|
Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50348
Автор: Еникеев М. И.
Название: Общая и социальная психология. Учебник для вузов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Правовое воздействие на поведение членов общества осуществляется через механизм правового регулирования. Являясь разновидностью социального регулирования, правовое регулирование осуществляется по информационному и ценностно-ориентационному каналам. В качестве объекта правового регулирования выступает волевое поведение людей, зависящее от социально-психологического состояния среды, уровня социальных притязаний в обществе, социально-культурного наследия общества. Эффективность правового регулирования зависит не только от его "жесткости", но и от соотнесенности со свойствами объекта этой регуляции. Уровень развитости правовой системы в значительной мере определяется ее соотнесенностью с насущными потребностями общества, психологическими особенностями человеческого поведения. Правовые средства могут быть адекватными и неадекватными социально-психологическим условиям реализации права. Однако социально-неадекватными могут быть не только средства реализации права, но и сама извращенная сущность права, присущая тоталитарным системам.
В период советского тоталитаризма многие юридические законы имели антиправовой, несправедливый характер и их исполнение требовало грубого принуждения. Многие из них были абсурдными (налоги на холостяков, фруктовые деревья и др.), нормативно-конфликтными – противоречили нравственным нормам. Систематическое извращение правовой сущности законов вело к резкому падению престижа законов, правовой десоциализации общества. В настоящее время ваше общество стоит перед необходимостью социокультурной реформации. Первоочередной социальной задачей является легитимизация нашего общества – неукоснительное подчинение всей его жизнедеятельности требованиям закона. Формирование правового государства связано с глубокими процессами утверждения правовых ценностей в психологии личности, утверждением правовой ориентации в системе социальной адаптации личности. И если мы хотим добиться уважения к закону, мы должны создать законы, достойные уважения. Переход нашего общества к социально-рыночным отношениям сопряжен с рядом новых экономических, правовых и социально-психологических трудностей. Общество должно адаптироваться к принципиально новым для него условиям жизнедеятельности, осуществить не только экономическую, но и идеологическую и социально-психологическую переориентацию. РАЗДЕЛ VI. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ Глава 1. Античные и древневосточные психологические воззрения В течение многих тысячелетий малопонятные психические явления люди обозначали собирательным понятием "душа". Субъективность, интимно-личностная специфика психических проявлений делали их таинственными и непостижимыми. Существовало верование в то, что человек состоит из плоти (тела) и бесплотной души. Первые философские учения о душе исходили из концепции анимизма – веры во всеобщую одухотворенность всего сущего. Душа понималась как некая независимая от тела сущность, способная управлять как живыми, так и неживыми предметами. Смерть человека связывали с тем, что душа покидает его тело. Но постепенно накапливались знания о психике человека – сначала эмпирические, а затем и научные. Психология как учение о душе возникла более двух тысяч лет назад в качестве составной части философских учений древнегреческих и древневосточных мыслителей. (Термин "психология" был введен лишь в XVII в.) Первая систематизация знаний о психике была осуществлена выдающимся древнегреческим философом Аристотелем (384–322 гг. до н. э.) в трактате "О душе". По Аристотелю, душа – не бесплотная сущность, а способ организации живого тела и его поведения. "Душа движет живое существо решением и мыслью"*. Это утверждение – одно из основных достижений научной мысли Древней Греции. Так был сделан прорыв в анималистической трактовке души как особого существа, живущего в теле человека. * Аристотель. О душе // Соч. В 4-х т. Т. 1. М., 1976. С. 384. Аристотель первым провозгласил функциональную взаимосвязь души (психики) и тела (организма). "Душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной", – утверждал Аристотель. Его учение о растительной, животной и разумной душе утвердило принцип развития психики от низших форм к высшим. Психологические взгляды Аристотеля основывались на естествоведческой основе. (В молодые годы он изучал медицину.) Способности человека Аристотель справедливо трактует как систему природных предрасположенностей, развившихся в практической деятельности. "...