности личность обязательно развивается. При этом речь может идти как минимум о четырех направлениях данного развития: личностно-профессиональном, профессионально-квалификационном, профессионально-должностном и нравственном (Богданов Е. Н., Гусева А. С, ДеркачА. А., Дьяков В. М., ЗазыкинВ. Г., Омаров A.M., РеанА. А., ШепельВ. М. и др.). Осваиваются новые способы и алгоритмы решения профессиональных задач, расширяется система профессиональных навыков и умений, и наряду с этим приобретаются новые знания, расширяется кругозор, сложные специальные способности, формируются новые интересы, возникают новые потребности, ценности, эталоны, усиливаются личностно-деловые и профессиональные важные качества — происходит изменение личности. Но данные изменения в свою очередь способствуют более эффективному освоению новых высокопродуктивных алгоритмов и технологий. Иными словами, в акмеологических исследованиях речь должна вестись уже о профессионализме, включающем в себя профессионализм личности и профессионализм деятельности. Это существенно расширяет возможности акмеологических исследований и выводит их на уровень личностного в профессионализме. Профессионализм деятельности — качественная характеристика субъекта деятельности, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью. Профессионализм личности — качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических составляющих профессионализма, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста. Исследования, проведенные по данному направлению акмеологии, позволили обосновать следующие базовые определения. По мнению ряда исследователей, профессионализм личности также должен включать в себя профессиональные стандарты, ориентирующие на высокое качество выполнения деятельности—«профессионал своего дела», систему нравственных норм, делающих профессионалов в известной мере личностями исключительными. Таким образом, профессионализм накладывает на субъекта труда определенные жесткие обязательства, не только отражающие качество деятельности, но и влияющие на систему его отношений. Иными словами, профессионал всегда и во всем ограничен рамками высоких стандартов. Формирование и развитие профессионализма связано с определенными условиями и факторами. Акмеологические условия — значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма личности и деятельности. Акмеологические факторы — основные причины, движущие силы профессионализма. Акмеологические условия и факторы, как следует из данных определений, близки по своему содержанию, но не тождественны. Акмеологические условия имеют скорее объективный характер по отношению к будущему ГЛАВА 6. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ■ 469 Профессионализм деятельности — качественная характеристика субъекта деятельности, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью. Профессионализм личности — качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических составляющих профессионализма, адекватный уровень притязаний, мо-тивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста. Акмеологичвские условия — значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма личности и деятельности. Акмеологичвские факторы — основные причины, движущие силы профессионализма. профессионалу, в то время как многие акмеологичвские факторы субъективны. Таким образом, на разных этапах развития профессионализма сила и значимость акмеологических условий и акмеологических факторов различна. В психолого-акмеологических исследованиях в качестве значимых акмеологических условий назывались задатки, общие и специальные способности субъекта труда, состояние общества в период его становления, условия семейного и школьного воспитания, возможность получения образования, доступ к культурным ценностям и пр., что составляет содержание условий так называемого предстартового периода развития профессионализма (Бо-далев А. А., Деркач А. А., Кузьмина Н. В. и др.). Акмеологичвские факторы, как отмечалось, ближе к произвольному воздействию со стороны субъекта труда и бывают трех видов (Кузьмина Н. В.): — объективные, проявляющиеся как внешняя заданность и связанные с реальной системой профессиональной деятельности; — субъективные, связанные с индивидуальными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности — это мотивы, направленность, интересы, компетентность, умелость и др., мера их проявления объясняет субъективные причины, содействующие росту профессионализма; — объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления. Данная типология обладает достаточной степенью общности, но в то же время возможно применение и других оснований для обобщения. В частности, акмеологичвские факторы могут быть общими, особенными и единичными. Важнейшими общими акмеологическими факторами, как показали исследования, являются высокий уровень мотивации, потребность в достижениях, высокие личностно-профессиональные стандарты, стремление к самореализации. Общими акмеологическими факторами являются также высокие уровни профессионального восприятия, мышления и антиципации (Деркач А. А., Кузьмина Н. В.), а также престиж профессионального мастерства (Шадриков В. Д.). Видное место среди особенных акмеологических факторов занимают те, которые в конкретных видах профессиональной деятельности способствуют достижению высоких показателей — точности, надежности, организованности и пр. Таковыми являются, например, стрессоустойчивость, развитая 470 ■ Часть VI. Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет) психомоторика, высокий уровень внимания и др., то есть то, что называется психологическими профессионально важными качествами. Сюда же могут входить и специальные умения. Единичные акмеологические факторы отражают индивидуальные проявления в деятельности и профессиональном развитии. Достижение профессионализма в акмеологическом понимании связано с развитием личностных качеств (целеустремленности, инициативности, организованности), черт характера (упорства, настойчивости, последовательности), интеллектуальных качеств, с совершенствованием и обогащением профессиональных умений, раскрытием творческого потенциала личности и ее нравственным совершенствованием. Поэтому профессионализм всегда связан с личностно-профессиональным развитием. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|