То, чем мы обладаем по природе, мы получаем сначала как возможность, а затем осуществляем в действительности"*. * Аристотель. Соч. В 4-х т. Т. 4. М., 1983. С. 78. Аристотель заложил психологическое направление в философии. Из многообразного потока жизненных явлений он выделил отдельные группы, имеющие единую психологическую основу. Им была дана первая классификация психических явлений. Интегрировав достижения античной мысли о психике (душе), Аристотель своими трудами на многие столетия определил развитие психологии. Кроме трактата "О душе" психологические взгляды Аристотеля содержатся во многих других его произведениях – "Этика", "Риторика", "Метафизика", "История животных". Многие концептуальные положения Аристотеля входят в научный арсенал современной психологии: высшие психические функции возникают на основе низших, образы воображения служат предпосылкой мышления, память основана на ассоциациях по сходству, смежности и контрасту, внутренняя активность организма неизбежно сопряжена с чувством удовольствия и неудовольствия, действия, связанные с удовольствием, закрепляются – на этом основано научение, поведенческие реакции должны быть адекватными внешним условиям, они не должны быть ни избыточными, ни недостаточными. Учение Аристотеля противостояло идеалистической трактовке психики Платоном (427–347 гг. до н. э.), который рассматривал душу как вместилище вечных идей. Но в учении Платона существенным было то, что мир идей он рассматривал как смыслообразующий фактор познания. Платон гениально распознал в идее, понятии умственную модель, устойчивый стандарт предметов. Трактовка Платоном психики как идеальной сущности также является выдающимся достижением древнегреческой философии. В учении Аристотеля и Платона психическое отделилось от телесного. Душа перестала трактоваться как мифологический двойник тела и была осмыслена как организующий механизм жизнедеятельности живых организмов. Идея Аристотеля о регуляционной сущности души и представления Платона об идеальной сущности психики стали фундаментом развития научной психологии на Западе. На Востоке же проблема души получила преимущественно этическое толкование как учение о достижении личностного самоусовершенствования. Возникший на Востоке в VI в. до н. э. буддизм также отрицал душу как особую сущность, интерпретируя ее как поток сменяющих друг друга состояний. Возникшие затем философские школы строились на позиции этического потенциала души. Так, йога учила и учит, что для самопознания души следует подавлять все затмевающие ее виды деятельности, постигать глубины подсознания. Этической направленностью отличались и сложившиеся в первом тысячелетии до н. э. философские школы Китая: даосизм, конфуцианство и др. Важнейшей категорией древнекитайского мировоззрения была идея "дао" – идея пути, всеобщей мировой направленности, которой должен соответствовать каждый человек. В отличие от Востока западноевропейская психологическая концепция развивалась в русле естественно-научных представлений. Значительный вклад в развитие представлений о естественно-научной основе психологии внесли древнегреческие и древнеримские врачи. Уже в VI в. до н. э. древнегреческий врач Алкмеон, выявив наличие глазных нервов, пришел к выводу, что органом души является мозг. Древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.) привнес в психологию учение о темпераментах. Во II в. до н. э. римский врач Гален расширил представление о физиологической основе психики, приблизился к понятию сознания, расчленил движения на произвольные и непроизвольные. Глава 2. Учение о душе в эпоху средневековья Связующим звеном античной философии и философии средневековья было неоплатоническое учение, развитое на стыке IV и V веков Августином Блаженным. В его учении понятие души приобрело религиозное содержание. Наряду с этим Августин развивает и представления Аристотеля о душе ("Душа – некоторая субстанция, причастная разуму, которая приспособлена к управлению телом"). В XIII в. возникло новое теологическое направление – учение Фомы Аквинского. Наряду с ортодоксальностью в религиозных вопросах томизм допускал права науки, здравого смысла – возникли первые ростки будущего рационализма. Томизм также ориентировался на учение Аристотеля. Однако в учении Аристотеля томизм утрировал его теологические и дуалистические стороны. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|